17 февраля 2015 года исполняется 110 лет со дня трагической гибели Сергия Александровича от рук террориста. На надгробии великого князя в Новоспасском монастыре всегда теплится лампадка, возле портрета в вазе стоят цветы. Многие прикладываются к надгробию, выражая свои любовь и почтение к этому оклеветанному человеку.
В канун памятных мероприятий руководитель Международного центра по изучению гражданского общества Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук и руководитель фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» (ЕСПО) Анна Громова рассказала о Великом князе Сергии Александровиче и его супруге Великой княгине Елисавете Феодоровне. Возглавляемый Анной Громовой фонд ЕСПО много делает для прославления великокняжеской четы, проводя Елисаветинские-Сергиевские чтения, издавая научные труды, организуя выставки об этих удивительных людях, имена которых в нашем сознании неразрывно связаны воедино.
- Анна Витальевна, прошло 110 лет со дня мученической гибели великого князя Сергия Александровича, а на него до сих пор клевещут и возводят напраслину. Можно ли кратко ответить клеветникам?
- Знакомясь с письмами святой Елисаветы Феодоровны, мы видим, что она почитала своего мужа как друга, единомышленника, наставника и духовного руководителя. Для нее Сергий был любимым супругом - единственным, кому она отдавала свое сердце и душу. «Мы потеряли в нем не только сердце, которое умело любить, как никто другой, но и опору, наставника», - писала она после его смерти. Исследовательница Татьяна Коршунова из Свято-Димитриевского сестричества нашла еще не опубликованные письма о периоде московского генерал-губернаторства великого князя. Елисавета Феодоровна пишет, например, что во время своей болезни скрывает высокую температуру от супруга, который принимает всё так близко к сердцу, и она хочет избавить его от огорчений, облегчить ему жизнь. По ее словам, если ему не оказывают должного внимания, она всегда будет сурова к таким людям, ибо жена может быть доброго и мягкого нрава и в то же время суровой и непреклонной, когда затрагивают ее мужа, которого она любит, уважает, в которого полностью верит. Мне запомнились и слова Елисаветы Феодоровны, написанные еще при жизни великого князя в письме к его брату великому князю Павлу Александровичу: «Он святой человек, много выше всех нас; ты, конечно, это знаешь».
Эта святая женщина не могла любить плохого или порочного человека. Прежде всего, именно ему мы обязаны тем, что она, лютеранка, немка по происхождению, приняла Православие, полюбила новую веру, новую родину и русский народ. Мы знаем, что одними только словами и силой убеждения никого нельзя склонить к православной вере. Господь должен коснуться сердца человека. Другой путь - это личный пример человека. Вот таким примером для Елисаветы Феодоровны и стал ее супруг Сергий Александрович. И она отвечала ему любовью, преданностью, единомыслием, почитанием, она оберегала его, она поддерживала его в самых трудных ситуациях жизни. Все мы должны обратить внимание на эту удивительную сторону ее натуры и постараться в своей семейной жизни и в своих отношениях с людьми тоже следовать христианским принципам, которые нам преподала Елисавета Феодоровна.
- Об этой стороне их жизни знают далеко не все почитатели Елисаветы Феодоровны.
- Делая свой выбор, Елисавета Феодоровна отвергла даже руку такого известного жениха, как будущий император Вильгельм, и выбрала себе в мужья пятого сына императора Александра II. В 1884 году великий князь Сергий Александрович сразу же после венчания в Царском селе привез супругу в свою любимую усадьбу Усово-Ильинское в Звенигородском уезде, где он получил прекрасное духовное воспитание от своей матери императрицы Марии Александровны. Первое свое паломничество четырехлетний Сережа совершил в Звенигород в лавру преподобного Саввы Звенигородского. Принцесса Гессенская Элла, выйдя за него замуж и став великой княгиней Елисаветой Феодоровной, тоже приняла в свое сердце святого Савву Звенигородского. В 1896 году по окончании торжеств по случаю коронования на царство императора Николая II великокняжеская чета преподнесла в дар Саввино-Сторожевскому монастырю лампаду.
- Выходит, что именно в этой императорской усадьбе под Москвой проходило духовное становление не только Серия Александровича, но и его супруги?
