Модератор мероприятия, первый
заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке молодёжных
инициатив Султан Хамзаев, открывая мероприятие, напомнил, что
обсуждаемый документ поступал на доработку семнадцать или восемнадцать
раз, и это говорит не только о важности самого документа, но и о
принципиальном несовпадении «Стратегии воспитания» с теми задачами,
которые она должна решать. Он прояснил базовую проблему существующей
системы воспитания: «Кто воспитывает наших детей ? Когда мы говорим - мы
воспитываем - нужно отдавать себе отчёт, кто эти „мы" ? Сейчас
государство системно и профессионально занимается воспитанием небольших
групп детей - это сироты, это дети с ограниченными возможностями
здоровья, это вундеркинды, для всех этих групп существуют программы и
концепции развития воспитания на государственном уровне. Это очень важно
и нужно. Но, какие программы работают для большинства детей ? На что
ориентировано воспитание большинства подрастающего поколения ? Сегодня,
когда Министерство образования говорит, что школа это не место для
воспитания, в обществе возникает большой вопрос: «А, где воспитывать
детей ?». Кроме семьи, разумеется, элемент семьи никто не отменял. На
эти и многие другие вопросы и должна была ответить „Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации до 2025 года"». Но после её прочтения,
вопросов становится не меньше, а больше...
Руководитель
комиссии по семейной и демографической политике Социальной платформы
Всероссийской политической партии «Единая Россия» Ирина Волынец также
подчеркнула, что на доработку существующего документа «Стратегия
развития...» было затрачено много усилий и средств, но это не привело к
позитивному результату. «Любая стратегия пишется не для того, чтобы её
написать. Как было сказано на заседании в Государственной Думе -
стратегия подготовлена в рамках исполнения указа Президента России. Но
нельзя её высасывать из пальца. Сначала должны быть определены проблемы,
существующие сегодня, из понимания проблем должны сформироваться задачи
воспитания наших детей, и только потом можно приступать к написанию
стратегии, которая бы определяла, какими способами и методами будут
решаться поставленные задачи. В роли стратегии не могут выступать взятые
с потолка документы, где нет даже такого важного раздела, как „понятия и
определения", и, следовательно, невозможно на этот документ опереться»,
- заявила Ирина Волынец.
Директор Научно-практического центра
Международного союза детских общественных объединений Елена Фришман
представила развернутый анализ стратегии с точки зрения педагогики и
выдвинула принципиальное требование к окончательному варианту документа:
«Невозможно создать документ, который полностью удовлетворил бы
абсолютно всех. Новый документ не должен предлагать улучшений, он должен
формулировать шаг, который потребует совершенно нового качественного
изменения. Должно возникнуть принципиально иное освоение пространства
воспитания».
Профессор кафедры правового обеспечения
государственной и муниципальной службы, доктор юридических наук Игорь
Понкин обратил внимание участников «круглого стола» на необходимость
включить в стратегию раздел, посвященный воспитанию в духе национальных
традиций, который бы обеспечивал всем народам многонациональной страны
одинаковые возможности осуществлять развитие собственной культурной и
языковой идентичности в подрастающих поколениях.
Он сказал:
«...Считаю, что основная проблема - это явное игнорирование интересов
народов России. Это фактически подвёрстывание систем воспитания под
власть чуждых ценностей и законов. В настоящее время на обсуждение
представлен не выдерживающий никакой критики документ.
Серьёзный анализ этого проекта прозвучал и в выступлении эксперта Ольги
Четвериковой. Полностью её доклад можно прочитать на сайте волонтёрского
проекта нашего журнала - «Города воинской славы». Смотрите на http://www.goroda-slavy.ru/.../137-strategiya-razvitiya-vospi...
Главное опасение представителей родительской общественности
сводилась к тому, что нет доверия к людям и структурам, которые заняты
разработкой «Стратегии воспитания». Было высказано мнение, что «... Как
только за что-то берётся команда экспертов из «Высшей школы экономики»,
которая диктует и Министерству образования, и другим государственным
структурам основные стратегические направления развития нашего общества и
их реализацию - добра не жди».
