Сергей Брюн известен прежде всего как артист. Он сыграл Лариосика в сериале «Белая гвардия» режиссёра Сергея Снежкина. Но съёмочной площадке предпочёл работу в Музее русской иконы.
- Учась в школе, я был алтарником в храме, - рассказывает он. -
Одновременно играл в школьном театре. С детства находился перед выбором:
либо церковь, церковная история, либо актёрское мастерство. Выбрал
актёрство. Но уже на последних курсах Школы-студии МХАТ я готовился к
бегству в науку. Тогда было ощущение, что лишь несколько дней в году я
сопричастен чему-то важному, играю стоящие роли. А остальное время... Оно
уходило бесследно. Вскоре я понял что ни театр, ни кино не помогут мне
заполнить эту пустоту. И два года назад сделал окончательный выбор.
Сейчас я сотрудник Музея русской иконы.
Что я открыл в Америке
- Когда у вас возник интерес к иконе?
- Моё первое детское воспоминание - икона Спасителя, которая стояла у
нас дома. Не помню, сколько мне было лет, но вижу как сейчас: меня на
руках укачивает мама, а я смотрю на этот образ.
- Ваша семья была верующей?
- Да, во многом мамиными стараниями. Мы с родителями жили в США и первое
время причащались, только когда приезжали в Россию, потому что в нашем
городе не было русской церкви. Мы ещё не знали о том, что разные
православные церкви могут находиться в каноническом общении и верующему
можно зайти в «чужой» православный храм, побывать на службе,
исповедаться, причаститься. Нам открыл глаза один батюшка в Москве: «В
Америке - море Православия. Идите в греческий храм, в румынский...» И мы
стали посещать приход Святого Павла (Православной Церкви в Америке. -
Прим. ред.) в Лас-Вегасе. Меня быстро взяли алтарничать, хотя я
увлекался рок-музыкой, одевался неформально. И начался радостный опыт
церковного общения. Я видел весь спектр традиций: бабушек-американок,
которые не покрывают головы и сидят значительную часть службы на
стульчиках; африканцев из Эритреи, которые благоговейно снимают обувь
при входе в храм и падают ниц при выносе Святых Даров. Все традиции были
представлены, можно было питаться от них. И все верующие принимали эти
различия как должное, никто никого не учил, при этом все знали, кто у
кого заболел, кому нужна помощь.
«Всегда радуйтесь!»
- В каком возрасте вы задались вопросом: есть ли Бог?
- Бог - это реальность, в с которой всегда была возможность осознанно
или неосознанно соприкоснуться. Осознанно у меня это получилось
благодаря маме. Великое открытие христианства - идея того, что Господь
благ, что Он - Любовь. Если собрать всех людей, может, и найдётся
кто-нибудь, готовый броситься за нас на амбразуру. Но, зная все наши
помыслы, всё зло, на которое мы способны, можно ли допустить, что кто-то
из нас станет медленно задыхаться на кресте ради ближнего своего? Это
ощущение, что Бог тебя не отпускает, любит и знает тебя лучше других,
ощущение Его присутствия, наверное, и делает возможной жизнь.
- Какой момент в Евангелии вам ближе всего?
- Чудо на свадьбе в Кане Галилейской. Это важнейшее свидетельство любви
Господа к нам. Замечательное толкование приводит Достоевский в «Братьях
Карамазовых», когда говорит, что Господь совершил своё первое чудо во
утешение человека. Из огромного сострадания, снисхождения и любви к нам.
Опять же присутствие Христа на брачном пиру - это ощущение радости
жизни. Не мучения, не скорби, а именно радости. «Всегда радуйтесь!» -
говорит апостол Павел.
И ещё, конечно, воскрешение Лазаря. Именно момент слёз Христа, когда Ему говорят, что Лазарь умер.
Как понимать язык иконы
- Чем вы занимаетесь в музее?
- Научной работой, участвую в подготовке выставок, читаю лекции, вожу
экскурсии. К сожалению, многие люди, которые приходят в наш музей,
совершенно не готовы к восприятию иконы, пониманию её языка.
- Каков этот язык?
- В нём нет ничего случайного. На иконах Богоявления Спаситель стоит в
водах Иордана фронтально, потому что Он - абсолютный центр и все к Нему
склоняются. Или Он обращается к Иоанну Предтече, и их взаимное склонение
- символ встречи Ветхого Завета и Нового. На иконе Сошествия Господа во
ад Христос первым возводит Адама, а у Евы в этот момент воздеты и очень
трогательно покрыты руки, что рождает образ покаяния, она считает себя
недостойной даже коснуться Спасителя.
- Пониманию икон мешало и богоборчество?
- Россия - страна великих иконописцев, но к иконам у нас часто
относились потребительски. Да, в советские времена их вообще
использовали как ставни, как крышки для бочек с капустой... Но и задолго
до революции старые иконы часто сваливали на колокольнях.
- Вам нравится здесь работать?
- Музей организовал предприниматель Михаил Абрамов. Когда один человек
создаёт бесплатный музей, не жалея денег, собирает коллекцию редчайших
икон, чтобы каждый мог прийти и увидеть их, - это здорово. Быть
сопричастным такому делу - счастье.
Беседовала Анна ПЕСТЕРЕВА
Адрес музея: Гончарная ул., 3, стр. 1 (м. «Таганская»).
Тел. (495) 221-5283