Фильм этот - не совсем обычный. Разумеется, по нынешним меркам. В нем отсутствует ложный пафос, зал не сотрясается от оглушительных призывов: «За Родину, за Сталина!» Не видно и суровых чекистов, которые остервенело гонят красноармейцев на немецкие пулеметы.
Есть только тупое, страшное однообразие войны: взрывы, кровь, искалеченные тела: «Снег минами изрыт вокруг и почернел от пыли минной. Разрыв - и умирает друг. И, значит, смерть проходит мимо...»
Происходящее на экране - резкий контраст с сегодняшним мирным временем, и потому запечатленные события кажутся ирреальным гротеском. Зрителям же требуется усилие - не только созерцать, поражаясь и ужасаясь, но и пытаться представить, понять - то время, тех людей.
Главная героиня фильма - Людмила Павличенко. Реальный персонаж, яркая во всех отношениях женщина. Увы, в фильме ее биография искажена - часть подлинных фактов сценаристы перечеркнули и поверх них вписали выдуманные. Впрочем, других вольностей создатели фильма себе вроде не позволили.
Какова же истина?
Людмила Белова (по мужу - Павличенко) родилась в 1916 году в городке Белая Церковь под Киевом. Работала шлифовальщицей на заводе «Арсенал». Окончив школу снайперов, получила значок «Ворошиловский стрелок». Она рвалась на войну в Испании, но у нее был маленький ребенок...
Летом 1941 года Людмила завершала учебу на историческом факультете Киевского университета - приехав в Одессу, готовила дипломную работу, посвященную Богдану Хмельницкому. Вскоре после начала Великой Отечественной ушла добровольцем на фронт.
Павличенко воевала в районе Одессы, затем под Севастополем - в составе 54-го стрелкового полка 25-й Чапаевской стрелковой дивизии. Снайпер Павлюченко уничтожила 309 солдат и офицеров вермахта, в том числе 36 снайперов. За мужество и доблесть, проявленные в боях с врагами, ей присвоено звание Героя Советского Союза...
Фильм - совместный, российско-украинский, затеянный еще до разрушительного политического смерча. Снимали «Битву...» в Киеве, Севастополе, Одессе и Каменец-Подольске.
Стоит отметить, что на партнеров россиян легло не только техническое обеспечение проекта, но и солидное финансовое бремя. И в составе съемочной группы было немало представителей Украины - режиссер Сергей Мокрицкий, актеры, среди которых был Виталий Линецкий. Он исполнил в фильме роль майора курса молодого бойца. Такие же военные гибли в первые дни войны. Вскоре после съемок смерть настигла талантливого актера...
Картина вышла одновременно в двух странах. Украинская сторона дала фильму емкое, конкретное название - «Незламна», то есть «Несокрушимая». Коротко и ясно - словно точный выстрел Павличенко...
В российском прокате фильм именуется иначе - «Битва за Севастополь». Да, там есть сцены знаменитого сражения, ее драматические эпизоды. Как, например, немцы остервенело бомбят суда, на которых эвакуируется часть севастопольской группировки. Увы, из города удалось вывезти лишь около трех тысяч советских воинов. Судьба ста тысяч солдат, моряков и жителей города была печальна. Получившая контузию Людмила покинула Севастополь за несколько дней до прихода немцев. Потом она горько жалела, что ей пришлось оставить боевых товарищей...
Но все же фильм не о глобальных событиях Великой Отечественной, а о судьбе женщины - стойкой, смелой, красивой. Одной из восьмисот тысяч - участниц Великой Отечественной.
К их судьбам, между прочим, нечасто обращались писатели и кинематографисты. Однако оговорюсь - имею виду произведения сильные своим драматизмом и достоверностью. Из таковых вспоминается, пожалуй, лишь повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» и одноименный фильм. Нет, о женщинах на войне писали книги и снимали фильмы, им отдавали должное, но мужские фигуры все равно их заслоняли. А тут Людмила Павличенко - яркий персонаж первого плана...
Она не только женщина, но и снайпер, вынужденная стрелять и убивать. Да, перед ней были враги. Люди, которые принесли на ее землю горе и страдания. Но какая бы ярость ни клокотала в груди, сердце - не камень же! - порой замирало от жалости к сраженным ее пулей завоевателям.
...Весной сорок второго в окрестностях Севастополя Людмила выходит на дуэль с матерым немецким снайпером, на счету которого пятьсот (!) побед. Более суток (!) она безмолвно сидит в засаде. А в сотне-другой метров от Павличенко затаился опытный и хитрый враг. Но, в конце концов, немец совершает роковую ошибку - решив, что советский снайпер покинул позицию, он обнаруживает себя. И тут же падает, сраженный метким выстрелом.
Людмила достает из кармана убитого документы, семейные фотографии. Долго вглядывается в снимки, потом окровавленной рукой закрывает остекленевшие глаза врага и... плачет.
До сих пор я ни словом не обмолвился об исполнительнице главной роли - россиянке Юлии Пересильд. Не стану рассыпаться в комплиментах, их молодая талантливая актриса - и по праву! - услышала немало. Наверняка много интересных работ ждет ее и впереди. Но, уверен, роль Людмилы Павличенко, которую Юлия сыграла вдохновенно, долго будет оставаться главной в ее творческой судьбе.
