Некоторым таким заслоном пытается быть 10-летняя деятельность Историко-просветительского и учебно-методологического Центра семейно-родовой культуры «Родовая семья» имени Леонида Михайловича Савёлова, которая последние 4 года развивается при поддержке Московского отделения Петровской Академии наук и искусств (ПАНИ). Определённой рекомендацией для этой академии служат имена её членов докторов наук, деятелей искусств и общественных деятелей. Таких как Леонид Александрович Майборода, Валерий Александрович Иванов-Таганский, Юрий Иванович Каюров, Николай Алексеевич Сличенко, Евгений Дмитриевич Дога, Василий Семёнович Лановой и другие замечательные всем известные представители нашей культуры.
К числу членов ПАНИ в период её организации (1992 год) относились даже сегодняшние руководители государства во главе с Президентом Владимиром Владимировичем Путиным.
В этой среде выдающихся деятелей нашёл и своё почётное место Историко-просветительский центр семейно-родовой культуры «Родовая семья» имени Леонида Михайловича Савёлова.
Объединившись более 10-ти лет назад при Обществе потомков участников Отечественной войны 1812 года, сотрудники Центра и Ваш покорный слуга выработали теоретические подходы к проблематике преемственности поколений, используя материалы по самоотверженному служению Отечеству в 1812 году, и начали разработку нового научного направления - семейно-родовой культуры.
Зачинателем этого направления можно с полным правом считать великого русского генеалога и общественного деятеля, Действительного статского советника и камергера, потомка участника Отечественной войны 1812 года Леонида Михайловича Савёлова, который после яркого празднования 100-летнего юбилея победы обратился к императору Николаю II с просьбой о создании Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года. Целью данного акта было желание исследовать механизмы преемственности поколений в части самоотверженного служения Отечеству в семьях участников Отечественной войны 1812 года. И уже в январе 1913 года по личному Указу императора Николая II Общество потомков было создано. Однако в последующем в связи с Первой Мировой войной и революционными событиями деятельность его была прекращена. Сам Л.М. Савёлов вынужден был эмигрировать.
В 1964 году при открывшемся Музее-панораме «Бородинская битва» силами энтузиаста-коллекционера родословий участников Отечественной войны 1812 года бухгалтера 2-го Подшипникового завода г. Москвы Казачкова Владимира Алексеевича был создан кружок, а затем Совет потомков, который длительное время собирал сведения о предках и их потомках, участвовал в патриотических акциях музея-панорамы «Бородинская битва» и Военно-исторического Бородинского музея-заповедника.
В 1999 году на базе этих сведений и повышенной активности потомков работа дореволюционного Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года была фактически возобновлена, но в новом, современном формате. Председателем - Александром Кирилловичем Нарышкиным (потомком известного рода Нарышкиных) был разработан новый Устав Общества потомков, стали регулярно (раз в месяц) проводится историко-просветительские мероприятия, на которых с докладами и сообщениями выступали члены Общества.
В результате этих процессов и накопления исследовательского материала по преемственности поколений тема семейно-родовой культуры стала осмысливаться и изучаться более конкретно, на реальных примерах жизни родов героев нашего Отечества.
Сегодня вполне обоснованно можно заявить, что:
Семейно-родовая культура является главенствующей культурой в развитии общества.
Поскольку она несёт в себе:
1.Культуру возобновления народонаселения и его прироста;
2.Культуру передачи социального опыта поколений;
3.Культуру передачи духовного опыта из поколения в поколение.
Важность этой культуры трудно переоценить. Эта культура имеет свои глубинные исторические основы и полную широту народного представительства.
Она в значительной мере отличается от раннее осмысленных и признанных культур, как, например, музыкальная культура или, например, спортивная культура. В то же время она включает в себя многообразие уже известных культур. Например,
- культуру питания,
- культуру личной гигиены,
- культуру санитарии,
- культуру домовладения,
- культуру воспитания,
- культуру образования и т.д.
