Бесконечная минута молчания

Валентин Распутин 
0
887
Время на чтение 15 минут
Ушел великий русский писатель. Как написала мне по телефону одна знакомая: «Вот уж кто действительно был совестью нации». Его литературный мир удивительно многообразен и сложен, и главная тема в нем - русский человек, Россия. «Без Родины человек - духовный оборвыш, - написал он, - любым ветром может его подхватить и понести в любую сторону». Но сейчас хочется остановиться на одной самой существенной, как мне кажется, черте его творчества.

Сразу предупредим слишком многих, способных кощунственно профанировать все на свете, чтобы они не уподоблялись скандально известному в семидесятые годы прошлого века советскому поэту, полемизирующему со стихами Федора Тютчева: «Молчи, скрывайся и таи, и чувства, и мечты свои». «Молчать? Зачем же мне молчать, - с вызовом ответил он. - Скрывать? Чего же мне скрывать?» В устремленности постигнуть смысл всего происходящего, молчание необходимо так же, как и слова.

Мне кажется, особый дар Валентина Григорьевича Распутина - в молчании и в его способности научить нас молчанию. Об этом даре так или иначе упоминают все, кто размышляет сегодня о его уходе, близкие ему по духу или по гражданской позиции Юрий Кублановский, Валентин Курбатов, Владимир Крупин, Владимир Личутин и в том числе такие, иные по стилистике молодые писатели, как Сергей Шаргунов, Захар Прилепин, и Алексей Шорохов. В чем секрет того, что знаменитые «шестидесятники» Аксенов, Гладилин, Евтушенко, Вознесенский писали, по выражению Захара Прилепина, как будто на совершенно другом, чем Распутин, языке? Несомненно, многие из упомянутых писателей были талантливы, но они были слишком погружены в то, что волнует этот «быстро изменяющийся мир».

Каждый сегодня может видеть, до какой степени трудно сохранять пространство и время молчания. Телевидение, радио и интернет осаждают ныне жизнь всех людей - дома, на работе, даже в общественном транспорте - двадцать четыре часа в сутки! В домах телевизор остается включенным, даже когда уже никто не смотрит его. Его звучание служит как бы для того, чтобы не было молчания, которое может вызывать тревогу и даже страх. Полагать, что человек в этой ситуации может сосредоточиться и стать внимательным - чистая иллюзия. Что говорить, если уже никто не смеет открыто предложить эту тишину и это молчание как ценность, без которой невозможно выжить, - ну хотя бы на время: дома, в школе или в той же электричке, или на местах отдыха. Непонимание молчания и боязнь его - то, что сегодня характерно не только для молодых, но и для пожилых. Все люди нуждаются в молчании, исполненном смысла и глубины. Современный человек, может быть, более всего нуждается в нем, хотя он чаще всего не умеет молчать из страха встретиться с самим собой, обнаружить себя, ощутить пустоту, которая требует осмысления. «Скорей, скорей, дальше, вперед - главное не задумываться!» Современный человек намеренно оглушает себя шумом. И есть писатели, которые изо всех сил, всем своим талантом стараются угодить ему.

На самом деле речь идет о самом главном в человеческой жизни. Все - верующие и неверующие - нуждаются в том, чтобы не лишиться тишины, научиться молчанию, которое дает возможность Другому - так именуют древние святые отцы Бога - говорить с нами, таким образом и тогда, когда Он этого пожелает. А люди делаются способными услышать и понять Его слово.

Сегодня много и не без причин говорят о необходимости миссионерства. И в этом смысле Валентин Григорьевич Распутин - один из главных наших миссионеров. Неслучайно, когда была установлена Патриаршая премия за лучшие художественные произведения, которые учат подлинному добру, первым лауреатом ее, прежде всякого конкурсного рассмотрения, был назван В.Г. Распутин. Большинство в нашем народе причисляют себя к православным, потому что крещены. Но приходят ли они в храм на богослужение? И если приходят, то как участвуют в нем? Неспособность жить каждый день в хранении сокровенной тишины и молчания неизбежно проникает и в богослужение со всеми вытекающими отсюда последствиями. «Пространство», где мы можем встретить присутствие Бога, становится лишь поводом возвратиться к нашим собственным мыслям, где пустота заполняется нагромождением следующих друг за другом малопонятных слов и красивым пением. Так что Тот, Кто должен говорить, вынужден отступить и уступить место только внешне присутствующим в храме.