- Да, именно здесь великий князь Сергий пригласил ее в православный храм. В 1884 году она отстояла Божественную Литургию и с радостью принимала поздравления с днем святой праведной Елисаветы - днем своих будущих именин. Здесь Елисавета Феодоровна исписала 17 тетрадей, изучая русский язык, слушала, как ее супруг читал лучшие произведения русской литературы, журнал «Русский архив» и т.д. Здесь проходили беседы с такими известными историками, как Ключевский и Забелин. Здесь она впервые приобщилась к народной жизни и крестьянскому быту, впервые участвовала в народных гуляниях, ярмарках, крестных ходах, праздниках.
«Никогда не говори и слова против моего Сергия. Встань на его сторону» (из письма великой княгини Елисаветы Феодоровны брату)
«Мы вместе много читали, я сказала ему, что хочу по-настоящему знать его религию, чтобы всё могла видеть совершенно открытыми глазами. Я чувствовала, как Сергий желал этого момента, и я знала много раз, что он страдал от этого. Он был настоящим ангелом доброты. Как часто он мог бы, коснувшись моего сердца, привести меня к перемене религии, чтобы сделать себя счастливым. И никогда, никогда он не жаловался... - пишет она в письме своему брату Эрнсту в Дармштадт. - Пусть люди кричат обо мне, но только никогда не говори и слова против моего Сергия. Встань на его сторону перед ними и скажи им, что я обожаю его, а также и мою новую страну и что таким образом научилась любить и их религию».
Мы вместе много читали, я сказала ему, что хочу по-настоящему знать его религию... Я чувствовала, как Сергий желал этого момента
- Известно, что великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг IV не дал дочери своего благословения на переход в другую веру.
- И всё же она приняла Православие в Лазареву субботу 1891 года. О радости Сергия по этому случаю наследнику цесаревичу Николаю Александровичу писал Александр III, по указу которого позже состоялось судьбоносное для Москвы назначение великого князя на пост генерал-губернатора Москвы. Последующие 13 лет его жизни стали расцветом для Москвы, где при его содействии появляются музеи европейского уровня, меняется инфраструктура, улучшается экология, появляются просветительские учреждения и народные дома для рабочих. Сугубую заботу великий князь проявлял о воцерковлении москвичей, заботился об их приобщении к достижениям отечественной и европейской культуры.
На Сергия наложена огромная ответственность... всё [в Москве] надо было привести в порядок любовью, твердостью, по закону и терпимостью
После семи лет счастливой супружеской жизни Елисавета Феодоровна предвидела, что им предстоит в Москве начать совершенно новую жизнь, которая точно не будет являться отдыхом. Перед переездом в Москву она писала отцу: «На Сергия наложена огромная ответственность: староверы, купечество и евреи играли там важную роль, и всё это надо было привести в порядок любовью, твердостью, по закону и терпимостью. Господь, дай нам силы, руководи нами, так как всё это будет трудным и тяжелым».
- Великий князь был глубоко верующим человеком. Известно, что, благоустраивая Москву, особое внимание он уделял церковной жизни. В чем это выражалось?- Вслед за императором Александром III Сергий Александрович ввел в Москве новогодние благодарственные молебны, участвовал в традиционном Крещенском крестном ходе к иордани на Москве-реке. Он был организатором церковных парадов и крестных ходов. Первым делом он благоукрасил церковь генерал-губернаторского дворца, которая была посвящена святому благоверному князю Александру Невскому. Достойное место в алтаре рядом с иконой Александра Невского с тех пор занял образ небесного покровителя Сергия Александровича - преподобного Сергия Радонежского - святого, которого великокняжеская чета почитала всю жизнь. Огромные труды великий князь положил на организацию празднования 600-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Он стал инициатором проведения крестного хода из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. В 2014 году подобный крестный ход и торжества по случаю празднования 700-летия Сергия Радонежского прошли в Лавре с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Президента России Владимира Путина. Промыслительно, что это еще и день памяти святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, которая отошла в вечность именно в день памяти преподобного Сергия, в день именин своего супруга. Празднование 700-летия Игумена земли Русской завершилось освящением полностью восстановленного замечательного храма преподобного Сергия Радонежского в Царском селе. Храм был построен для воинов лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового батальона (с 1910 г. - полка). Шефом воинского подразделения был великий князь Сергий Александрович. Почти за два месяца до своей кончины, в декабре 1904 года, он обновил и отреставрировал храм на свои средства и принял участие в его освящении. Труды по его благоустройству стали самыми последними трудами великого князя.
- В 2014 году мы праздновали не только 700-летие преподобного Сергия Радонежского, но и 150-летие со дня рождения Елисаветы Феодоровны. Сейчас мы отмечаем 110-летие со дня кончины ее супруга. Все три имени промыслительно связаны со Святой землей.
