Слова о спасительном месте за Иорданом, где бы мог быть обретен блаженный покой, были тем лучом надежды, которые достигли самой бездны, где так часто по вине греха и собственному произволению пребывает человеческая душа. Но этот путь за Иордан, где в течение 47 лет подвизалась преподобная Мария, был началом великой брани и непрестанного духовного труда, образом исключительного смирения и терпения, которые, наверное, наиболее точно можно было бы выразить в словах преподобного Силуана Афонского: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».
...В возрасте 12 лет Мария покидает родительский дом, уйдя в Александрию, где вскоре встает на путь греховный, полностью поработив себя страстям, в особенности блудной страсти. Неистовство, с которым услаждалась Мария грехом, поражало. Но такова природа греха, который не терпит неподчинения, заставляя человека искать все больших наслаждений и различных путей к нему.
«Более семнадцати лет невозбранно предавалась я греху и совершала все безвозмездно. Я не брала денег не потому, что была богата. Я жила в нищете и зарабатывала пряжей. Думала я, что весь смысл жизни состоит в утолении плотской похоти».
Действительно, грех, каким бы он ни был, очень часто становится не только нашим спутником, но и самим образом жизни, который подчиняет себе и ум, и сердце человека, заставляя отдавать ему драгоценное время жизни. И потому с особым трепетом осознается глубина Божественной любви, все терпящей и ожидающей человека. Там, где мы по своему жестокосердию ставим точки на судьбах людей, осуждая их и, тем самым, самих себя, там открывается Сам Господь, Который не желает погибели грешника, но милостиво ожидает его обращения.
Семнадцать лет греха... Одно лишь осознание того, сколько времени было отдано служению скверне, способно привести человека в смертельное отчаяние. И потому-то так важно в подобной ситуации не дать этому чувству возобладать над собой, но, обратившись к Богу со слезами покаяния, не отчаяться и терпеть. Путь за Иордан был для преподобной Марии началом, первой ступенью.
Неслучайно воскресенье перед седмицей, на которой совершается поминовение святой Марии и чтение великого покаянного канона Андрея Критского, посвящено величайшему спасительному труду преподобного Иоанна Лествичника - сама жизнь и покаяние преподобной Марии Египетской есть удивительная иллюстрация к нему. Но путь покаяния, перемены есть путь страдания и жертвы. Жертвы спасительной, наградой за которую становится милость Божия.
«Плача и бия себя в грудь, я вспоминала тогда обеты, которые давала, идя в пустыню, пред иконой Святой Богородицы, Поручницы моей, и плакала, моля отогнать терзавшие душу помыслы. Когда в меру молитвы и плача совершалось покаяние, я видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина. Блудные же помыслы, прости, авва, как исповедаю тебе? Страстный огнь разгорался внутри моего сердца и всю опалял меня, возбуждая похоть. Я же при появлении окаянных помыслов повергалась на землю и словно видела, что предо мной стоит Сама Пресвятая Поручительница и судит меня, преступившую данное обещание. Так не вставала я, лежа ниц день и ночь на земле, пока вновь не совершалось покаяние и меня не окружал тот же блаженный Свет, отгонявший злые смущения и помышления».
Так провела Мария в пустыне первые семнадцать лет. И как не поразиться этому, и не огорчиться самим себе - мы далеко не всегда способны и день провести в покаянном чувстве. Столько же, сколько было посвящено греху, было отдано и на ежедневную опасную и тяжелую борьбу с ним. Грех настолько въедается в человека, что и сама борьба с ним напоминает тяжелую операцию по удалению злокачественной опухоли, причем без всякого наркоза.
«Сколько раз я падала на землю, как мертвая. Сколько раз в безмерном борении пребывала с различными напастями, бедами и искушениями. Но с того времени и до нынешнего дня сила Божия неведомо и многообразно соблюдала мою грешную душу и смиренное тело. Питалась и покрывалась я глаголом Божиим, всё содержащим (Втор. 8, 3), ибо не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе Божием (Мф. 4, 4; Лк. 4, 4), и не имеющие покрова камением облекутся (Иов. 24, 8), если совлекутся греховного одеяния (Кол. 3, 9). Как вспоминала, от сколького зла и каких грехов избавил меня Господь, в том находила я пищу неистощимую».
