От редакции: Мы публикуем описания, приведенные в книге Владимира Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни». Этот материал весьма важен для понимания корней так называемых пятидесятников, нахлынувших на Россию и страны СНГ из США с начала 90-х годов XX века, распространяющихся поныне под самыми разными наименованиями.
Их историю принято исчислять с конца XIX столетия от канзасского афериста и проповедника Чарлза Парэма, но, пожалуй, есть основания ознакомиться и с более ранними проявлениями американской «религиозности». Тем более это важно сегодня - в свете информации о значительной разрушительной роли прозападных харизматических организаций в ходе «Оранжевой революции» на Украине.
...
Из религиозных эпидемий между прочим достойны внимания американские
религиозные движения, известные под именем возрождения. Заимствуем
описание этих эпидемий из книги Б. С и д и с а:
«В 1800 г. волна религиозной мании прошла по стране и достигла высшей
степени в знаменитых Кентукских возрождениях. Первый митинг под открытым
небом происходил в Cobin Creek. Он начался 22 мая и продолжался четыре
дня и три ночи. Крики, песни, молитвы, возгласы, припадки конвульсий
превратили это место в пандемониум. Старавшиеся уйти или принуждены были
вернуться, как бы влекомые какой-то таинственной силой, или падали в
судорогах на дороге. Язва распространялась, свирепствуя с не утихающей
яростью. Семьи приезжали из дальних местностей, чтобы присутствовать на
митингах. Обыкновенно полевые митинги продолжались 4 дня, от пятницы до
утра вторника, а иногда они тянулись целую неделю. Один быстро следовал
за другим. Народ оживлял леса и дороги, ведущие к местам сборищ.
«Кабатчик, - пишет д-р Davidson, - бросал свою работу, старик хватался
за костыль, юноша забывал свои развлечения, плуг был оставлен в борозде;
зверь наслаждался отдыхом в горах; все дела остановились; смелые
охотники и солидные матросы, молодые люди, девушки и малые дети
стекались к общему центру притяжения». На одном из этих митингов
присутствовало 20 тысяч народу.
Общий митинг в Indian Creek, Harrison
Cannty, продолжался около 5 дней. Сначала было спокойно. Но внушение не
замедлило прийти, и на этот раз оно было дано ребенком. 14-летний
мальчик взобрался на обрубок и начал жестоко безумствовать, он скоро
привлек к себе главную массу народа. Побежденный могучими эмоциями,
маленький мальчик поднял руки и, роняя платок, омоченный слезами и
потом, воскликнул: «Так, о грешник, ты полетишь в ад, если не отступишь
от своих грехов и не вернешься к Господу!» В этот момент некоторые упали
на землю, «подобно пораженным в битве, и дело пошло дальше так, что
язык человеческий не в состоянии описать». Тысячи людей извивались,
корчились и метались в припадках религиозного исступления. Так сильна
была зараза «возрождения», что даже индифферентные зрители, насмешники и
скептики, поражались ею и присоединялись к неистовствам безумных
религиозных мальчиков и впадали в сильные конвульсии религиозной
истерии». Б. Сидис.Психология внушения, с. 347-349.
По словам проф. D. W. Jandel'я: «Во многих местах религиозная мания
принимала форму смеха, пляски и лая или превращения в собаку. Целые
собрания бились в судорогах с истерическим смехом во время богослужения.
В диком бреду религиозного исступления люди принимались плясать и,
наконец, лаять по-собачьи. Они принимали собачьи позы, ходя на
четвереньках, рыча, щелкая зубами и лая с такою точностью подражания,
что обманули бы того, кто не глядел на них. И терпевшие такую позорную
метаморфозу не всегда принадлежали к простонародью; напротив того, лица
высшего положения в обществе, мужчины и женщины культивированного ума и
приличных манер были через сочувствие доводимы до этого унизительного
состояния».
Подобные же эпидемии возрождения случались в Америке неоднократно.
Прекрасное описание большой эпидемии возрождения, приведшей к половым
союзам, мы находим у Albert'a S. Rhodes'a.
«Что обыкновенно называют «Великим Американским возрождением», - говорит
этот автор, - началось одновременно в Нью-Хейвене и Нью-Йорке в 1832 г.
