«Коммерсант» в одной из недавних публикаций совершенно справедливо отмечает, что согласие или отказ глав государств и правительств совершить визит в Москву 9 Мая «стали cамым очевидным свидетельством современных отношений той или иной страны с Россией». Действительно, правда в том, что «согласие или отказ» являются той линией, по которой сегодня проходит геополитический водораздел. Потому в мировом информпространстве эта тема занимает подобающее ей значимое место.
А у любого, задумывающегося над судьбами Отечества, гражданина России не может не вызвать ряд вопросов. Причем эти вопросы неизменно возникают в канун каждого юбилея Великой Победы, а в преддверии ее 70-летия будоражат наше общество с особой силой.
Главный вопрос: почему на Западе почти семь десятков лет пытаются дискредитировать победную роль Советского Союза во Второй мировой войне?
Почему наши бывшие союзники по антигитлеровской коалиции практически не препятствуют возрождению нацизма в странах Европы, а на Украине гитлеровские пособники реабилитированы законодательно и возведены в ранг «национальных героев»? В том числе - и каратели из дивизии «СС-Галичина»? Почему в Европе принимаются законы (резолюции), которые уравнивают СССР с фашистской Германией, а коммунизм приравнивается к нацизму?
Думаю, ответ на эти вопросы очевиден: западные страны (и солидаризующиеся с ними российские либералы, о чем нельзя не сказать) стараются отвлечь внимание мировой общественности от одной из важнейшей исторических проблем современности, а именно - против нашей Родины воевала не только нацистская Германия, как это пытаются представить, а вся объединенная Гитлером Европа. Наподобие нынешнего Евросоюза или НАТО, что, по сути, одно и то же. В этом контексте, мягко говоря, не совсем логичным выглядит тот факт, что отметить победу над фашизмом Россия пригласила 68 зарубежных лидеров, а также руководителей ЮНЕСКО, ООН, ЕС и Совета Европы.
Точный список гостей станет известен в начале мая, но в целом за месяц до 70-летия Великой Победы свой визит в Москву подтвердили лидеры 25 стран. Цифра, конечно, не впечатляет - в прошлом и побольше бывало, но по нынешним временам и это еще не очень плохо. Почему так?
Освежим-ка немного нашу память. Так, из 73 существовавших на тот момент государств во Второй мировой войне участвовало 62 (80% населения земного шара); боевые действия велись на территории трех континентов и в водах четырех океанов; в ходе этой войны первый и, слава Богу, единственный пока раз было применено ядерное оружие (США против Японии).
Вместе с тем, по данным известного дипломата, доктора исторических наук Валентина Фалина, до 93% всех потерь германские войска понесли на Восточном (советском) фронте (по другим источникам до 80%). А где же были другие участники антифашистской борьбы?
Даже отличающийся большой нелюбовью к СССР и России небезызвестный Збигнев Бжезинский в 2007 г. роль Америки в прошлой мировой войне оценил так: «Парадоксально, что разгром нацистской Германии повысил международный статус Америки, хотя она и не сыграла решающей роли в военной победе над гитлеризмом. Заслуга достижения этой победы должна быть признана за сталинским Советским Союзом, одиозным соперником Гитлера».
Никаким соперником Гитлера, тем более одиозным, Советский Союз никогда не был, да и не мог быть, - мы были врагами, а во всем остальном с Бжезинским можно согласиться. Таким образом, если не вдаваться в детали, то получается, что 9 мая в Москву ежегодно приглашались, по большей части, представители тех стран, которые были разбиты Советским Союзом или замарали себя сотрудничеством с Третьим рейхом, чтобы вместе с СССР (Россией) торжественно отмечать свое поражение во Второй мировой войне.
Это можно сравнить с приглашением хана Мамая на торжества по поводу его разгрома русскими войсками Московского князя Дмитрия на Куликовом поле. Или - венецианцев: их тяжеловооруженная наемная пехота была разбита здесь же. А то и - с совместным праздником шведов, украинцев-мазепинцев и русских под Полтавой по поводу разгрома войск шведского короля Карла XII армией Петра I. Столь же противоестественным было бы присутствие на Бородинском поле французов, отмечающих с русскими победу Кутузова над Наполеоном.