Как необходимо нам осознать ценность молчания для нормальной каждодневной жизни! И если возможно, то надо, чтобы молчание, которое присутствует в богослужении, благодаря этому становилось более понятным для нас. По крайней мере, для христианина этот процесс должен проходить в обратном порядке: от молчания богослужения - к повседневной жизни. Если «пространство», которое Бог занимает Своим молчанием в сердцах верных, не может всецело быть занято Им после завершения богослужения, то оно должно быть преобразовано в пространство общения с нашими братьями по вере и, насколько возможно, со всеми людьми. Бог живет в этом святом молчании, и мы призваны, как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, расширить пространство нашего сердца, чтобы дать жить в нем всем, за кого Христос принял страдания.

Вот, наверное, почему совершенно чуждый всякого рода общественной шумихе писатель Валентин Распутин пришел в наш храм в начале девяностых годов прошлого века вместе со своим другом Владимиром Крупиным, чтобы принять активнейшее участие в деятельности нашего комитета «За нравственное возрождение Отечества». Через некоторое время они отправились к патриарху Алексию II, чтобы получить от него благословение на противостояние нравственному геноциду нашего народа. Думается, что не без их влияния патриарх Алексий II произнес через какое-то время эти дерзновенные слова: «Идет война, направленная на уничтожение нашего народа. И ни один мирянин, тем более священник, не имеет права молчать. Если мы будем молчать, нас просто уничтожат». Когда на одном из заседаний нашего общественного комитета обсуждалось очередное обращение, кто-то заметил, что надо заменить слова о нашем народе: «потерявший нравственность» на «теряющий нравственность», Валентин Григорьевич решительно сказал: «Нет, именно потерявший!» И все согласились. Не потому, конечно, он так сказал, что утратил веру в наш народ - нет, потерянное можно возвратить, но для этого необходимо, прежде всего, беспощадно правдивое видение того, что происходит. И Валентин Григорьевич с великой скорбью рассказал о некоей дальней родственнице, которая вместе со своими маленькими детьми спокойно смотрит порнографические фильмы по «видику». Что вы там говорите об угрозе, в случае чего, ввести в нашу страну войска НАТО? Какая разница: вводить их или не вводить, если все уже занято сатанинскими полчищами!

Распутин говорил только о том, что знает. Вспоминаются два эпизода в связи с этим. Как-то мне позвонил Игорь Ростиславович Шафаревич и сказал, что надо уговорить Валентина Григорьевича согласиться на избрание в академики, потому что одно его имя могло бы укрепить авторитет наших патриотов. «Никто кроме Вас не сможет повлиять на Валентина Григорьевича», - сказал Шафаревич. На мою просьбу Валентин Григорьевич ответил категорическим отказом: «Ну подумайте сами, отец Александр, какой я академик!» И так же было, когда я подарил ему свой двухтомник «Евангелие дня» с толкованиями на каждый день. Скоро он сообщил мне, как хорошо пошла у него эта книга, и обещал написать рецензию на нее. Но через несколько дней перезвонил и сказал: «Я долго думал, и понял, что не мое это дело - заниматься богословием».

Сейчас многие пишут, что Валентина Григорьевича не пускали на телевидение и не давали ему возможности обратиться со своим словом к русскому народу. Все это так. Но дело в том, что он не был создан для красноречивого ораторства, для ярких интервью, он был несравненно глубже. У Достоевского есть интересное рассуждение о том, что кто умеет хорошо говорить, едва ли сможет так же хорошо писать. Это не значит, что Валентин Григорьевич не умел хорошо говорить. Он мог сказать о том, что болит, немногословно, но очень значительно. Как-то я спросил у Валентина Григорьевича, почему он не подает в суд на клеветников, бесстыдно чернящих его имя в прессе. Он ответил, что ему не по силам тягаться с такими людьми: «Ведь суды - их стихия, они в них, как рыба в воде».