...Идет война. Но Павличенко молода, ей хочется любить и быть любимой. Так и было. Но всякий раз счастье оборачивалось несчастьем - ее возлюбленные погибали. Это - в фильме. А как в жизни?
Людмила рано - в шестнадцать лет - вышла замуж, родила сына. В первые дни войны - обстоятельства не известны - она потеряла близких. После войны ее часто спрашивали, как она могла так хладнокровно убивать. Да, фашистов, захватчиков, но ведь они ведь тоже люди...
Обычно Людмила уходила от ответа. Только однажды в коротком интервью призналась: «На моих глазах погибли муж и сын. Я была рядом...».
Ею двигала месть - не только за родных, но и за всю страну. Она видела трупы замученных немцами людей, убитых детей, и ее сердце наполнялось праведным гневом.
В фильме есть пронзительный эпизод - маленькая девочка с выражением декламирует стихотворение Константина Симонова «Убей его!» К последним строкам ее глаза вспыхивают огнем совсем не детской ненависти:
«Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем, -
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь...»
Эти слова Людмила понимала буквально. Сжимала зубы, напрягалась. Забывала обо всем. Приклад к плечу, глаз - к прицелу. Огонь!
Не счесть, сколько раз Павличенко выходила на линию огня - то с напарником, то в одиночку - всякий раз рискуя жизнью. Ведь, если бы она попала в плен, ее неминуемо расстреляли - снайпера узнавали по большому синяку на правом плече, который появлялся от постоянных отдач после выстрелов...
Людмила замирала в укрытии - часто на холодной земле, в снегу - на долгие часы, изучая повадки врага, терпеливо подстерегая свои жертвы. Характерно, что сначала у нее была обычное армейское оружие. Но она все равно разила врагов без промаха. А уж со снайперской винтовкой с оптическим прицелом - Павличенко наводила на них настоящий ужас. Немцы нарекли ее «Ein schreckliches Weib», то есть, страшная женщина.
Людмилу в Севастополе знали все, и когда она шла по улице, мальчишки спрашивали: «Сколько сегодня фрицев убила?» Она давала подробный отчет.
Но однажды честно призналась, что уже несколько дней не стреляла. «Плохо», - в один голос ответили ребята. А один, самый маленький добавил: «Очень плохо. Фашистов надо убивать каждый день».
На счету Людмилы, как уже было сказано, 309 поверженных немцев. Для сравнения - герой Сталинграда, куда более известный, чем Павличенко снайпер, Василий Зайцев убил 211 врагов.
...В конце августа сорок второго советская делегация отправилась в США на Международный съезд студентов. В числе гостей Америки были два снайпера - Герой Советского Союза Владимир Пчелинцев и Людмила Павличенко, которая вскоре будет удостоена высокого звания. Они получили аудиенцию у президента страны Франклина Рузвельта.
Но главное внимание американцев было приковано к ней - бравой, уверенной в себе молодой женщине с россыпью боевых наград, в военной форме, перетянутой ремнем. Когда журналисты узнали, кто эта бравый лейтенант, популярность гостьи выросла до невиданных высот. Людмилой заинтересовалась и жена президента США - Элеонора Рузвельт - ее роль фильме исполняет английская актриса Джоан Блэкхэм. И пригласила гостью пожить в Белом доме.
Они подружились. Людмила была ровесницей дочерей Элеоноры, и у той вполне могли возникнуть материнские чувства. Американка дала ей несколько полезных советов, в частности, как отметать глупые выходки репортеров. Однажды Павличенко спросили: «Разрешено ли русским женщинам краситься на фронте?». Та сначала растерялась, а затем выпалила: «Нет правила, которое бы это запрещало. Но кому придет в голову пудрить нос, когда вокруг война?».
На встречи с Павличенко собирались целые толпы. Часто она сидела безмолвно, устремляя глаза в пол. Но однажды не выдержала и произнесла великую речь.
Она говорила меньше минуты, но вызвала шквал аплодисментов. «Мне 26 лет, - сказала Людмила. - Я убила 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго отсиживаетесь за моей спиной?!».
Увы, Второй фронт союзники откроют еще не скоро...
Советского снайпера встречали как звезду. Сверкали блицы многочисленных фоторепортеров, суетились корреспонденты. Людмиле дарили револьверы, винтовки, шубы, драгоценности.
Великий Чарли Чаплин, стоя на коленях, целовал ей руки. Известный американский певец Вуди Гатри написал песню «Miss Pavlichenko». Там были такие слова: «Мир полюбил твое милое лицо. Как и я...».
На обратном пути в СССР делегация посетила Британские острова. В Лондоне состоялась встреча с Уинстоном Черчиллем и Шарлем де Голлем. В то время на берегах Волги разворачивалось великое Сталинградское сражение. И Людмилу неумолимо тянуло туда, где решалась судьба ее Отечества.
Но вернуться на фронт было не суждено. Получившую четыре ранения Людмилу отправили в тыл. До конца Великой Отечественной она была инструктором курсов «Выстрел» и готовила молодых снайперов. Но никто из учеников не смог достичь высот учителя...
В 1957 году вдова президента Рузвельта приехала в Москву. У нее была запланирована встреча в Кремле с главой Советского Союза. Но Элеонора первым делом отправилась в гости к Людмиле, которая жила в центре Москвы. Они беседовали несколько часов. А Никита Хрущев вынужден был ждать, пока подруги всласть наговорятся.