Нелепее ситуацию трудно придумать. К тому же каждая победа русского оружия над западным запечатлевалась в европейской памяти не смываемым временем «родовым пятном». Кто знает, как долго бы еще продолжалось унижение Европы нашей Победой в Великой Отечественной войне, если бы не инспирированные Западом государственный переворот на Украине и последовавшая за ним гражданская война, которые были тут же использованы в качестве повода для резкой конфронтации с Россией.
Порой даже возникает мысль, что киевский Майдан затевался, в том числе, и с целью дискредитации нашей Победы. Главную роль в этом неблагодарном процессе Запад возложил на Украину.
Сегодня ей доверено таскать каштаны из огня, и спикер МИД Украины Евгений Перебийнис важно изрекает в сторону России: «Никакого участия украинских представителей на мероприятиях в Москве в условиях российской агрессии против Украины не будет и не может быть». Отвечу словами руководителя Администрации президента РФ Сергея Иванова о том, что на праздник «приглашают близких и друзей. А кто приедет, кто не приедет - Россия переживет любой вариант». И еще С. Иванов подчеркнул, что «все-таки праздник Победы - это наш праздник». Реакция Европы была соответствующая.
Так, посол Дании в РФ Томас Винкер заявил: «Премьер-министр Дании получила приглашение на празднования 70-летия Победы в Москве, однако решение пока не принято. Я думаю, что оно будет принято в скором времени». Не приняла пока решение и Хорватия. Не известно, приедет ли президент Франции Франсуа Олланд. Пресс-служба президента Венгрии тоже сообщила, что «канцелярия президента Венгрии пока не располагает информацией о том, примет ли президент Янош Адер участие в торжествах в Москве, посвященных 70-летию Победы над фашизмом».
Пресс-служба президента Финляндии высказалась вполне определенно: «Поводом для отказа послужил конфликт на Украине и связанная с ним международная ситуация». Столь же категоричен был и пресс-секретарь премьер-министра Швеции Стефана Лёвена: «Принимая во внимание военные действия на Украине, представителям шведского правительства будет трудно присутствовать на военном параде в Москве». Этот «дуэт» поддержал президент Словакии Андрей Киска: «Я не хочу принимать участие в чествовании на военном параде силы Российской армии из-за событий на Украине и в Крыму».
Пресс-служба президентов Латвии и Литвы тоже мотивировали отказ от приглашения ситуацией на Украине. И президент Польши Бронислав Коморовский также избрал «украинский вариант»: «Нет такой возможности, чтобы в сложившейся ситуации президент Польши участвовал в праздновании, наблюдая за парадом Победы в условиях продолжающейся войны на Украине». Президент Эстонии, где маршируют недобитые эсэсовцы, как на Украине бандеровцы, Тоомас Ильвес еще раз задекларировал приверженность нацификации страны: «8 мая, в день окончания боевых действий Второй мировой войны в Европе, мы не вспоминаем и не чтим чью-либо победу или поражение. Мы чтим память жертв и помним храбрость солдат и бойцов сопротивления, защищавших свою страну».
Не менее говорящими стали ответы лидеров Румынии, Болгарии, Словении, Нидерландов и Норвегии, которые отказались ехать в Москву вообще без объяснения причин. В этом же ряду и Япония, а также Израиль, обязанный созданием своей государственности именно Победе СССР и личной позиции И. Сталина как руководителя государства-победителя.
Позиция некоторых стран антигитлеровской коалиции в отношении России тоже выглядит резко конфронтационной, что, собственно, и не скрывается. Представитель канцелярии премьер-министра Великобритании заявил, например: «Мы рассмотрим вопрос о нашем представителе в свете нашей дискуссии с Россией и нашей обеспокоенности ее действиями. Мы не планируем присутствие премьер-министра».