и, по-видимому, не было делом отдельного лица или лиц, но явилось в
полном смысле народным движением. Оно носилось в атмосфере, было в умах
людей. Эпидемия разрасталась и свирепствовала подобно пожару в одной
части страны, известной у старожилов под именем «сожженного округа».
Особенно же она выразилась по берегу озера Ontario и в областях Madison и
Oneida.
Характерные признаки сопровождали эту духовную бурю. Бальные залы
обращались в места молитв, театры в церкви... Логически рассуждавшим
священникам говорили, что они держат губку с уксусом у засохших губ
грешников, вместо того чтобы вести их к источнику жизни, из которого они
могли бы пить вдоволь. С ними поступали, как обыкновенно, при этих
движениях, - отстраняли, чтобы дать место новым толкователям и пророкам,
крикунам и невеждам, полным веры, которые днем и ночью проповедовали о
грядущем гневе и золотых улицах нового Иерусалима.
Из этой религиозной мании выросло яблоко Содома; последователи его скоро
стали не способны ко греху... «И когда человек начнет сознавать, что его
душа спасена, - провозгласил один из духовных вождей, - первое, что он
предпринимает - это найти свой рай и свою Еву». Вожди не могли найти ни
рая в своих собственных домах, ни Ев в своих женах и искали своих
«близких» на стороне»... В конце концов, «старые связи были порваны,
Царство небесное было под рукой. Старые правила больше не связывали;
старые обязанности были устранены. Мужчины и женщины выбирали себе
небесных сотоварищей, невзирая на супружеские связи.
Сначала такие союзы должны были быть чисто духовного характера, но,
конечно, в конце приняли характер половой связи. В непродолжительном
времени духовное единение было найдено неполным и приняло обычный
характер отношений. Которые существуют между мужчиной и женщиной,
живущими в близком соприкосновении друг с другом. Мужчины, жившие с
чужими женами, и жены, жившие с чужими мужьями, произвели странное
смятение... Детей покинули их естественные покровители.
Из этого вышло худшее. Мужчины и женщины открыли, что они сделали ошибки
в своих духовных союзах и, прожив несколько времени вместе, они
разделялись, чтобы сделать новый выбор. Потом в сравнительно короткие
периоды они сделали еще новые выборы, и доктрина духовного союза таким
образом неизбежно исчезла в большом беспутстве».
Далее в 1840 г. развилась т. н. Миллеровская эпидемия, основанная на
предсказании, сделанном Уилльямом Миллером о времени, когда «Господь
явится на небесах» и когда наступит вместе с тем конец всему. Нашлись,
конечно, как всегда, приверженцы и началась проповедь, которая быстро
распространила учение. Заблудшие оставили свои занятия, побросали
имущества, оставили свои семьи и сами собирались на молитвенные митинги в
ожидании «великого дня».
«С приближением времени, великого denouement, митинги усилились: их
моления были слышны далеко кругом; число прозелитов увеличивалось,
крещение совершали не окроплением, а погружением, которое часто своей
продолжительностью лишало жизни. Был получен дар языков; белоснежные
платья для вознесения были готовы; собственность роздана, и утром
«великого дня» с приготовленными сердцами в безукоризненно белых одеждах
они вышли встречать «Жениха». Некоторые, не довольствуясь встречей Его
на земле, влезали на деревья, чтобы первым приветствовать его
приближение.
День, предсказанный в первый раз, прошел спокойно... Велико было
разочарование последователей учения Миллера: целые недели и месяцы их
жизни были потеряны, дела порваны, собственность пропала. Но как бы для
того, чтобы еще сильнее показать могущество религиозного фанатизма над
умами, они еще упорнее укрепились в заблуждении, опять «исследовали
писания» и счастливо нашли свою ошибку. Нужно было в своих вычислениях
основываться на известном дне и часе иудейского 1844 г., а не на
соответственном годе нашего календаря. Радостные вести разлетелись по
царству Миллеризма и последователи его стали ревностнее и пламеннее
прежнего». В заключение следует упомянуть, что эпидемия не улеглась и по
прошествии второго срока, оказавшегося такой же химерой, как и первый.