В отношениях Русской и Украинской православных церквей Московского патриархата давно не все гладко: противоречия выпирают, смущая верующих. Одним из острых вопросов остается церковная принадлежность крымских православных епархий после вхождения полуострова в состав России.
А есть ли, собственно, какая-либо разница для верующих: ведь речь идет о церквях-сестрах, пребывающих под единым омофором Святейшего патриарха Московского и всея Руси? На первый взгляд, никакой. Если не учитывать заражение агрессивным «украинством», ползучим церковным расколом значительной части клира и мирян одной из «сестер».
Свое личное мнение на этот счет высказал «Культуре» известный православный батюшка, писатель и публицист, в недавнем прошлом руководитель миссионерского отдела Киевской епархии УПЦ МП, а ныне клирик московского храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке протоиерей Андрей Ткачев.
культура: Отец Андрей, в чем, на Ваш взгляд, корень нестроений, возникших между двумя канонически едиными церквями?
Ткачев: Мы о многих вещах раньше умалчивали, а теперь о
них уже поздно дискутировать. Теперь об искоренении этих вот «корней»
можно только молиться. Церковь сохранит тех, кто к ней принадлежит, и
даст при нашей жизни увидеть срамную гибель тех, кто с ней воюет, в том
числе и, даже в первую очередь, отступников из числа лжебратий. Увы,
немалая часть так называемого «украинского народа» и его пастырей
оказалась в последней категории.
культура: Но ведь есть и простые
верующие украинцы, и батюшки, и даже владыки из УПЦ МП, которые не
поддались общему безумию нацизма и русофобии...
Ткачев: Так было всегда. «Овцы и козлища», как сказано в
Евангелии. Конечно, на Украине остались верные сыны и пастыри
Православной церкви. Но вот скрытых двуличных козлищ в Украинской церкви
Московского патриархата собралось многовато. Когда подули нацистские
ветры, они и показали себя. Сама УПЦ МП проявила себя в этих событиях
несостоятельной, двусмысленной организацией: и нашим, и вашим, и споем, и
спляшем. В последние годы, когда митрополит Владимир сильно болел, в
ряды церковных функционеров набилось полным-полно негодяев, предателей.
Чтобы не создалось ложного впечатления, скажу, что и в Русской
православной церкви они есть, о чем сам Святейший патриарх Кирилл
упомянул, когда началась организованная атака на Церковь. Это сегодня, к
сожалению, общая ситуация. Но такого массового двуличия среди
священства в русской Церкви даже близко нет. За год служения в Москве я
увидел больше благодатных батюшек, чем за все годы на Украине.
культура: В Крыму возникла деликатная коллизия с принадлежностью православных приходов. Как Вы сами ее оцениваете?
Ткачев: Я не архиерей и не политик, а простой священник.
И могу высказать только свое мнение: здесь нет никаких коллизий. Крым
был, есть и будет русским. Он куплен русской кровью и на ней стоит.
Пребывание его в составе «государства Украина» - не более чем
историческое недоразумение. И оно, слава Богу, исправлено. Поэтому и
епархия крымская должна, на мой взгляд, прямо подчиняться Русской
православной церкви. Иначе, что же, крымские батюшки будут продолжать
возносить литургическую молитву «о властях и воинстве ея», подразумевая
киевскую незаконную хунту и отряды карателей? По-моему, это было бы
прямым предательством Святой Руси, да и собственной паствы, которая за
редчайшими исключениями испытывает противоположные чувства...
культура: В Донецкой республике известны случаи, когда храмы, чьи настоятели продолжали молиться о «единой Украине», теряли прихожан...
Ткачев: Вот именно. Но в Крыму, надеюсь, этого не
случится - те местные батюшки, которых я знаю, давно сделали свой выбор в
пользу полного единства с русской матерью Церковью. Точнее, они просто
никогда не отступали от нее, в отличие от многих священников и архиереев
в Киеве, Галичине, да и областях центральной Украины.
культура: Однако Святейший занимает в этом вопросе более осторожную позицию.
Ткачев: И правильно делает. Он же мудрый человек.
Патриарший престол на Руси занимают люди мудрые, серьезные и богатые
Благодатью. Но мы-то с вами не патриархи, а простые люди. И я с этой
позиции еще раз утверждаю: здесь не о чем говорить. Где-нибудь во
Львове, Виннице, Житомире могут возникать, как вы говорите, «коллизии».
Но в Крыму-то куда дергаться? Там же все насквозь русское!
Если кто-то на полуострове - из священства или архиереев - не захочет становиться частью Русской православной церкви, будет цепляться за некое «украинство», это его проблемы. Останется без паствы. Вопрос предельно прост.
Я не знаю, как именно будет происходить смена юрисдикции, пусть решает священноначалие. Вижу одно: Крым вернулся в Россию законно, естественно и благодатно. И так же произойдут все те процессы, о которых мы говорим.
культура: Вы часто бывали в Крыму, есть ли у Вас там какое-то любимое святое место?
Ткачев: Бывал, уже даже не упомню, сколько раз. Очень
люблю храм Святой Равноапостольной Нины в Гаспре, неоднократно служил в
этом благодатном месте. Буду жив-здоров, Бог даст, доберусь вскоре туда
опять.
культура: Сегодня из Москвы Вам легче оценивать то, что происходит на Украине, и вообще - легче ли дышать?
Ткачев: Чем дальше от квазигосударства «Украина», тем
легче и дышать, и давать оценку. Отъехал на километр от границы - уже
легче, на тысячу - совсем легко. К сожалению, многие в России не до
конца понимают, каким зачумленным местом стала ныне эта земля, полная
общерусских православных святынь. Там происходит настоящее коллективное
беснование! Люди сошли с ума от своего безбожия. Пресловутая
религиозность «украинского народа» в массе своей оказалась на поверку
пустышкой. Они были смелыми воевать с Януковичем, а потом дали сесть
себе на плечи конченным подонкам. Те их терроризируют, а они еще и
соучаствуют с ними в страшных преступлениях. Другие же молчат и
погибают.
культура: А может ли что-то излечить Украину?
Ткачев: Не знаю, я не доктор. Возвращаясь к Тавриде,
скажу то, что думают и чувствуют мои крымские друзья: нынешние
материальные невзгоды полуострова со временем будут преодолены. Главное,
удалось вернуться в большой Русский дом, чудом вырвавшись из барака
буйнопомешанных.