А причиной того, что в Москву не приедет президент США Барак Обама, называется чрезвычайно загруженный его график. Оно и понятно: лидер самой мощной в мире страны постоянно озабочен судьбами всего человечества. США на торжествах в Москве будет представлять американский посол в Москве Джон Теффт, сообщают информагентства со ссылкой на администрацию Барака Обамы.
С нашей точки зрения, наиболее взвешенную позицию заняла канцлер Германии Ангела Меркель. Она отказалась присутствовать в Москве на параде победителей 9 мая (это понятно). Однако намерена прилететь в российскую столицу 10 мая и вместе с президентом РФ В. Путиным возложить цветы к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. И это не может не вызвать уважения. Вместе с тем, хочется особо подчеркнуть, что за каждым решением (ответом) по поводу торжеств в честь 70-летия Великой Победы явственно просматривается «генеральная» линия внешней политики государства, прежде всего, в отношении России. И эта линия имеет свои вполне определенные исторические истоки, берущие начало во Второй мировой войне.
Не хотелось бы повторять, казалось бы, общеизвестные факты, но реальность убеждает нас в том, что их необходимо напоминать, и как можно чаще, - европейцам, в первую очередь, но и, что весьма печально, нашим соотечественникам тоже. Сегодня к тому же появилось немало и таких фактов, которые пока не знакомы широкой общественности.
Один только пример: вооружения, которое Германия захватила в поверженных странах Европы, было достаточно для того, чтобы сформировать 200 боеспособных дивизий. А у нас в западных округах стояло всего 170 дивизий.
Чтобы обеспечить их техникой и вооружением, потребовалось колоссальное напряжение всего советского народа. Такие вот две «большие разницы», как говорят в Одессе.
Взять, скажем, Чехословакию. Это, пожалуй, самый значительный трофей Германии, благостно врученный ей Францией, Англией и... Польшей, которая больше всех остальных европейских стран стенает по поводу «оккупации ее Советским Союзом». Но на благо Третьего рейха успешно работали 264 крупных, 9 тыс. средних и 76 тыс. мелких польских предприятий. Впрочем, к Польше мы еще вернемся.
Вначале немцы оккупировали Чехословакию. Тогда ей принадлежало 40% мирового рынка вооружений. В этой небольшой стране ежемесячно производилось 130 тыс. винтовок, 200 орудий, около 5000 различных пулеметов. За счет Чехословакии немецкие ВВС увеличились на 72%, получив 1582 самолета. Танковые части Германии к своим 720 прибавили 486 танков, произведенных на чехословацких заводах. В итоге Гитлер смог здесь вооружить и оснастить 50 дивизий. Кроме того, фашистская Германия получила еще и золотой запас (80 тонн) страны, а также трудолюбивый чешский народ, который старательно работал на преступный нацистский режим все годы войны.
Далее можно назвать Францию. После ее молниеносного разгрома немцы реквизировали до 5000 танков и бронетранспортеров, 3000 самолетов, 5000 паровозов. К началу войны с СССР во французской «оборонке», работавшей на вермахт, было занято 1,6 млн человек. По неполным немецким данным, до января 1944 г. они поставили Германии около 4000 самолетов, около 10 тыс. авиационных двигателей, 52 тыс. грузовиков. Вся локомотивная промышленность и 95% станкостроительной работали только на Германию.
И работали не хуже, чем чехи. Вот лишь некоторые свидетельства весьма осведомленного по роду своей службы автора насчет французов. «Промышленность и экономика продолжали ритмично работать, на предприятиях Рено в Булонь-Билланкуре с конвейера бесперебойно сходили грузовики для вермахта, - пишет в книге о секретных операциях абвера Отто Райле, помощник главы германской военной разведки адмирала Канариса. - И на множестве других предприятий французы без всякого принуждения производили в больших объемах и без рекламаций продукцию для нашей военной промышленности».
Дания покрывала потребности немецкого гражданского населения в масле на 10%, в мясе - на 20%, в свежей рыбе - на 90%. Разумеется, датская промышленность выполняла все немецкие заказы. Бельгия и Голландия обеспечивали немцев углем, чугуном, железом, марганцем, цинком и т. п.
