Бог знает каждого

0
235
Время на чтение 5 минут

Суббота Сырной седмицы - шумная Масленица в самом разгаре... А в это время в храме совершается тихое торжество - празднование в честь всех преподобных и богоносных отцов, в подвиге просиявших. Не случайно оно установлено именно в этот день: перед Великим постом Церковь старается нас «разбудить», показав примеры удивительной ревности по Богу.

«Монахов множества, наставники ныне чтим отцы преподобнии»... Вы покорили худшее - лучшему, плоть - духу. Живя здесь, на земле, стяжали плоды нетленной жизни, достигли рая сладости и ныне молитесь о нас у престола Божия, - поется в этот день на службе. На ней звучит множество имен: «первонаставника», учителя монашеской жизни Антония Великого, богоносного Аммуна - славы Нитрийской пустыни, равноангельного безмолвника Арсения и многих, многих других... Кто они - наши небесные заступники? Почему Церковь считает, что их жизнь может и нас вдохновить на подвиг? Чтобы найти ответы на эти вопросы, лучше всего взять в руки один из древних патериков. Кстати, это очень хорошее чтение на предстоящий пост.

Слово «патерик» пришло к нам из греческого языка, по-русски оно звучит как «отечник». Патерики - это сборники глубоко назидательных рассказов о жизни христианских подвижников. Древние патерики составлены в IV-VII веках. Первым на славянский язык (около XII века) был переведен Синайский патерик, или Лимонарь. В русском переводе 1896 года он получил название «Луг духовный блаженного Иоан­на Мосха». К группе древних патериков относятся Скитский, Иерусалимский, Египетский (он известен также как «Лавсаик Палладия, епископа Еленопольского»). Есть патерики, в которых поучения древних подвижников сгруппированы по их именам, а имена приводятся в алфавитном порядке; и есть отобранные по темам. К алфавитным относятся, например, «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов», а к тематическим - «Древний патерик, изложенный по главам». Эти различия обусловлены тем, что переводы делались с древних рукописей разного времени. Они свидетельствуют и о том, что в течение полутора тысяч лет (!) верующие люди не только бережно хранили и переписывали патерики, но и творчески работали с ними, переосмысливали, структурировали для того, чтобы лучше проявился их смысл. И в самом деле: очень удобно и полезно перечитать наставления святого в день его памяти или обратиться к патерику за советом во время искушения, в тяжелой жизненной ситуации, когда пытаешься в чем­то разобраться.

К примеру, мы готовимся к посту. Человек устроен так, что должен видеть цель своих усилий, напоминать самому себе, зачем он трудится. В это время стоит открыть главу патерика «О воздержании и о том, что дОлжно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движений души».

«Авва Иоанн Колов говорил: если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего задерживает воду и съестные припасы, и таким образом неприятель, погибая от голода, покоряется ему. Так бывает и с плотскими страстями: если человек будет жить в посте и голоде, то враги, будучи обессилены, оставят душу его».

Среди наставлений древних отцов есть совершенно понятные и прозрачные. Есть и такие, которых мы не можем понять без комментариев, не учитывая фактора времени и, главное, не зная глубины внутренней жизни настоящих подвижников. Но если даже и не стараться понять их, можно так и не узнать, что такое настоящее христианство. Еще часто спрашивают: можем ли мы подражать святым, если их подвиги превышают силы обычного человека? Можем, хотя бы в одном, самом главном - внимании к жизни собственной души. Да, мы не уходим в пустыню и не можем держать такой же суровый пост. Но почему даже не пытаемся столь же строго относиться к своей совести?

Нам кажется, что мы, современные люди, и отцы древности - очень разные. Но это не так. Нам трудно молиться Богу? А им разве было легко? Вот что отвечал преподобный Агафон, когда ученики спросили его, какая добродетель в подвижничестве труднее других: «Простите мне, я думаю, нет еще такого труда, как молиться Богу. Всегда, когда только захочет человек молиться, враги стараются отвлечь его, ибо знают, что ничто так им не противодействует, как молитва к Богу. Во всяком подвиге, какой бы ни предпринял человек, после усильного труда получает он успокоение, а молитва до последней минуты жизни требует борьбы».

