История торговли самодвижущимся металлоломом, который привозили в 90-х на Украину с помоек Гамбурга и Кельна, получила в современной Украине новое продолжение. Загубив на корню собственный ВПК (так не достанься же ты никому!), тесно связанный с ВПК РФ, уничтожив на войне остатки броневой мощи СССР, шоколадный гетман Украины принялся облизывать евро-американские подошвы, выпрашивая боевые железяки для своего карательного казачества.
Первоначально Порошенко получил танки и БТР советского производства из арсеналов Малой Антанты, но эту технику ополченцы образцово жгли или захватывали в качестве трофея. Оказалось, даже хваленым и непобедимым укрокиборгам крайне была нужна бронезащита. Интернет переполнен свидетельствами героических штурмов карательных батальонов, которые проводились... на автобусах «Богдан».
Британцы, подотставшие в европейских делах, первыми откликнулись на зов, и вот торжественно (анонсированная на уровне концертов Киркорова) кампания передачи броневиков «Саксон» состоялась в присутствии главкома и сектантов «киевского патриархата», «освятивших» технику водопроводной водой из ржавых труб киевского бокс-мэра.
Укропресса визжала, генералитет недоумевал, торговцы пересчитывали деньги. А потом начались конфузы: то британская бронетелега не могла одолеть на полигоне небольшой холм, то вовсе превращалась в «летальную технику с летальным исходом» для ее водителя. Но на Украине кадры «саксонского позора» стали признавать «российской пропагандой и происками Путина», а трезвеющие головы осознали, что им подсунули туфту.
Железный капут
Британская компания GKN Defence разработала полицейские бронеавтомобили AT100 «Саксон» (Saxson) в конце 60-х годов. То есть его возраст соответствует советской тольяттинской копейке (ВАЗ 2101). Не стоит забывать, что изначально броневик был изготовлен для голландской полиции и королевского полка Брунея.
Основное боевое применение «Саксонов» происходило в Ольстере, где британской армии противостояли самодеятельные отряды ИРА, вооруженные легким стрелковым оружием. РПГ, РСЗО, танков у ирландцев не было.
Но под стать ирландскому оружию были британские машины, защиту которых пробивала пуля. «Саксоны» усилили броней и даже стали поставлять в армию. И вновь защитники железного ящика на колесах уверяют о неких достижениях «Саксонов» в разбомбленной Югославии, в Ираке и Афганистане, умалчивая реальную разницу между способами ведения войны в этих конфликтах и в «донбасской войне».
Признаем, что, как говаривал мой комбат, «на безрыбье и ж... - соловей», и машина сопровождения полицейских карательных операций лучше пластмассового автобуса «Богдан». Но все же перечислим явные минусы порошенковской покупки:
- высокий несуразный броневик, мог бы использоваться как трибуна на майдане, но сегодня он отличная мишень;
- дизельный «Саксон» весьма прожорлив, что с «украинским топливным счастьем» может превратить его лишь в экспонат оружейной выставки «На хрена мы это купили!»;
- проходимость AT100, скорее, отвечает качеству европейских дорог, но не донбасской бамуты. Кстати, одной из причин срочного вывода «Саксонов» из Ирака была их «проходимость». Неспроста сходу в украинской армии броневик получил прозвище «Рохля»;
- о надежности брони писали многие, но кадры о ДТП с «Саксонами» показывают, что его борт гнется, как жесть, при ударе о дорожное заграждение.
На показательных испытаниях на полигоне Нацгвардии, что в новых Петривцах, А100 обстреливали из разнокалиберных «калашей» и СВД, но отчего-то не бахнули из РПГ для наглядности превращения экипажа и десанта в консервированную кильку.
Порошенко, отслуживший в Советской армии шофером уазика, торжественно заключил: «Критикам этого контракта я хочу сказать, что уровень бронированной защиты у Saxon выше, чем у БТР!»
Однако красноречивым ответом неприличному восторгу Порошенко стало заявление бывшего главы сухопутных войск Великобритании лорда Ричарда Данната (руководившего Генштабом британских СВ в 2006-2009 годах) в интервью газете The Daily Telegraph. Лорд назвал решение о такой помощи Украине «аморальным».
«Я снял эти машины с вооружения британской армии в 2005-2006 годах как полностью непригодные для проведения текущих операций. Я считаю невероятным, что теперь их продают или бесплатно предоставляют Украине. ... Они бесполезны - эти частично бронированные машины, которые нельзя выводить на линию фронта».
Наверняка британский генерал знает о своей технике больше, чем украинский президент. По словам Данната, отправленные на Украину «Саксоны» были отозваны из Ирака и никогда не использовались в Афганистане, о чем публично врали украинские политики и СМИ.
«Предполагать, что Великобритания делает широкий жест поддержки, отправляя машины, которые мы сняли с вооружения десять лет назад из-за того, что признали их небезопасными, в лучшем случае странно, в худшем - просто опасно».
Список стран, куда Британия свозила свой хлам (Мозамбик, Нигерия, Оман, Бахрейн), должен был насторожить украинцев. Напомним, что летом 2014 года от «Саксонов» отказалась украинская Нацгвардия, но сделку совершили.
В условиях нехватки бронемашин рассматривался вариант переделки и выпуска украинскими заводами старых Т-55 или Т-64 в БМП-5,БМП-64/БМПВ-64/БМПТ-64. По такому пути пошли в Израиле, где успешно переделали трофейные арабские танки в гусеничные БТР «Ахзарит».