Причем все оккупированные страны, управлявшиеся коллаборационистами, не требовали оплаты наличными. Им обещали заплатить после «победоносного» завершения войны, и они работали на Гитлера бесплатно. Кроме того, еще взяли на себя расходы по содержанию немецких оккупационных войск.
В отличие от оккупированных стран нейтральная Швеция неплохо заработала на войне. Она поставляла Германии подшипники, железную руду, сталь, редкоземельные элементы фактически до конца 1944 г. Быстрое наступление немцев на Ленинград было связано, в частности, и с тем, чтобы запереть наш военный флот и обезопасить поставки морем шведской стали и руды. Следует отметить, что Швеция сотрудничала с обеими воюющими сторонами, известнейшие примеры - пропуск германских войск из Норвегии в Финляндию и информирование англичан о выходе немецкого линкора «Бисмарка» на операцию «Rheinübung». Кстати, через шведские «нейтральные» порты для Германии шли значительные поставки из Латинской Америки.
Помогала Европа Гитлеру не только своими военным и промышленными арсеналами. 5 млн солдат ворвались летом 1941 г. на нашу территорию. 900 тыс. из них не немцы, а их союзники. Войну нам кроме Германии объявили Италия, Венгрия, Румыния, Словакия, Хорватия, Финляндия. Войны не объявляли Испания и Дания, но своих солдат на войну отрядили. Болгары с нами не воевали, но выдвинули 12 дивизий против югославских и греческих партизан и тем самым дали возможность немцам переправить часть своих войск с Балкан на Восточный фронт. В целом за войну количество воевавших на стороне Германии европейских союзников достигало 2 млн человек.
Отсюда понятно, почему в нашем плену (согласно многим проверенным источникам), кроме немцев (2 389 560), оказались также: венгры - 513 767, румыны - 187 370, австрийцы - 156 682, чехи и словаки - 69 977, поляки - 60 280, итальянцы - 48 957, французы - 23 136, хорваты - 21 822, молдаване - 14 129, евреи - 10 173, голландцы - 4 729, финны - 2 377, бельгийцы - 2 010, люксембуржцы - 1652, датчане - 457, испанцы - 452, цыгане - 383, норвежцы - 101, шведы - 72. И это только те, кто выжил и попал в плен. Но кто ныне в Европе знает об этих фактах, тем более, говорит о них публично?
Особняком в истории Второй мировой войны стоят наши польские «товарищи». После быстрого завершения германо-польской войны с идеей создания польской армии, сражающейся на стороне Германии, выступил националист Владислав Гизберт-Студницкий. Им же был разработан проект построения польского 12-15-миллионного прогерманского государства. Гизберт-Студницкий предложил план отправки польских войск на восточный фронт. Позже идею о польско-германском союзе и 35-тысячной польской армии поддержала организация «Меч и Плуг», связанная с «Армией Крайовой».
В первые месяцы войны против СССР польские военнослужащие в фашистской армии имели так называемый статус HiWi (добровольные помощники). Позже Гитлером было дано особое разрешение на службу поляков в вермахте.
Их звали наряду с другими европейцами встать «на защиту западной цивилизации от советского варварства». До 1944 г. на службу было призвано более 450 тыс. поляков. Между прочим, лично Гиммлер разрешил формировать из поляков подразделения СС. Первой «ласточкой» был Горальский легион Ваффен-СС (горалы - это этническая группа) в составе 300 человек. Другой польский легион СС был сформирован в середине июля 1944 г. В него вступили 1500 добровольцев польской национальности. В феврале легион был уничтожен Красной Армией. Интересно, знают ли и эту сторону своей истории поляки?
А румыны - ведомо ли им о том, что их страна была единственной, чьи части перешли советскую границу одновременно с немецкими? Потом румынские жандармы активно участвовали в Холокосте. После взрыва, уничтожившего 22 октября 1941 г. румынский штаб в Одессе, Антонеску приказал расстрелять за каждого погибшего офицера двести, а за каждого солдата сто евреев - всего около 25 тыс. человек. Вместе с тем, в войне погибло около 200 тыс. румынских солдат и офицеров. При этом 18 румын были награждены немецкими Рыцарскими крестами, из них трое получили также Дубовые листья к Рыцарским крестам.