Его повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» - напоминание о том, что русский человек должен сопротивляться, даже когда силы неравны. В 1990 году он был одним из авторов письма писателей России, адресованного Верховному Совету. «Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу объявляемого «вне закона» с точки зрения того мифического «правового государства», в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России». За что был подвергнут травле и долгому замалчиванию как писатель.

Надеясь что-то изменить, Распутин согласился войти в президентский совет при Горбачеве в 1990 году. «Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел. Мое предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди еще годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали». Он все сказал и в 1993 году. «Победы президента и правительства тут не было - было, напротив, жестокое поражение. Какая может быть победа в войне с собственным народом, в показательном убийстве защитников Конституции и законности! Хотя в нашей стране позволено все, но народное мнение все еще существует, и с кровью оно не согласится, сколько бы телевидение ни убеждало, что это кровь нечестивых». Гадливость вызвал у него и так называемый панк-молебен в Храме Христа Спасителя.

День смерти Валентина Григорьевича практически совпал с днем его рождения - это праздник иконы Державной Божией Матери. В этот день совершилось предательское крушение русской православной державы и открылся крестный путь нашей Церкви. Церкви святых царственных страстотерпцев и всех новых мучеников и исповедников Российских. В этом году торжество «Имеющей Державу непобедимую» соединилось с великопостным поклонением Кресту Христову.

Книги Валентина Григорьевича Распутина похожи на поминальные молитвы: они печальны, но в них присутствует свет. Они как бесконечно длящаяся минута молчания об умершей нашей России, но в них живет надежда на воскресение. Они написаны смиренным целомудренным языком - так и хочется сказать: «первозданным» языком, вечным языком молчания. Они переведены на множество языков, но кажется порой, что этот вечный язык не нуждается ни в каком переводе. Потому что наполняют его не какие-то особенные русские идиоматические выражения, но простой и чистый язык человеческой радости и страдания, жизни и смерти, который дано всем понять. В нем - молчание, когда оно обретает голос и присутствие тысяч и миллионов разбитых человеческих жизней. И это слово бесчисленных людей, которые обрели голос, чтобы оплакивать своих умерших.

В этой бесконечно длящейся минуте - молчание становится словом, исполненным горького вопрошания («почему?»), словом памяти о вчерашних и сегодняшних жертвах («Прощание с Матерой», «Пожар», «Живи и помни») и словом, которое передается в надежде (никогда не было такого!) на невозможное чудо встречи с ними. «Это мы, Господи!» - как бы невольно вырывается у Распутина (вслед за фронтовиком Константином Воробьевым). Писатель говорит о Боге, о Его ничем не устранимом присутствии. Кажется, современный мир, поглощаемый хаосом и бессмысленными слухами, потерял навсегда смысл своих дальних истоков. Но нет, напротив, из глубины пространства и времени все возвращается в течение этой бесконечной минуты молчания - невыразимо скорбной, но исполненной высшей красоты.

Снимок в открытие статьи: Валентин Распутин/ Фото: Алексей Дружинин/ РИА Новости

http://svpressa.ru/society/article/116281/
Ушел великий русский писатель. Как написала мне по телефону одна знакомая: «Вот уж кто действительно был совестью нации». Его литературный мир удивительно многообразен и сложен, и главная тема в нем — русский человек, Россия. «Без Родины человек — духовный оборвыш, — написал он, — любым ветром может его подхватить и понести в любую сторону». Но сейчас хочется остановиться на одной самой существенной, как мне кажется, черте его творчества.