- Первый раз Сергий Александрович посетил Святую землю после смерти своей любимой матери в 1881 году. В 1882 году, практически сразу после возвращения со Святой земли, он принял решение возглавить Императорское Православное Палестинское общество (ИППО), председателем которого был в течение 23 лет до самой своей смерти. После женитьбы практически первым его делом на Святой земле было создание прекрасного храма Георгия Победоносца в Кане Галилейской, которому среди других икон они с женой пожертвовали иконы святой праведной Елисаветы и преподобного Сергия Радонежского. В 1885 году одним из первых храмов Палестинского общества на Святой земле стал построенный храм преподобного Сергия.
- Подводя итоги 25-летнего существования Палестинского общества, император Николай II говорил о заслугах председателей общества великого князя Сергия Александровича и великой княгини Елисаветы Феодоровны.
- 25-летний юбилей ИППО торжественно праздновали 21 мая 1907 года в Петербурге и Иерусалиме. Император Николай II в этот день записал в своем дневнике: «В 3 часа во дворце состоялось празднование 25-летия Палестинского общества, сперва был отслужен молебен в Петровской зале, после чего в Купеческой происходило заседание». Император почтил председателя общества Елисавету Феодоровну рескриптом, в котором был подведен впечатляющий итог четверти века работы общества: «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в два миллиона рублей, ИППО имеет 8 подворий, где находят приют до 10 тысяч паломников, больницу, шесть лечебниц для приходящих больных и 101 учебное заведение с 10 400 учащихся; за 25 лет им выпущено в свет 347 изданий по палестиноведению».
В память мужа великая княгиня Елисавета открыла лазарет для воинов в Ильинском, убежище для раненых и увечных в Москве
Благодаря трудам Елисаветы Феодоровны как председателя Императорского Православного Палестинского общества (с 1905 по 1917 г.) мы имеем теперь прекрасное паломническое подворье в Бари у мощей святителя Николая, построенное по ее заказу архитектором Щусевым. Подворья, построенные ИППО на Святой земле, служили убежищем для русских паломников, местом отдыха и просвещения. На Сергиевском подворье в Иерусалиме паломникам рассказывали о Святой земле. Назаретское подворье было названо именем великого князя Сергия уже после его смерти в его память. Но память о нем в России была тоже чрезвычайно важна. Понимая, что память супруга можно почтить в первую очередь добрыми делами, Елисавета Феодоровна с 1905 года, сразу после его гибели, начала оказывать помощь воинам, пострадавшим во время русско-японской войны. В своей усадьбе в Ильинском она открыла лазарет имени великого князя Сергия Александровича. Этот лазарет и во время Первой мировой войны, и в годы Великой Отечественной войны оказывал врачебную помощь и давал кров раненым воинам. Он существует и поныне.
В Москве было возведено Сергиевско-Елисаветинское убежище для раненых и увечных воинов русско-японской войны, которое могло принять до 100 человек. Служило оно и в Первую мировую войну. Очень многие благодарные люди возносили здесь поминальные молитвы о великом князе в домовой церкви преподобного Сергия. Позднее к нему был пристроен еще приют для детей-сирот, потерявших на войне родителей.
Елисавета Феодоровна, являясь председателем Императорского Православного Палестинского общества, поощрила инициативу Калужского отделения ИППО, которое приняло решение о создании Сергиевского скита недалеко от Тихоновой пустыни, и в день 50-летия великого князя Сергия Александровича в мае 1907 года этот скит был заложен. Он включал в себя, кроме Сергиевского храма, еще приют для воинов-инвалидов.
Знаменитый храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле был построен москвичами, и в этом была большая заслуга великой княгини Елисаветы Феодоровны, которая была и на его открытии. Этот храм находится сейчас рядом с комплексом Боткинской больницы. Он был построен в память о великом князе Сергие Александровиче и всех верных долгу и присяге царских слугах, павших от рук революционеров. Внутри находятся мемориальные мраморные доски с именами убитых по политическим мотивам в 1904-1905 годах, включая не только православных, но всех убиенных разбойниками жертв из 73 губерний, областей, городов и воинских частей, -1845 человек. Император Николай II писал в телеграмме: «С чувством глубокого удовлетворения получил я извещение об освящении храма в молитвенную память великого князя Сергия Александровича и всех почивших здесь и честных людей русских».
С Анной Громовой
беседовала Ирина Ахундова
Фото автора и из архива ЕСПО