культура: Юбилейный фестиваль Чайковского в Клину обещает превзойти все ранее проходившие там мероприятия.
Волков: Одна из его целей, как говорят устроители, попытаться создать «наш Экс-ан-Прованс» (фестиваль во Франции. - «Культура»),
то есть престижную открытую сцену. Сделано все на широкую ногу и в то
же время серьезно, вдумчиво. «Сапсаны» будут в дни торжеств
останавливаться в Клину, рекламная кампания организована очень достойно.
Отрадно видеть, что наш национальный гений так широко пропагандируется.
К тому же фестиваль задуман как общедоступный. Там достаточно
демократичные цены даже на очень престижные концерты. Это можно только
приветствовать.
культура: Где будете выступать? Зал там всего на триста мест. И что исполните?
Волков: На период фестиваля творческим коллективам
отдают еще ряд концертных площадок в городе и его окрестностях. На
центральных улицах Клина будут установлены жидкокристаллические экраны -
чтобы все жители и гости смогли увидеть и услышать выступления
артистов. А наша программа называется «Две литургии». Это идея Бориса
Григорьевича Тевлина, моего незабвенного учителя, который любил
соединять литургии Чайковского и Рахманинова в одном концерте. Для Клина
такое сопоставление очень кстати. Потому что замысел фестиваля -
Чайковский и музыка, так или иначе с ним связанная.
Литургия Рахманинова во многом следует Литургии Чайковского, развивает ее традиции. Оба сочинения - это размышления человека о Боге, путь к Богу. Там одинаковая драматургия - от мрачных тонов к свету. Перелом и у Чайковского, и у Рахманинова наступает в «Херувимской», когда на героя словно нисходит озарение через очень тихую музыку. Потом - эмоциональный всплеск, связанный с благодарением и прославлением - «Свят Господь Саваоф». Далее молитвенное «Тебе поем», лирическое «Достойно есть» и абсолютное умиротворение, слияние с Высшим миром в последних номерах. Первые же наполнены драматизмом. У Рахманинова он более сдержанный. У Чайковского сразу с высшей точки все начинается. «Единородный Сыне» - фрагмент, наполненный человеческой трагедией. Это музыка нервная, исполненная «последней надежды». Но лирический герой прорывается к Богу. И у Чайковского, и у Рахманинова. Литургии у них заканчиваются катарсисом. Если же говорить специально о Чайковском, я бы сказал, что у него это вообще одно из самых светлых по духу сочинений.
культура: Духовную музыку Чайковского часто называют излишне эмоциональной для богослужения.
Волков: Считаю глубоко ошибочными суждения о том, что
духовная музыка Чайковского чужда церкви, не религиозна. Это музыка,
обращающая к Богу. Я ее горячий адепт; одна из моих целей - показать ее
людям. Что касается соответствия правилам богослужения... Чайковский
ведь написал очень строго. Стремился соблюдать все стилевые нормы,
законы и «технические подробности» православной музыки. Но где-то, как
светский композитор, дал яркую контрастность, драматизм, порыв.
Хочется спросить у тех, кто говорит про отсутствие у него молитвенности: разве вы монахи? Вы уже доросли до умной молитвы? Почему требуете от Чайковского, чтобы он был Симеоном Новым Богословом? Сами умеете так молиться? Мы, миряне, являемся душевными людьми, молимся по-разному - приносим к Богу и земные радости, и горести, и отчаяние, и надежды. И Чайковский, как наш брат по Адаму, обращается не к святым, не «в безмолвии сущим». Он молится вместе с нами, мытарями и грешниками: «Боже, смилуйся».
культура: В церкви сочинения Чайковского часто исполняются?
Волков: Да. «Трисвятое», например, прочно вошло в
клиросный репертуар. Николай Матвеев (регент храма Всех скорбящих
Радость на Большой Ордынке. - «Культура») со своим хором пел
Литургию Чайковского. Как раз она рассчитана на исполнение за службой.
Но здесь важно, что за храм, кто там служит и молится.
Личное воспоминание: однажды на Пасху довелось регентовать Литургией Чайковского в православном храме Пхеньяна. Служил русский священник из Владивостока и два корейских батюшки. Прекрасные духовные люди. Пел наш хор и болгарские оперные солисты - мы все участвовали в фестивале «Апрельская весна». Всего человек сто. Это было чудесно и неповторимо.
культура: Глубокая религиозность может побудить композитора отказаться от своего профессионального дара?
Волков: Ни от чего не надо отказываться. Господь нас к
этому не призывает. Если у человека Божий дар, надо принести Авелеву
жертву: отдать Богу лучшее. Нельзя замолкать, нельзя талант зарывать в
землю. Чайковский, кстати, после создания Литургии сказал: «Я чувствую,
что начинаю уметь любить Бога, чего прежде я не умел». Эта музыка и ему
самому духовно помогла.
культура: На фестивале в Клину
будет исполнена вторая авторская редакция Первого фортепианного
концерта. Произойдет, так сказать, возвращение к истокам. Духовная
музыка Чайковского не подвергалась затемняющим первоначальный смысл
редакциям?
Волков: Насколько знаю, нет. В советское время были
открытия, касающиеся светских хоров. Например, восстановили по
черновикам «Правоведческую песнь». А с духовной музыкой все понятно.
Есть 63-й том собрания сочинений. Он вышел позже, в 1990 году. Но
оформлен так же, как и основные тома. Это академическое издание, на него
и ориентируемся.
культура: Некоторые скрипачи
жалуются на скрипичный концерт Стравинского - якобы его написал человек,
не знающий скрипки. С точки зрения хормейстера, Чайковский хорошо знал
специфику хора?
Волков: Вокальный Чайковский сложен. Надо очень хорошо
владеть регистровкой голоса, у него много переходных нот, неудобные
скачки и пассажи... Но неисполнимого в этой музыке нет. Да, он написал
трудно, в расчете на знающих, профессиональных музыкантов. Когда перед
тобой партитура гения, изволь позаниматься и сделать.
культура: Ваши личные пристрастия в вокальной музыке Чайковского?
Волков: Очень люблю и духовные хоры, и светские. Самое
для меня задушевное - «Легенда» на стихи Плещеева. Это одна из немногих
тем в русской музыке, которую использовали для молитв все христианские
деноминации, включая старообрядцев. Они развели ее по крюкам и назвали
«Предание о Христе Спасителе». Представляете, эти люди вообще отрицают
послепетровские традиции, а тема Чайковского у них живет.
культура: Отпоете на юбилейном фестивале Чайковского. Что дальше ожидает Хор имени Свешникова?
Волков: Участие в уникальном проекте «Русский день».
Инициатива благотворительного фонда «Классика» была поддержана высшим
руководством страны, губернатором и правительством Санкт-Петербурга,
МИДом и Министерством культуры. 12 июня, в День России, в пяти странах
мира на крупнейших площадках пройдут выступления наших ведущих
коллективов - это более чем 500 первоклассных музыкантов. Наш хор
планирует выступить в парижском зале Гаво. Гордимся, что будем
первопроходцами замечательного проекта, и надеемся: национальный
праздник Отечества станет подлинно Русским днем, когда российские творцы
смогут говорить языком искусства с простыми людьми разных стран. От
сердца к сердцу.