Сразу предупредим слишком многих, способных кощунственно профанировать все на свете, чтобы они не уподоблялись скандально известному в семидесятые годы прошлого века советскому поэту, полемизирующему со стихами Федора Тютчева: «Молчи, скрывайся и таи, и чувства, и мечты свои». «Молчать? Зачем же мне молчать, — с вызовом ответил он. — Скрывать? Чего же мне скрывать?» В устремленности постигнуть смысл всего происходящего, молчание необходимо так же, как и слова.

На снимке: Протоиерей Александр Шаргунов/ Фото: Анна Русанова

Мне кажется, особый дар Валентина Григорьевича Распутина — в молчании и в его способности научить нас молчанию. Об этом даре так или иначе упоминают все, кто размышляет сегодня о его уходе, близкие ему по духу или по гражданской позиции Юрий Кублановский, Валентин Курбатов, Владимир Крупин, Владимир Личутин и в том числе такие, иные по стилистике молодые писатели, как Сергей Шаргунов, Захар Прилепин, и Алексей Шорохов. В чем секрет того, что знаменитые «шестидесятники» Аксенов, Гладилин, Евтушенко, Вознесенский писали, по выражению Захара Прилепина, как будто на совершенно другом, чем Распутин, языке? Несомненно, многие из упомянутых писателей были талантливы, но они были слишком погружены в то, что волнует этот «быстро изменяющийся мир».

Каждый сегодня может видеть, до какой степени трудно сохранять пространство и время молчания. Телевидение, радио и интернет осаждают ныне жизнь всех людей — дома, на работе, даже в общественном транспорте — двадцать четыре часа в сутки! В домах телевизор остается включенным, даже когда уже никто не смотрит его. Его звучание служит как бы для того, чтобы не было молчания, которое может вызывать тревогу и даже страх. Полагать, что человек в этой ситуации может сосредоточиться и стать внимательным — чистая иллюзия. Что говорить, если уже никто не смеет открыто предложить эту тишину и это молчание как ценность, без которой невозможно выжить, — ну хотя бы на время: дома, в школе или в той же электричке, или на местах отдыха. Непонимание молчания и боязнь его — то, что сегодня характерно не только для молодых, но и для пожилых. Все люди нуждаются в молчании, исполненном смысла и глубины. Современный человек, может быть, более всего нуждается в нем, хотя он чаще всего не умеет молчать из страха встретиться с самим собой, обнаружить себя, ощутить пустоту, которая требует осмысления. «Скорей, скорей, дальше, вперед — главное не задумываться!» Современный человек намеренно оглушает себя шумом. И есть писатели, которые изо всех сил, всем своим талантом стараются угодить ему.

На самом деле речь идет о самом главном в человеческой жизни. Все — верующие и неверующие — нуждаются в том, чтобы не лишиться тишины, научиться молчанию, которое дает возможность Другому — так именуют древние святые отцы Бога — говорить с нами, таким образом и тогда, когда Он этого пожелает. А люди делаются способными услышать и понять Его слово.

Сегодня много и не без причин говорят о необходимости миссионерства. И в этом смысле Валентин Григорьевич Распутин — один из главных наших миссионеров. Неслучайно, когда была установлена Патриаршая премия за лучшие художественные произведения, которые учат подлинному добру, первым лауреатом ее, прежде всякого конкурсного рассмотрения, был назван В.Г. Распутин. Большинство в нашем народе причисляют себя к православным, потому что крещены. Но приходят ли они в храм на богослужение? И если приходят, то как участвуют в нем? Неспособность жить каждый день в хранении сокровенной тишины и молчания неизбежно проникает и в богослужение со всеми вытекающими отсюда последствиями. «Пространство», где мы можем встретить присутствие Бога, становится лишь поводом возвратиться к нашим собственным мыслям, где пустота заполняется нагромождением следующих друг за другом малопонятных слов и красивым пением. Так что Тот, Кто должен говорить, вынужден отступить и уступить место только внешне присутствующим в храме.

