Богослужения Страстной седмицы

Богослужения Страстной седмицы

Наступает неповторимое время, которое с особым трепетом почитают все христиане, - Страстная неделя. Почти две тысячи лет назад в эти дни Христос пришел в Иерусалим, чтобы пострадать, принять крестную смерть и воскреснуть. Ради спасения всего мира.

За всю свою многовековую историю Церковь составила замечательные молитвы, гимны и целые службы, в которых обыгрываются все грани тех трагических и судьбоносных минут. В нашем цикле мы кратко расскажем о том, как совершаются богослужения на протяжении всего отрезка времени - с Великого понедельника по Великую субботу.

Первые три дня Страстной седмицы Церковь вспоминает последние притчи и поучения, произнесенные Спасителем при Его земной жизни. Вообще, притчи занимают особое место в Евангелии и регулярно читаются на протяжении всего года, однако понедельничные, вторничные и средовые отрывки - особые, в них сосредоточена вся суть христианского вероучения.

В эти дни прочитывается вся Псалтирь и все Евангелие (за исключением страстных отрывков, которые читаются особо, в четверг вечером, накануне Великой пятницы). Также в эти дни три раза совершается Литургия Преждеосвященных даров.

А еще у понедельника, вторника и среды - общий тропарь. В церковной традиции так называют небольшой гимн, в котором отражен главный смысл того или иного праздника. Тропарь первых трех дней Страстной седмицы - «Се Жених грядет в полуночи». В нем обыгран сюжет притчи о десяти девах, которые по-разному встретили жениха. Он учит нас быть всегда трезвыми, бодрыми и готовыми к встрече с Христом.

Пост в первой половине Страстной седмице предписан строжайший. Естественно, в наше время любые подвиги нужно оговаривать с духовником, смотря по силам и состоянию здоровья. А в древности в понедельник, вторник и среду не ели ничего. Не кушали также и в пятницу. Зато в четверг и в субботу допускалось послабление - горячая пища с маслом.

Итак, что собою представляют богослужения каждого дня недели перед Пасхой? Рассмотрим их кратко.

Великий Понедельник

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.

ВЕЧЕРОМ: Всенощное бдение (под Благовещение)

Главный мотив всех богослужебных текстов этого дня - личная встреча Христа и человека, а также готовность последнего к ней. В понедельник Церковь вспоминает о ветхозаветном патриархе Иосиф, которого жадные братья продали в рабство и который издревле считали прообразом страдающего Иисуса.

В храме также читается евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы. Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Из притч Спасителя особо вспоминаются истории о двух сыновьях и о злых виноградарях. В последнем отрывке злые виноградари - это фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника.

На Литургии особое место занимает чтения Евангелия, в котором приводятся слова Христа о будущем всего мира и о Его втором пришествии. Кроме Евангелия также читаются отрывки из Ветхого Завета. Главное место занимает начало книги Иова. Цитаты из этого древнего священного текста слышатся в храме почти всю Страстную седмицу, и это неслучайно. Иов считается самым совершенным праведником дохристианской эпохи, примером смирения и любви к Богу. А еще перенесенные им страдания во многом являются прообразом страданий Господа.

Великий вторник

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров

В 2015 году утром:  Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия свт. Иоанна Златоуста

ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час.

Общая схема служб  Великого вторника - такая же, как и в понедельник. Тексты вторника посвящены поучениям Спасителя, которые он произнес в Храме на второй день после Своего триумфального входа в Иерусалим. Главное место занимает тема обличения фарисеев и книжников, которые после этого уже окончательно идут на разрыв с Христом и принимают решение убить Его. Особое внимание привлекают притчи о десяти девах и о талантах. Они предупреждают христиан об огромной ответственности за каждый жизненный поступок и о причинно следственной связи в жизни человека.

Ветхозаветные тексты продолжают рассказывать о страданиях еврейского народа в египетском плену и о праведнике Иове. Все они говорят, что скорбь не напрасна, и готовят верующих к достойному соучастию в Страстях Господних.

На Великий вторник 2015 года выпадает еще двунадесятый праздник Благовещение. В связи с ним утром служится не Преждеосвященная Литургия, а Литургия Иоанна Златоуста.

Великая Среда

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров

ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час.

Третий страстной день посвящен двум событиям - обеду в доме фарисея Симона и предательству Иуды. Богослужебные тексты противопоставляют блудницу, которая помазала ноги Христу благовонным миром, и ученика, соблазнившегося деньгами и выдавшего Учителя врагам.

Ветхозаветный блок продолжает рассказывать о тяжкой судьбе еврейского народа и о судьбе Иова, который на сей раз по воле Божьей заболел проказой, но при этом остался до конца верным Богу, без ропота перенося трудности.

В этот день последний раз в году совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Великий Четверг

УТРОМ: Часы. Вечерня. Литургия Василия Великого

ВЕЧЕРОМ: Чтение 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа
Утреня Великого Пятка

Этот день начинает собою собственно страстной цикл. В четверг вечером Христос установил Таинство Евхаристии, в котором вот уже две тысячи лет верующие могут максимально возможным для человека образом соединиться со Христом.