Выпуск собственной разработки КБ ХКБМ им. А. Морозова колесного броневика «Дозор-Б», который уже выпустил завод Малышева, был бы рентабельным. Но тогда деньги бы пошли в дело, а война - это бизнес.
Производство «Дозоров» перенесли неожиданно на Львовский бронетанковый завод, но отложили. А за «Саксоны» взялась группа экспертов - бывший автодилер, а ныне гендиректор Укроборонпрома Роман Романов, бывший руководитель жилищного хозяйства г.Цюрюпинска Сергей Пинькас (сегодня заместитель Романова), а также херсонские бизнесмены Артур Херувимов и Андрей Бабич, также превратившиеся в знатоков бронетехники.
Скандальную сделку, именуемую среди экспертов «херсонский кидок», заключила фирма «Укринмаш», из которой предварительно уволили главного противника покупки британских жестяных банок Анатолия Майбороду.
«Саксонский» контракт напоминает аферы украинской власти вроде поставки южноафриканского угля и американского ядерного топлива для АЭС советской постройки. Каждый железный ящик на колесах обошелся украинскому налогоплательщику и бюджету в 30 тысяч фунтов стерлингов, плюс стоимость транспортировки - около 270 тысяч долларов, плюс необходимость доработок и доукомплектации неизвестных пока сумм.
Отчего украинский выбор пал на британскую бронетехнику, никогда за свою столетнюю историю не имевшую прекрасных машин, так и останется под завесой тайн. Но, как шутят на форумах сами украинские вояки, такими темпами можно закупить и машины вроде Mk I «Большого Вилли». Хотя это танки, а их зарубежными поставками украинские профи еще не занимались...
«Хамви» - что скрывает Порошенко от своих солдат
Не успела Украина прославиться статусом склада-помойки для британского металлолома, как Порошенко помпезно встретил «б/у от Обамы и Маккейна».
Собственно говоря, армейский вездеход HMMWV или Humvee («Хамви») в украинском войске уже был, ибо видео его трофейного образца, взятого ополченцами в Дебальцево, показывало информагентство APTN еще 19 февраля.
Через месяц Порошенко встречал «хамвики» с радостью Гитлера, принимавшего на вооружение первые «тигры» и «пантеры».
Humvee свежее и лучше Saxson. Свое боевое крещение получил во время вторжения США в Панаму в 1989 году. Участие броневика в локальных войнах последних 25 лет также выявило серию недочетов, которые признаны американцами, но сознательно скрываются от украинцев.
Например, скрывается то, что в 2012 году американская морская пехота (элита Вооруженных сил США) вовсе отказалась от использования «Хамви» в Ираке.
Причина - потери, вызванные слабой бронезащитой. Американцам приходилось наваривать на борты дополнительную броню с подбитых «хамвиков». Серьезной проблемой была слабая защищенность пулеметчика, который ведет огонь из люка стоя. Даже хваленая проходимость подвергалась жестокому скепсису, основанному на опыте.
Основная беда - слабая «миноустойчивость». Подорвавшийся на мине броневик становился легкой мишенью, а тяжелые двери превращались в ловушку для находящихся внутри солдат.
Жалобы на машину стали предметом бурных дискуссий в авторитетной армейской газете Stars and Stripes, после чего министр обороны США Роберт Гейтс принял решение начать модернизацию «Хамви», которая закончится их заменой.
По данным газеты USA Today, через четыре года американская армия, которая в основном использует «Хамви», к 2017 году сократит количество этих машин (сейчас на ее вооружении 260 тыс.) на 15%. А старые, еще «домодернизированные» машины американцы деловито спихивают своим карманным режимам вроде Саакашвили или Порошенко.
Кстати, на форумах, где пишут украинские военные, уже тестирующие Humvee, на фоне ряда качественных показателей отмечают серьезный недостаток внедорожника - из-за низкого качества дизельного топлива в Украине в автомобиле быстро забиваются фильтры. Хотя главной проблемой будет дефицит и дороговизна запчастей.
Эксперты опять говорят о выброшенных деньгах, которые могли быть использованы на украинских образцах - «Хазар» (на базе БРДМ), бронемашины «Шрек» (на базе КрАЗ-5233), а также «КрАЗо-канадский» «Спартан» и «Куга» (Кугуар) на шасси Toyota Land Cruiser 79.
Эти образцы тоже не выдерживают критики. Так, хваленый, но собранный на скорую руку «Спартан» оказался целым набором недоделок. Его вес обрывает кронштейны амортизаторов, стекло не выдерживает второго выстрела, гильзы сваливаются под капот, что может повредить двигатель, в машине не предусмотрена радиостанция, даже спидометр измеряет не км/ч, а сухопутные мили. К тому же «Спартан» можно обслуживать лишь на специализированных СТО. И это только начало!
* * *
Строго говоря, Порошенко и его окружение «честных реформатров» собирает технику для парадов на Крещатике. А жизни бойцов, которые станут жертвами бронемании? Но разве нынешние правители считаются с чьими-то жизнями?
Так не лучше ли избавиться от мании войны? Если даже Киеву удастся довести численность ВСУ до 250 тысяч, что это даст?
http://odnarodyna.org/node/29028