Как необходимо нам осознать ценность молчания для нормальной каждодневной жизни! И если возможно, то надо, чтобы молчание, которое присутствует в богослужении, благодаря этому становилось более понятным для нас. По крайней мере, для христианина этот процесс должен проходить в обратном порядке: от молчания богослужения — к повседневной жизни. Если «пространство», которое Бог занимает Своим молчанием в сердцах верных, не может всецело быть занято Им после завершения богослужения, то оно должно быть преобразовано в пространство общения с нашими братьями по вере и, насколько возможно, со всеми людьми. Бог живет в этом святом молчании, и мы призваны, как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, расширить пространство нашего сердца, чтобы дать жить в нем всем, за кого Христос принял страдания.

Вот, наверное, почему совершенно чуждый всякого рода общественной шумихе писатель Валентин Распутин пришел в наш храм в начале девяностых годов прошлого века вместе со своим другом Владимиром Крупиным, чтобы принять активнейшее участие в деятельности нашего комитета «За нравственное возрождение Отечества». Через некоторое время они отправились к патриарху Алексию II, чтобы получить от него благословение на противостояние нравственному геноциду нашего народа. Думается, что не без их влияния патриарх Алексий II произнес через какое-то время эти дерзновенные слова: «Идет война, направленная на уничтожение нашего народа. И ни один мирянин, тем более священник, не имеет права молчать. Если мы будем молчать, нас просто уничтожат». Когда на одном из заседаний нашего общественного комитета обсуждалось очередное обращение, кто-то заметил, что надо заменить слова о нашем народе: «потерявший нравственность» на «теряющий нравственность», Валентин Григорьевич решительно сказал: «Нет, именно потерявший!» И все согласились. Не потому, конечно, он так сказал, что утратил веру в наш народ — нет, потерянное можно возвратить, но для этого необходимо, прежде всего, беспощадно правдивое видение того, что происходит. И Валентин Григорьевич с великой скорбью рассказал о некоей дальней родственнице, которая вместе со своими маленькими детьми спокойно смотрит порнографические фильмы по «видику». Что вы там говорите об угрозе, в случае чего, ввести в нашу страну войска НАТО? Какая разница: вводить их или не вводить, если все уже занято сатанинскими полчищами!

Распутин говорил только о том, что знает. Вспоминаются два эпизода в связи с этим. Как-то мне позвонил Игорь Ростиславович Шафаревич и сказал, что надо уговорить Валентина Григорьевича согласиться на избрание в академики, потому что одно его имя могло бы укрепить авторитет наших патриотов. «Никто кроме Вас не сможет повлиять на Валентина Григорьевича», — сказал Шафаревич. На мою просьбу Валентин Григорьевич ответил категорическим отказом: «Ну подумайте сами, отец Александр, какой я академик!» И так же было, когда я подарил ему свой двухтомник «Евангелие дня» с толкованиями на каждый день. Скоро он сообщил мне, как хорошо пошла у него эта книга, и обещал написать рецензию на нее. Но через несколько дней перезвонил и сказал: «Я долго думал, и понял, что не мое это дело — заниматься богословием».

Сейчас многие пишут, что Валентина Григорьевича не пускали на телевидение и не давали ему возможности обратиться со своим словом к русскому народу. Все это так. Но дело в том, что он не был создан для красноречивого ораторства, для ярких интервью, он был несравненно глубже. У Достоевского есть интересное рассуждение о том, что кто умеет хорошо говорить, едва ли сможет так же хорошо писать. Это не значит, что Валентин Григорьевич не умел хорошо говорить. Он мог сказать о том, что болит, немногословно, но очень значительно. Как-то я спросил у Валентина Григорьевича, почему он не подает в суд на клеветников, бесстыдно чернящих его имя в прессе. Он ответил, что ему не по силам тягаться с такими людьми: «Ведь суды — их стихия, они в них, как рыба в воде».

Его повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» — напоминание о том, что русский человек должен сопротивляться, даже когда силы неравны. В 1990 году он был одним из авторов письма писателей России, адресованного Верховному Совету. «Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу объявляемого «вне закона» с точки зрения того мифического «правового государства», в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России». За что был подвергнут травле и долгому замалчиванию как писатель.