В четверг служится полная Литургия Василия Великого. Она является продолжением вечерни. В принципе, и служиться она должна вечером, однако в современной практике ее перенесли на утро. Наиболее важные тексты этого дня - тропарь «Егда славнии ученицы» и гимн «Вечери Твоея Тайныя». В этих удивительных по своей красоте молитвах христиане исповедают Христа Богом и прося сделать их достойными единения с Ним в Таинстве Евхаристии.

В соборах и храмах, где служит архиерей, после Литургии совершается особый чин - омовение ног. По примеру Христа, который после Вечери умыл ноги ученикам, архиерей моет ноги своим братьям-сослужителям.

В четверг уже не читается Псалтирь (вплоть до воскресенья Фоминого) и не кладутся земные поклоны (их совершают только перед Плащаницей).

В этот же день Патриарх совершает освящение мира - особого ароматического состава, который используют в Таинстве Миропомазания. Оно совершается один раз в жизни - сразу после Крещения.

Вечером четверга, накануне Великой пятницы, совершается неповторимая по своей красоте служба - чтение двенадцати страстных Евангелий. В этих отрывках от начала до конца описан путь страданий, которым прошел Христос. По Уставу, Евангелия должны читаться поздно ночью, ближе к полуночи. Но в современных условиях эту службу совершают раньше - вечером. Во время чтения верующие стоят в храме с зажженными свечами. Существует традиция сохранять после окончания службы огонь этих свеч и относить его домой.

Великая Пятница, Страсти Господни

УТРОМ: Царские часы

ДНЕМ: Вечерня. Вынос Плащаницы

ВЕЧЕРОМ: Утреня Великой Субботы с чином Погребения Плащаницы

В пятницу Страстная неделя достигает своей кульминации. Этот день посвящен воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения. Поскольку Литургия считается самым торжественным богослужением, она не совершается в день смерти Спасителя в знак глубочайшего траура. Утром читаются только Царские Часы. Они названы так потому, что на каждом Часе положено свое Апостольское и Евангельское чтения. Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все перипетии Суда над Иисусом. Пятница - это день совершения особой службы, в конце которой из алтаря выносится на середину храма Плащаница - больших размеров полотнище с вышитым на нем изображением умершего Христа.

Вечером совершается Утреня Субботы с чином Погребения Плащаницы.

Все тексты молитв и Священного Писания пропитаны идеей соумирания твари своему Творцу, соучастия в Страстях. Особенно примечательны ветхозаветные чтения этого дня - отрывки книг пророка Исайи, который за 500 лет до рождения Спасителя описал Его страдания.

Утреня - по сути - отпевание Христа. Перед Плащаницей совершается пение 118 псалма, стихи которого перемежевываются с особыми припевами, оплакивающими Спасителя. Припевы эти звучат от имени Пресвятой Богородицы и являются величайшим шедевром церковной поэзии.

По окончании чина оплакивания Христа Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма с пением погребальной молитвы Святый Боже. После обнесения Св. Плащаницу вносят в храм и подносят к царским вратам - в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом».

В конце богослужения находящиеся в храме люди подходят приложиться к Плащанице при пении стихиры Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго. В этом песнопении вспоминается тайный ученик Христа Иосиa Аримофейский, который после смерти Спасителя пошел к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению вместе с праведным Никодимом, тоже тайным го учеником. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) в с Гефсиманском саду, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц.

Великая Суббота, Суббота Преблагословенная, Тихая Суббота

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия свт. Василия Великого

Наверное, нет другого богослужения (кроме пасхального), которое сравнилось бы по красоте со службой Великой субботы. Великая Суббота - канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты.

После утрени и часов совершается вечерня с Литургией Василия Великого - последней в году. Ее визитной карточкой являются паремии - сборник 15 ветхозаветных отрывков, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа и Новозаветной Церкви. Особое место среди этих текстов занимают две огромные хвалебные песни. Одна принадлежит Мириам - сестре Моисея, которая воспела ее сразу поле перехода израильтян через Красное море. Другая песнь была воспета тремя еврейскими юношами, чудесно спасенными Господом в печи, которую приказал растопить вавилонский царь Навуходоносор. Оба образа символизируют Христа, который сошел в ад, победил дьявола и вывел из преисподней всех, кто захотел пойти с Ним.

На литургии, во время Великого вместо вместо Херувимской песни удивительный гимн: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Слушая этот гимн мы вспоминаем, что согласно учению Православной Церкви, Великая суббота - это день, когда Господь сошел душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа.

Перед Литургией все облачения в храме заменяются с черных на белые. Суббота - окончание Страстной седмицы. Обычно после утренней службы в течение дня совершают освящение куличей, яиц и пасох. Затем люди идут домой, чтобы ночью собраться вместе и прославить Воскресшего Спасителя.

В Иерусалиме в этот день каждый год происходит уникальное событие - схождение Благодатного огня.

Фото Daniel Jolivet www.flickr.com

http://foma.ru/strastnaya-sedmitsa.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Алекснадр Моисеенков:
Все статьи автора
"Великий пост"
О празднике светлого Христова Воскресения
Событие праздника и его эортологическая динамика
29.04.2019
Схождение во ад
Слово протоиерея Александра Шаргунова на Утрени Великой Субботы
27.04.2019
«У Креста Иисусова стояла Матерь Его»
Слово протоиерея Александра Шаргунова на вынос Святой Плащаницы
26.04.2019
Совершилось!
Слово на Утрени Великой Пятницы
26.04.2019
Все статьи темы