Многие из этих культур имеют тысячелетнюю историю. Однако в новой системной постановке исследовательских задач, как изучения отдельных частей общей семейно-родовой культуры, они приобретают новое целеполагающее значение как своеобразные отличающиеся культурные аспекты в решении ключевых задач института семьи и многообразных общественных институтов, вплоть до институтов обеспечения государственной безопасности.
Итак. Человеческая семья - это сложнейший механизм возобновления общества, который был сформирован в течение тысячелетий. Во все времена развития человечества он должен был обеспечивать исполнение нескольких задач по непрерывному и последовательному возобновлению жизнедеятельного процесса (общественного развития). К таким задачам или функциям института человеческой семьи следует в первую очередь отнести:
- функцию биолого-репродуктивного возобновления общества;
- функцию социального возобновления общества;
- функцию духовно-нравственного возобновления общества.
Родовой семьёй может считаться та семья, в которой социальный и духовный опыт передаётся и накапливается из поколения в поколение, не прерываясь.
И в этом принципе нет сословных ограничений: крестьянская, ремесленническая, купеческая и дворянская семья могут быть родовыми, если сохраняют и преумножают родовой социальный и духовный опыт. И в то же время они могут оказаться не родовыми, если такой опыт в своё время не возобновили или вовсе утеряли. Естественно, такие семьи в социальном и духовном статусе из поколения в поколение «беднеют». Практически, они вырождаются. И мы имеем этому явлению многочисленные примеры.
Наукой сравнительно высоко исследованы дворянские семьи и дворянский уклад, но недостаточно исследованы культурные особенности и достижения крестьянского, ремесленнического и купеческого сословий. Благодаря постановке проблематики семейно-родовой культуры это становится ярко заметным и, очевидно, будет преодолено. Методические основы таких исследований уже заложены.
Следует отметить, что какой либо ущербности в других сословиях преемственности и накопления социального и духовного опыта нет. Нами даже определены некоторые преимущества крестьянского сословия в части духовного развития в тяжёлых монотонных, но ритмичных трудовых процессах и повышенного формирования творческого потенциала.
Безусловно, Отечественная история и вся общественная жизнь напитаны примерами влияния семейно-родовой культуры, которую необходимо изучать и, по мере возможностей в новых условиях, возрождать. Знания о семейно-родовой культуре необходимо распространять среди детей и взрослых, верующих и атеистов, бедных и богатых, бесправных и власть имущих, представителей различных национальностей, народов и этнических групп.
И в этом мы видим одну из своих задач и задач современного образования.
Сегодня, соединившись с соратниками и действительными патриотами в Петровской Академии наук и искусств, Центр поднимает вопросы возрождения семейно-родовой культуры на новый, общественный и государственный, уровень.
Именно благодаря актуальности данной тематики и многообразной исследовательской работе данное направление в работе Петровской Академии получило такое внимание, а руководитель Историко-просветительского Центра семейно-родовой культуры был удостоен почётного звания Действительного члена (академика).
Скромными силами нашего Центра 6 лет проводились заседания секции по проблематике семейно-родовой культуры и задачам системы образования в рамках Международных Рождественских образовательных Чтений. Общая тема заседаний такой ежегодной секции: «Семейно-родовая культура в современном мире. Демографическая ситуация и задачи образования». Заседания проводились, как правило, в Храме Боголюбской иконы Божьей Матери в Высоко-Петровском монастыре, либо в образовательных учреждениях города Москвы.
На заседания секции из года в год прибывали представители общероссийских общественных организаций, центров и фондов, посланцы учебных заведений из регионов, представители казачества и других общественно-патриотических организаций.
Из партнёров по организации столь важной секции необходимо выделить Московское отделение Петровской Академии наук и искусств (председатель - доктор исторических наук В.А. Иванов-Таганский), Союз Возрождения Родословных Традиций (председатель В.Н. Бибиков), Женское Православно-Патриотическое Общество, Общество потомков героев Отечественной войны 1812 года, Союз писателей России, различные казачьи организации и т.д. и т.д..