Путь покаяния требует от человека твердой решимости не возвращаться ко греху. И тогда Сам Господь посылает утешение кающемуся.
Очень часто мы задаемся вопросом: почему происходит откат к тому, в чем мы уже покаялись? Если мне отвратителен грех, отчего я возвращаюсь к нему, вновь и вновь падая? Но какова наша решимость? Не часто ли мы бываем легкомысленны и самонадеянны, думая, что раз перед Евангелием и крестом мы назвали свой грех, то уже и покаяние свершилось, и плоды его перед нами? Как часто ложная самоуспокоенность бывает роковой, возвращая нас к невыученным урокам. Но не по произволению ли Божиему совершается эта работа над ошибками? Сама память о грехе должна спасительно ужасать и отрезвлять человека, собирая его мысли, концентрируя его силы. Память, которая подобна отметине или шраму, напоминающему нам о встрече с хищником, который, коснувшись нас, не оставляет преследование, но выжидает с хитростью, расставляя лукавые сети.
Последующие долгие годы своей подвижнической жизни Мария вкушала небесную радость совершенной молитвы, радость близости Бога. В этом состоянии ее встретил старец Зосима, ушедший для молитвы в пустыню на время Великого поста. Ему и поведала она повесть своей жизни - историю великого греха и великого покаяния. Когда Зосима попросил святую помолиться, он с изумлением увидел, что во время молитвы она поднялась от земли и молилась, стоя в воздухе.
Думаю о преподобной Марии, и невольно возникает вопрос: ну а разве мы так грешим? Если посмотреть, то вроде бы и не убил, и не украл, не прелюбодействовал. Да и настолько ли тяжелы наши отступления? Может быть, будет еще и время на покаяние. Может, и будет... Но путь умаления своего греха, рассуждения о разной тяжести грехов и тем более оправдания себя - губительная ложь самому себе. Грех начинается не с поступка, он находит себе пристанище в нашем сердце, где развивается и закрепляется, делая себя как бы естественным для нас. Задача дьявола - поселить в нас не просто невидение греха, но заставить нас врасти в него, подчиниться ему, сделав привычкой. И потому так непросто удалять от себя грех.
Память преподобной Марии Египетской совершается в пятое воскресенье Великого поста. Нами уже пройден определенный путь. Что мы успели? Подумать только, ведь нам в году Господом отпущено сорок девять особенных дней! Четыредесятница и Страстная седмица, в которые нам дается возможность сделать хотя бы шаг «за Иордан», прикоснуться к святыне великих подвигов. Но что это по сравнению с десятилетиями великой и спасительной пустыни покаяния?
Мы приближаемся к Иерусалиму, шумящему, тревожному, ждущему... Совсем чуть-чуть, и во врата древнего града въедет на ослике Кроткий Царь, и все вновь повторится. Кто мы среди встречающих Его? Какими будем через несколько дней?
Мы нуждаемся в покаянии. И потому Господь посылает нам удивительные примеры. Там, где свершился человеческий суд над грешником, там просияла милость Божия, сделавшая из падшего величайшего святого. Нам нельзя унывать - единственным верным выходом для нас будет память о том, что сами мы не имеем ничего, кроме надежды на Бога. Никакие собственные силы (которых на самом-то деле и нет почти) не выведут нас из состояния греха. Только надежда и упование на Бога. Решимость не возвращаться к сделанному прежде. Память о том, что Бог, Который из праха воскресит наши тела, несомненно готов восстановить в нас и Свой образ, преобразить и оживотворить. Самое главное - не отчаиваться. Каким бы тяжелым ни был путь наверх...
Газета «Православная вера» № 6 (530)
Священник Андрей Мизюкhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/velikijj-grekh-i-velikoe-pokayanie