Древние святые много говорили о том, как опасна страсть осуждения. Они видели воочию, как пагубно она влияет на душу. Прошли века - но и сегодня трудно найти человека, который не был бы подвержен этой страсти. В патериках можно найти множество примеров тому, как с ней бороться.

«Один брат в Скиту пал в грех. Братия собрались и послали за аввою Моисеем; но он не захотел идти. Пресвитер опять послал звать его таким образом: иди, тебя ожидает собрание. Авва Моисей встал и пошел. Взяв корзину с дырами и наполнив песком, он нес ее с собою. Братия, вышедшие к нему навстречу, спрашивают его: что это такое, отец? Старец отвечал им: это грехи мои сыплются позади меня, но я не смотрю на них, а пришел теперь судить чужие грехи. - Братия, услышав это, ничего не стали говорить согрешившему брату, но простили его».

«Когда авва Агафон видел какое-нибудь дело, и помысл побуждал его к осуждению, говорил он самому себе: Агафон! не сделай сам того же. - И таким образом помысл его успокаивался».

«<Авва Моисей говорил>: если будем внимательны к своим грехам, мы не будем смотреть на грехи ближнего. Ибо это - безумие человеческое - оставлять своего мертвеца и идти плакать над мертвецом ближнего; а умереть для ближнего своего то же значит, что чувствовать свои грехи и не думать ни о ком другом, хорош ли он или худ. Не делай зла никому и ни против кого не мысли зла в сердце своем; не презирай того, кто делает худо; не входи в сообщество с человеком, который вредит своему ближнему, и не радуйся с тем, который делает зло другому; не укоряй никого, но говори: Бог знает каждого; не соглашайся с клеветником, не забавляйся его злоречием, но и не питай ненависти к тому, кто поносит ближнего своего. Вот что значит не осуждать, по Писанию: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Не имей вражды ни с кем и не питай вражды в сердце своем. Не должен ты ненавидеть и того, кто враждует на ближнего своего. В этом-то и состоит мир».

Древних святых волновали те же вопросы, что и нас. Некоторые из них принято называть «проклятыми», потому что они якобы не имеют ответа. Но вот один случай из жизни преподобного Антония Великого ясно показывает: на самом деле ответ есть, но он находится в другом измерении - не в нашей повседневности, а в реальности Божественного бытия.

«...авва Антоний, проникая в глубину судов Божиих, вопросил Бога так: Господи! для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? для чего одни бедны, а другие богаты? для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны? Тогда пришел к нему глас: Антоний! себе внимай! А то суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их».

Патерик - это серьезное чтение, но душа радуется ему, ведь по сути здесь рассказывается о реальности богообщения для человека. Святые не только предупреждают нас о коварстве врага, но и свидетельствуют о любви Божией, существовании жизни вечной, учат доверию Богу.

«Авва Дула, ученик аввы Виссариона, рассказывал следующее. Шли мы однажды по морскому берегу; мне захотелось пить, и я сказал авве Виссариону: авва! мне очень хочется пить. Старец, сотворив молитву, говорит мне: пей из моря. Вода сделалась сладкою, и я напился. После налил я воды в сосуд, на случай, если бы на пути опять захотелось пить. Старец, увидев это, сказал мне: для чего ты налил? Я отвечал ему: прости мне, - как бы еще на пути не захотелось пить. Тогда старец сказал: и здесь Бог, и везде Бог».

Патерики знакомят нас с жизнью святых для того, чтобы мы смогли их полюбить и научиться подражать их ревности. И здесь не очень важно - живет ли читатель в пустыне или в современном городе, монах он или человек семейный. Все мы призваны к исполнению заповедей Христовых, и нам очень нужен опыт тех, кто прошел этим путем до нас.

Газета «Православная вера» № 3 (527)

Наталья Горенок

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/bog-znaet-kazhdogo
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Горенок
Все статьи Наталья Горенок
Последние комментарии
«Народ взирает на власть и ждёт очищения»
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.05.2024 17:48
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский человек
08.05.2024 17:33
Я лично испытал на себе нетварную суть Благодатного Огня
Новый комментарий от Владимир С.М.
08.05.2024 17:28
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Русский Иван
08.05.2024 15:43