Предполагается работа Центра семейно-родовой культуры и в планируемой работе секций Международных Рождественских образовательных Чтений в 2014 году. В этот раз наша работа будет освещаться на секции «Семья России», где будут представлены новые разработки в направлении преемственности духовного и социального опыта поколений.
Последние 3-4-5 поколений российских граждан ощущают определённый разрыв необходимой непрерывной связи поколений, который происходил и наблюдался ранее. Накопление духовного и социального опыта проходило односторонне либо вовсе не происходило. В этих обстоятельствах возникает потребность возвращения в прошлое, к обстоятельствам жизни своих предков, к новому исследованию их простых и героических жизней. В данной ситуации возникают насущные потребности общества, систем образования и культуры в обращении к архивам, к воспоминаниям, к мемуарам, к литературным трудам наших классиков и мыслителей, которые раскрывают суть семейно-родовой культуры.
На наш взгляд, сегодня только через обращение к прошлому мы обретём светлое будущее и будем его достойны. Кстати, это соответствует древнему китайскому поучению: «Нужно идти вперёд, глядя назад». А нам смотреть назад нужно особенно пристально: ведь там таятся великие основы и ценности нашей духовной культуры. Особенно эффективной такая работа может быть на основе исследования семьи, становления характеров и службы Отечеству наших известных героев: генералиссимуса А.В.Суворова, адмирала Ф.Ф.Ушакова, фельдмаршала М.И.Голенищева-Кутузова и других. В курсе наших программ предполагается изучение семей героев, процессы их воспитания и формирования характеров, влияния на них окружающей среды, православного вероисповедания, традиций древней русской культуры, широкое влияние народного творчества и народных традиций на процессы формирования характеров полководцев и общественных деятелей самого высокого уровня.
В образовательных программах для учащихся 1 курса занятий предполагается изучение ими на основе исторических судеб героев и своей семьи (каждого отдельного учащегося):
1. Материнства и отцовства;
2. Функций семьи;
3. Ценностей семьи;
4. Истории имён и фамилий (введение в ономастику);
5. Значения и влияния на семью родителей-предков;
6. Ценностей родного края и отчего дома;
7. Закона рода по накапливанию и передаче социального и духовного опыта от одного поколения другому;
8. Связей истории родов с историей России;
9. Ответственности каждого перед семьёй, родом, отчим домом, родным краем, Отечеством.
10.Родословное древо моей семьи (введение в генеалогию).
Рекомендуемый режим занятий - 2-4 раза в месяц.
Кроме биографий героев, и архивов, на занятиях широко используются литературная классика, пословицы и поговорки, выдержки из древних рукописей, религиозные писания и т.д..
С детьми проводятся соответствующие викторины и конкурсы.
Для решения многочисленных проблем духовно-нравственного и демографического содержания на заседаниях секций в течение ряда лет предлагалось обратиться к Министерству образования и науки РФ ввести в средних учебных заведениях обязательный курс образовательных программ на тему «Основы семейно-родовой культуры». Тем более, что примеры введения этого предмета и положительные результаты уже имеются.
Методические пособия по этой теме разработаны и изданы в Историко-просветительском Центре семейно-родовой культуры «Родовая семья». Более 1,5 тысяч экз. распределены среди участников прошедших Рождественских Чтений. Они имеют положительные отзывы. В том числе от Минобразнауки РФ. Вместе с тем, решение данных вопросов отдано Министерством на «откуп» директорам школ и педагогическим коллективам.
Между тем, есть стойкое убеждение, что данная тема будет в конце концов поддержана и развита государством.
Давайте к этому готовиться и вместе с тем уже сегодня добиваться, чтобы дети вашей школы становились самыми интеллектуальными, духовно и нравственно воспитанными, психологически устойчивыми, чтобы они уходили во взрослую жизнь подготовленными к семейной жизни.
30-31 марта 2013 года в Москве (Сокольники) было проведено торжественное заседание Московского Общественного Собора, посвящённое 400-летию избрания на Российский Престол династии Романовых, который поддержал стремление общественности и Центра семейно-родовой культуры к возрождению семейно-родовой культуры путём включения её основ в образовательные программы учебных заведений.