Надеясь что-то изменить, Распутин согласился войти в президентский совет при Горбачеве в 1990 году. «Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел. Мое предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди еще годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали». Он все сказал и в 1993 году. «Победы президента и правительства тут не было — было, напротив, жестокое поражение. Какая может быть победа в войне с собственным народом, в показательном убийстве защитников Конституции и законности! Хотя в нашей стране позволено все, но народное мнение все еще существует, и с кровью оно не согласится, сколько бы телевидение ни убеждало, что это кровь нечестивых». Гадливость вызвал у него и так называемый панк-молебен в Храме Христа Спасителя.

День смерти Валентина Григорьевича практически совпал с днем его рождения — это праздник иконы Державной Божией Матери. В этот день совершилось предательское крушение русской православной державы и открылся крестный путь нашей Церкви. Церкви святых царственных страстотерпцев и всех новых мучеников и исповедников Российских. В этом году торжество «Имеющей Державу непобедимую» соединилось с великопостным поклонением Кресту Христову.

Книги Валентина Григорьевича Распутина похожи на поминальные молитвы: они печальны, но в них присутствует свет. Они как бесконечно длящаяся минута молчания об умершей нашей России, но в них живет надежда на воскресение. Они написаны смиренным целомудренным языком — так и хочется сказать: «первозданным» языком, вечным языком молчания. Они переведены на множество языков, но кажется порой, что этот вечный язык не нуждается ни в каком переводе. Потому что наполняют его не какие-то особенные русские идиоматические выражения, но простой и чистый язык человеческой радости и страдания, жизни и смерти, который дано всем понять. В нем — молчание, когда оно обретает голос и присутствие тысяч и миллионов разбитых человеческих жизней. И это слово бесчисленных людей, которые обрели голос, чтобы оплакивать своих умерших.

В этой бесконечно длящейся минуте — молчание становится словом, исполненным горького вопрошания («почему?»), словом памяти о вчерашних и сегодняшних жертвах («Прощание с Матерой», «Пожар», «Живи и помни») и словом, которое передается в надежде (никогда не было такого!) на невозможное чудо встречи с ними. «Это мы, Господи!» — как бы невольно вырывается у Распутина (вслед за фронтовиком Константином Воробьевым). Писатель говорит о Боге, о Его ничем не устранимом присутствии. Кажется, современный мир, поглощаемый хаосом и бессмысленными слухами, потерял навсегда смысл своих дальних истоков. Но нет, напротив, из глубины пространства и времени все возвращается в течение этой бесконечной минуты молчания — невыразимо скорбной, но исполненной высшей красоты.

Снимок в открытие статьи: Валентин Распутин/ Фото: Алексей Дружинин/ РИА Новости
Читайте далее: http://svpressa.ru/society/article/116281/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Ради этого Он пришел — найти то, что потеряно
Евангелие среды (Лк, 78 зач., 15, 1—10)
27.11.2024
Все или ничего
Евангелие вторника (Лк, 77 зач., 14, 25—35)
26.11.2024
Еще одна заповедь блаженства
Евангелие понедельника (Лк, 75 зач., 14, 12—15)
25.11.2024
Как можно ошибиться в направлении дороги
Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
25.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Валентин Распутин
Солженицын разрушал, а Распутин созидал Россию!
О церемонии открытия памятной доски Валентину Григорьевичу Распутину
23.10.2024
«Он учил правде тихим своим словом»
В Москве открыли мемориальную доску Валентину Григорьевичу Распутину
22.10.2024
Бесконечная минута молчания
К девятой годовщине кончины писателя Валентина Распутина
15.03.2024
О Распутине
Ко дню памяти (15.03.1937 – 14.03.2015)
14.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Новое оружие России
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:26
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 06:25
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Рабочий
27.11.2024 06:25
«Педагоги не могут качественно передавать им знания»
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:18
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
26.11.2024 22:43
Либеральный момент: от «конца истории» до Трампа
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.11.2024 21:48