Как выбраться из лабиринта суеты и обрести покой Христов? Над этим и другими вопросами размышляет настоятель храма Рождества св.Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег СТЕНЯЕВ.
- Покой Христов называется миром Христовым, ибо сказано: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам...» (Ин.14,27). Свт.Игнатий Брянчанинов говорил, что первый дар благодати Духа Святого, который даётся христианину за праведную жизнь в духе евангельских заповедей, - душевный мир. Идите этим узким путём, и он выведет вас из суеты. Ведь что есть суета? Это жизнь по страстным началам. И вовсе не обязательно, чтобы это были смертные грехи. Прп.Амвросий Оптинский вразумлял, что утопить может как большой камень, повешенный на шею, так и мешок с песком. Суета - это мешок с песком, где каждая песчинка - маленький грешок, неприметное отступление от заповедей Божиих. Но когда их набирается много, они тянут в ад не меньше, чем смертный грех.
Чтобы избежать суеты, надо иметь чёткие евангельские идеалы и решительно идти узким путём Евангелия. Тогда человек начинает понимать, что всё - суета сует: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл.1,9); «...человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого...» (Еккл.8,17); «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл.1,18). Постепенно приходит ясность и понимание и даже трезвение, и любовь к храму, молитве, служению ближним. Человек понимает, что мир - это порядок, в том числе и в душе человека. «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». И прежде всего это скажется по-доброму на семье человека, на работе... Ибо настоящего христианина везде уважают, потому что уважают Духа Святого, который в нём живёт, человека любят ради Бога, Который жив в нём.
- Уже в который раз очередные предсказатели предрекают конец света. Как уберечься от паники?
- Каждый из нас переживает свой личный апокалипсис. И когда меня спрашивают: «Когда конец света?» - отвечаю: «Умрёшь, вот тебе и конец света. Солнце погасло, луна, звёзды светить перестали. Бесы появились и Ангелы, суды начались». Но будет исторический Апокалипсис, для всей вселенной. Когда? Мы не знаем. Христос скрыл дату Своего Второго пришествия - значит, люди вправе считать, что их время - последнее. И не надо оскорблять людей, предостерегающих: «Наступают последние времена». Ещё ап.Иоанн говорил: «Дети! последнее время» (1Ин.2,18). Однако мы не должны поддаваться чемоданному настроению, отказываться от чадородия и создания семьи, от общественно значимой жизни. Наша задача - бодрствовать: «...бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25,13). Каждое поколение стоит перед своим апокалипсисом, каждое поколение решает, избирает оно антихриста или Христа.
- Хорошая ли власть у нас сейчас?
- Нам не дано разглядеть многие вещи, поэтому если говорить о персоналиях, то это скрыто от наших очей. Но Святые Отцы призывали молиться за власть. Если власть Богоугодная, то наши молитвы принесут благословение. А если власть богопротивна, то ваши молитвы соберут горячие угли на голову этой власти. В любом случае надо молиться. Ведь когда ап.Павел призывал молиться за власть - это была власть императора Нерона. И когда ап.Пётр говорил, что Бога надо бояться, а царя чтить, он имел в виду того же Нерона. Почему апостолы так говорили? Потому что любая форма власти стоит на пути антихриста. Именно так писал свт.Иоанн Златоуст в своём толковании об удерживающем смысле власти. Правда, одни Святые Отцы считали, что Дух Святой удерживает антихриста, другие - что монархическая власть. А Ипполит Римский прямо написал, что антихрист придёт тогда, когда будет демократическая форма управления. То есть когда каждый проходимец сможет добраться до самого верха.
- Сказано: «...не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф.6,25). Но народная мудрость гласит: «Под лежачий камень вода не течёт».
- Здесь нет противоречия. Просто
многие неправильно понимают эту заповедь. «Не заботьтесь, что вам есть и что
пить» -
это не значит, что ничего не надо делать, иначе бы земледелец не стал сеять, а
рыбак выбросил бы сети куда подальше... Господь говорит нам, что не надо
излишней заботы, что во всём должна быть разумная грань, чувство меры.
Некоторые Святые Отцы действительно ни о чём не заботились и не имели ничего,
кроме Евангелия. Но от всех нас такого и не требуется, совершенства всегда
достигали очень немногие, и у них особенный, тяжкий путь, ибо кому много дано, с
того много спросится.
С человека мирского, семейного Господь не спрашивает так строго... Человек может иметь некий достаток, обязан заботиться о семье, о детях, об их образовании, здравии, о том, чтобы было им что есть, и что пить, и чем прикрыть наготу тела своего. И в таком миропонимании труд, конечно, дело почётное. Но, трудясь на благо своей семьи, на благо своего Отечества, не надо из кожи вон лезть. Трудитесь шесть дней, а седьмой принадлежит Господу Богу. Господь не два, не три дня взял Себе, а только один, даже несколько часов этого дня.
- Многие батюшки говорят: не волнуйтесь, принимайте ИНН, чипы, не бойтесь штрих-кодов - нет в них ничего страшного.
- Оговорка «многие» уже говорит о том, что не всё в порядке. Истина - это всегда путь немногих. Толпа всегда изберёт Варавву и отвернётся от Христа. Христова же Церковь - это верное малое стадо. Надо дорожить верой отцов и не отступать от неё.
Сейчас говорят, что нужно обращать Россию, нужны миссионерские съезды. По моему мнению, настоящий миссионерский съезд - если бы собрали бабушек наших русских, а они рассказали бы, как обратили в веру своих внуков, правнуков. Бабушки - вот истинные миссионеры на Руси. Я, когда учился в семинарии, делал опрос, кто через кого уверовал. Так вот, 90% семинаристов уверовали через бабушек, а не через отца-мать или священника. У нас даже князь Владимир - креститель Руси - уверовал благодаря бабке своей, княгине Ольге, мудрейшей из женщин.
Нынче ломают головы, как обращать в веру молодёжь. Надо просто выяснить, почему часть молодёжи остаётся с нами. Расспроси΄те их и на их опыте помогайте другим. Вот смотрите, в 11-13 лет подростки ходят в храмы с охотой, в 14-16 уже не хотят ходить. А кто остался? А остался мальчик-алтарник, остались дети-певчие и чтецы - то есть те, кто был задействован в храме или в прихрамовых организациях, кружках. Вот я работал на заводе токарем-расточником и ходил в храм, исполнял обязанности чтеца. Но читать-то я начал ещё школьником. И это задержало меня в храме. А другие ребята, которые просто приходили на службы, уходили, взрослея. Правда, если в детстве в ребёнка Церковь успела вложить что-то хорошее, этот человек с меньшими потерями пройдёт юность и годам к 40-50 вернётся в Церковь.
В завершение хочу сказать: не надо брать на себя подвиги, превышающие наши силы, каждый должен нести свой крест. Но должно помнить, что как из дерева можно сделать икону или дубину, так из человека можно взрастить праведника или вражину. Выбор - за нами, за каждым из нас.
Записала Ирина СИБИРЯКОВА