Семейно-родовая культура очень обширна: как исследовательское направление так и образовательное направление. После разработки общей системной концепции (2008-2010) мы стали заниматься частными вопросами. Темы можно перечислять и перечислять.
Сегодня наша тема - возрождение светлой памяти героев 1812 года: императора Александра I, фельдмаршала М.И. Кутузова и их предшественников - генералиссимуса А.В.Суворова, адмирала Ф.Ф.Ушакова и др..
Мы изучаем их предков, родителей, воспитание и образование, православную культуру на основе выдвинутой нами концепции. Получается очень хорошо. Всё это делается в копилку будущей хрестоматии по теме «Семейно-родовая культура».
Если нам удаётся собрать народные средства-пожертвования, то ставим с помощью инициативных граждан, директоров школ, священнослужителей и местных властей памятники героям. Так в феврале 2014 года по благословению митрополита Липецкого и Задонского Никона в селе Паниковце Задонского района был установлен памятник российскому императору Александру I Благословенному - победителю Наполеона и преобразователю России, имя которого было подвержено несправедливому оговору около 200 лет. Памятник был установлен в этом регионе по причине героических подвигов его жителей, наших замечательных предков.
Следует сказать, что наши инициативы были подхвачены в Министерстве культуры РФ уже тогда, когда мы только о них заявляли (в 2011 году) и в результате были установлены аналогичные памятники в Подмосковье (ст. Салтыковка), в школе на юго-востоке Москвы и в кадетском корпусе в г. Туле, что не может не радовать.
Последующие наши инициативы и письма в Администрацию Президента РФ привели к установке великолепного памятника в Александровском саду у Боровицких ворот Кремля, открытие которого состоялось 20 ноября 2014 года.
На этом наша работа в части прославления Александра I не заканчивается. Мы предполагаем провести комплекс мероприятий, посвящённых 200-летию Венского Конгресса, который закончился по инициативе Александра I созданием Общеевропейской организации «Священного Союза», прототипа современной организации ЕС, которая препятствовала десятки лет революционному разрушению европейских стран, правительства и деятели из которых спекулировали на лозунге «Свобода. Равенство. Братство», но преследовали свои неблаговидные личные или геополитические цели.
Александр I умел уже в начале XIX века разоблачать их спекуляции и противодействовать. Его государственный опыт необходимо широко использовать и в современных обстоятельствах европейского политического кризиса.
Предлагаемые нами сегодня мероприятия по празднованию 200-летия Венского Конгресса могли бы стать показательными для Европы и остановить европейские страны и США от дальнейшей эскалации санкций и провоцирования ответных действий России, помогли бы вытащить Украину от того хаоса, в который её ввергла неразборчивая и непрофессиональная политика её лидеров и правительств.
Имеются и другие направления нашей работы. Там, где мы востребованы, мы находим возможности.
В заключение хотелось бы выразить надежду, что педагогические коллективы, в которых сильны направления патриотического воспитания, возьмутся за внедрение тематики «Семейно-родовая культура» в программы дополнительного образования учебных заведений с новыми силами и новыми возможностями. При этом, хотелось бы надеяться, что педагоги будут не только выживать в условиях реформ образования, но и подумают об учащихся, которых лишают очень многого, не внедряя наши разработки.
Надеемся также, что педагоги будут активно участвовать в общих процессах по разработке педагогических материалов и пособий как лично, так и с привлечением к этой многогранной работе самих учащихся.
Автор - Александр Шуринов, руководитель Историко-просветительского Центра семейно-родовой культуры
P.S. Шуринов Александр Сергеевич, руководитель Историко-просветительского Центра семейно-родовой культуры, академик Петровской Академии наук и искусств (ПАНИ), зам. председателя МО ПАНИ, историк-генеалог, член Союза писателей России, член Суворовского Комитета по восстановлению храма А.В. Суворова в с. Кистыши. Эл. адрес: a.c.shurinov@mail.ru, тел.8.916.424-47-46.