Словакия приняла участие в войне против СССР тоже в рамках «общеевропейского похода против большевизма». На войну было отправлено две дивизии. Погибло около 3,5 тыс. словаков. Но мало кто знает, что вместе с немцами 1 сентября 1939 г. на Польшу напали и словацкие войска. Они вернули территории, которые Польша захватила после сговора в Мюнхене. Тогда польская армия заняла г. Тешин и 4 словацких деревни в Татрах и делала гордый вид, будто она - достойный партнер Третьего рейха. Через 11 месяцев словацкие солдаты из «Быстрой дивизии» будут поджигать зажигалками польские флаги и фотографироваться на фоне польских военнопленных. Словацкая полевая армия «Бернолак» общей численностью 50 тыс. солдат наступала в составе 14-й немецкой армии под командованием генерала фон Листа. Операцией руководил министр обороны Фердинанд Чатлош.
Недавно норвежская национальная архивная служба обнародовала документы о некоторых претензиях норвежского пронацистского правительства в годы Второй мировой войны. Коллаборационистское правительство Квислинга, управлявшее Норвегией в годы нацистской оккупации, неоднократно обращалось к Гитлеру с просьбой предоставить для норвежских колонистов земли на оккупированных территориях СССР - в Мурманской области, на Украине и в Белоруссии. Реакция Германии оказалась отрицательной. Хотя правительство Норвегии уже в июле 1941 г. объявило о формировании норвежского добровольческого легиона для отправки на помощь Финляндии в войне против СССР. 11-й добровольческая датско-норвежская дивизия войск СС «Нордланд» воевала на стороне Германии до конца войны. В войне против СССР погибло около 1 тыс. норвежцев.
10 апреля с.г. норвежская газета «Aftenposten» опубликовала заявление глав военных ведомств Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании и Исландии о необходимости усилить военное сотрудничество в связи с деятельностью России.
Ничего удивительного: эти страны, кроме Исландии, «боевые побратимы» со времен Второй мировой. Так, правительство Дании (социал-демократическое) не объявляло войну СССР, однако не препятствовало формированию датского добровольческого корпуса (потом это была 11-й добровольческая дивизия войск СС «Нордланд» - датско-норвежская), и официально разрешило вступать в него военнослужащим датской армии (бессрочный отпуск с сохранением звания). И еще в январе 1945 г. датская дивизия воевала против Красной Армии в Померании, а в апреле 1945-го вела бои в Берлине. В войне против СССР погибло около 2 тыс. датчан. (3 датчанина были награждены немецкими Рыцарскими крестами.)
Таким вот странным образом прошлое переплетается с настоящим, находит свое яркое проявление в сложных реалиях наших дней. И оказывается, что вопреки расхожему мнению о том, будто «война все спишет», не списывает - наоборот, обостряет, и в первую очередь, те противоречия, которые десятилетиями или игнорируются, или сознательно замалчиваются. И я здесь привел лишь отдельные факты и только из тех стран, которые уже выразили свое отношение к празднику Победы в Москве, да и то не всех. Желающие могут этот ряд продолжить.
Тенденция, однако, очевидна: хоть с самим Гитлером вкупе, только не с Россией.
Так стоило ли Европе класть миллионы человеческих жизней на алтари чужих Отечеств: тогда фашистской Германии, теперь «мирового жандарма» - Америки? На этом фоне приглашение в Москву на парад Победы всех без выбора уже не кажется столь неестественным, в нем отчетливо просматривается удивительно здравый смысл: бывшие и нынешние враги и друзья собираются вместе, за одним столом, в неформальной обстановке, и получают редчайшую возможность для взаимопримирения и взаимопрощения. Говорить об этом вовсе не обязательно - достаточно просто быть на Красной площади 9 Мая. Простит ли потом история тех, кто этой возможностью не воспользуется?
http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/s_kem_rossii_prazdnovat_pobedu_838.htm