Профессор, кандидат
педагогических наук, член Экспертного совета Госдумы РФ Кристина Симонян
озвучила на «круглом столе» позицию общественного движения «Мамы
Москвы»: «Считаю недопустимым, как бы мы ни торопились, принимать сырой
документ. Мы один такой недоработанный документ ФЗ-273 уже приняли,
тогда Министерство образования нам обещало, что давайте быстренько
примем Закон «Об образовании», а потом вносите поправки сколько угодно.
Теперь пожинаем плоды поспешного решения - бьёмся, но ничего не можем
сделать с тотальной коммерциализацией и разрушением нашего образования. В
Законе «Об образовании» слово «воспитание» упоминается всего семь раз.
Считаю, что оно там просто вычеркнуто... «Стратегия развития воспитания»,
безусловно, нам нужна, но в такой подаче... В представленном документе
много минусов: не даны основные понятия, не определены субъект/объект,
отсутствует временная раскладка, отсутствуют рекомендации по правовым
актам, которые требуется принять для реализации стратегии...»
С
резкой критикой обсуждаемого проекта «Стратегии» выступила и
председатель Всероссийской организации многодетных и приёмных детей
России «Много деток - хорошо!» Татьяна Боровикова: «...Понимаю, почему
разработчики и заказчики «Стратегии», чиновники от образования надеялись
принять его втихую, без общественного обсуждения. Потому что, несмотря
на обилие слов, дискутируемый документ получился пустой, как мыльный
пузырь... Вроде бы написано правильно - «за все хорошее, против всего
плохого», но он «ни о чем». Главное в системе воспитания -
духовно-нравственные ценности, а об этом ничего нет. Очень много в
документе обтекаемых формулировок, которые потом можно наполнить
вражеским содержанием. Разработчиками «Стратегии» были те же самые люди,
кто писал Форсайт-проект «Детство 2030»: господа Адамский, Асмолов ...
Переименовали, посокращали, закрылись словесной шелухой, но оставили
свою глобалистскую суть и многочисленные «ширмы», за которыми можно
спрятать все, что угодно. Вот мы смотрим термин «переосмысление
ценностей». Это что? У нас ценности как есть, так и есть. Нам нечего
«переосмысливать». Они боятся открыто обсуждать «Стратегию» с
родителями. Оно и понятно: сразу выведем «на чистую воду»... Мне очень
хочется обратиться к Владимиру Владимировичу Путину с просьбой защитить
мозги и души наших детей от этих людей. Хочется сказать: не верьте им,
не принимайте того, что они пишут, они много лет были плачены-проплачены
на деньги Мирового банка, который давал образовательные кредиты, всяких
грантоедских фондов. Под его диктовку, со своими друзьями из ВШЭ, они
кастрировали и искалечили наше образование, произвели страшные
разрушения в системе воспитания. Это же настоящая необъявленная война,
которая ведёт россиян к Майдану... Молчать не можем и не будем. За нами -
наши дети. За это с нас спросит Бог. Мы своих детей проплаченным
«форсайтчикам» и «образованцам» не отдадим. Стратегия воспитания,
написанная асмоловыми и адамскими не имеет права на существование. Эти
деятели уже произвели страшные разрушения в образовании. Неважно сколько
было вариантов - нужно подготовить новый проект, силами новой рабочей
группы, состоящей из людей, кому воспитание детей на самом деле жизненно
важно. Если слепые ведут слепых, то все упадут в яму...»
По итогам обсуждения участники «круглого стола» приняли решение отказаться от идеи доработки существующего проекта стратегии в связи с ее фундаментальными и непреодолимыми недостатками и организовать рабочую группу для написания новой стратегии.
https://www.facebook.com/StolichnoeObrazovanie/posts/1639243156308828