Митрополит Антоний © / УНИАН
«Главная причина разрушения семьи - это эгоизм, оскудение любви, как следствие - лицемерие и ложь, - считает митрополит Антоний (Паканич), управделами УПЦ, с которым «АиФ» поговорил о феминизме и духовности в канун «православного 8 марта» Теги: митрополит АнтонийответственностьУПЦУкраинская Православная Церковь Новость по теме В Тернопольской области сгорел храм Автокефальной церкви
Евангелие универсально
- Владыка, сегодня и вам, наверное, часто приходится слышать: женский пол ущемляют, лишают равноправия, понятие «слабый пол» - предрассудок и архаизм. А мужчины в то же время все чаще сокрушаются по поводу отсутствия женственности в современных женщинах. Каким видит настоящую (идеальную) женщину православие? Как ее можно охарактеризовать?
- Сама наша ментальность, сформированная под влиянием христианских ценностей, определяет высокое значение женщины как хранительницы домашнего очага, берегини рода, образца мудрости, целомудрия и жертвенной любви. Охарактеризовать настоящую, идеальную женщину очень легко - для этого нужно просто описать свою мать, сестру, жену или дочь. То есть изначально наши представления о женщине состоят из тех образов, которые заложены с детства, впитаны с молоком матери, усвоены с ее заботой, воспитанием и любовью. Это те образы, которые связаны с опытом любви и брака, семьи и отцовства, единства и преданности. Поэтому Православная церковь призывает свято хранить тот образ женщины, который соответствует ее высокому назначению в мире. Этот образ невозможно себе представить без христианских добродетелей смирения, скромности, милосердия, сострадательности, целомудренности. Все, что противоречит этим качествам, разрушает образ женщины. Верные последовательницы Христа проявили необыкновенную преданность и остались с Господом даже тогда, когда разбежались апостолы. Подобное было и в советский период.
- Как известно, первыми встретили Воскресшего Христа именно женщины, жены-мироносицы. В ближайшее воскресенье - православная церковь отмечает Праздник жен-мироносиц. Считается, что они оказались первыми благовестницами, в то время как мужчины-ученики проявили скептицизм и неверие. Говорит ли это о том, что Церковь возлагает на женскую природу особые чаяния и надежды? Какими могут быть эти надежды?
- Действительно, последовательницы Христа проявили необыкновенную преданность и остались с Господом, даже когда в страхе и недоумении разбежались апостолы. Размышления об этом вызывают у меня ассоциации с периодом советских богоборческих гонений, когда большинством наших прихожан в то время были женщины, благодаря которым Церковь и выстояла в сложных испытаниях. И сегодня женщины трудятся при храмах, поют на клиросе, исполняют важную роль в приходской жизни. Невозможно себе представить современную церковную жизнь без женских монастырей - оплота веры и благочестия. Это говорит и о важной роли женщины в жизни Церкви, и о той силе духа, в которой раскрывается Евангельский идеал независимо от пола, расы, национальности или еще каких-либо факторов. Об этом апостол Павел говорит совершенно ясно: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). Евангелие универсально, и христианство никогда не проводило градации между верой мужчин и женщин. Все одинаково спасаются стяжанием благодати Святого Духа через подражание Иисусу Христу и служат Его Церкви в меру своих сил и способностей. Мне трудно судить, чего не хватает современной женщине. Бич современного человечества - это одиночество, а счастье - ощущение единства с Богом и людьми.
Школа любви
- Развитие современных технологий: стиральные машины, пылесос и т.д. облегчают быт. Но от этого женщина не становится счастливее. Чего не хватает современной женщине для счастья?
- Я уверен, что быт как таковой вообще не способен обеспечить счастье. Это трясина, в которой увязают наши мечты и надежды. Проблемы в жизни возникают именно тогда, когда бытие разменивается на быт. То есть происходит упрощение наших жизненных задач и целей. Христианство открывает перед нами такие горизонты смыслов, которые наполняют жизнь самым главным и важным, отодвигая на второй план второстепенное и ненужное.
Мне трудно судить о том, чего не хватает современной женщине. Бич современного человечества - это одиночество, люди все больше отдаляются друг от друга, становятся чужими. Нам всем не хватает живого человеческого общения, и никакие технологии его никогда не заменят. Они облегчают бытовую жизнь, но неспособны заполнить внутреннюю пустоту человеческой души. Через Евангелие человек открывает себя миру - и происходит встреча с Богом и ближним. Ощущение этого единства с Богом и людьми, по-моему, и есть счастье, к которому мы все стремимся.
- Количество разводов в Украине стремительно растет. Семейные ценности обесцениваются. Стало нормой, что женщина одна воспитывает и содержит ребенка. Что это за феномен? Почему так происходит? Как Церковь может помочь укреплению института семьи?
- Христианская семья - это «малая церковь», созидаемая по образу Церкви Христовой. Сегодня же мы наблюдаем легкомысленное отношение молодежи не только к институту брака, но и вообще к личным отношениям. Мне кажется, главная причина этого - эгоизм. Люди хотят жить в свое удовольствие и становятся неспособными брать на себя ответственность за других. Отсюда вытекает лицемерие и отчужденность, люди начинают врать друг другу, а это главный симптом того, что между ними нет любви и единства. Как говорил Сергей Довлатов, «антоним любви - это даже не равнодушие и не отвращение, а банальная ложь». Основой интимных отношений являются искренность и преданность.
Семья - это школа любви, когда человек избавляется от собственного эгоцентризма и в какой-то мере начинает видеть мир глазами двоих, переносит центр интересов, мироощущения с себя самого - на другого, того, кого любит. Этому нас учит Евангелие, и Православная церковь продолжает отстаивать традиционные семейные ценности, напоминая об опасности отклонения от евангельских норм жизни. И мы надеемся, что голос Церкви будет услышан нашим обществом, которое претерпевает сегодня множество кризисов - общественных и личностных. Выход из них я вижу в правильной расстановке ценностных приоритетов. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «Кто земное предпочитает духовному, тот лишится и того и другого; а кто стремится к Небесному, тот непременно получит и земное».
http://www.aif.ua/society/social/mitropolit_antoniy_lyudi_razuchilis_brat_otvetstvennost_za_drugih