Приходская община: чтоб не пропасть поодиночке

Бывший СССР 
0
167
Время на чтение 7 минут
    

Часто приходится слышать, что что само выражение «приходская община» устарело, что в наше время нет и не может быть общины на приходе, поскольку и прихожане в основном не являются «прихожанами», а «приезжанами», то есть приезжают на личном транспорте из разных мест, а после службы моментально разъезжаются по своим делам до следующего воскресного богослужения. И я бы, возможно, согласилась с этим, если бы не положительный опыт нашего и многих других храмов, где прихожане действительно составляют дружную, любящую семью. Однако родилось и возрастает это живое чувство само собой, из искреннего стремления самих прихожан проводить как можно больше времени в храме, быть ближе друг другу, вместе трудиться во славу Божию.

Почему мы считаем, что в десять лет нужно находить себе увлекательные занятия, а в тридцать уже простительно изнывать перед телевизором?

Нас возмущает, что сегодняшние подростки ничем не интересуются, кроме компьютера и поиска сомнительных удовольствий. Мы поражаемся, что человек десяти лет от роду может сказать, что ему скучно, что он уже всё знает. Это действительно непостижимо. Но у нас-то самих какие интересы? Почему мы считаем, что в десять лет всегда нужно находить себе увлекательные занятия, а в тридцать уже простительно после бессмысленной работы изнывать перед телевизором или серфить по интернету? Современному человеку трудно придумать себе какое-то созидательное занятие в нерабочее время. Все, что когда-то увлекало, давало силы и вдохновение, к моменту прощания с юностью обычно бывает забыто, запрятано далеко, и лишь иногда прорывается непрошеной слезой в минуты воспоминаний о том, какой наполненной и интересной была когда-то жизнь.

Инте-инте-интерес... Мы так затерли это слово еще в школьных сочинениях, что не хочется вообще его употреблять. А между тем, если вещь действительно вызывает интерес, то синоним к этому чувству подобрать бывает довольно сложно. Когда нашему первому сыну было месяцев 8-9, он начал активно ползать по квартире и совать нос во все углы. Муж сказал мне: «Представляешь, как ему сейчас здорово: ему всё интересно!» Действительно, это, пожалуй, одна из самых верных характеристик маленького ребенка. Представьте, как он себя чувствует: почти всё вокруг непонятно, ново, притягивает к себе, и хочется все это понять, познать. Как же сильно устают за день малыши, как крепко и много спят или, наоборот, не могут уснуть: не хочется закрывать глаза - так все интересно! Как они переполняются впечатлениями, сколько вопросов задают (а сколько еще не задают, потому что пока не поняли, как спросить)!

Мы накапливаем все новые впечатления, употребляем мир в пищу, не утруждая себя даже пережевыванием, и потому никогда не сможем насытиться

Ребенок день за днем подолгу с восхищением может созерцать одну и ту же картинку в книжке, одинаковых букашек на улице, раздражая вечно куда-нибудь спешащих родителей. Мы же накапливаем все новые и новые впечатления и знания, уподобляясь коллекционерам-маньякам, употребляем мир в пищу, не утруждая себя даже пережевыванием, и потому никогда не сможем насытиться. Кто пытается придать жизни вкус с помощью все новых и новых экзотических впечатлений, обречен искать бесконечно.

Заинтересованность миром, изумление перед его богатством - залог непрекращающейся деятельной любви к нему и ежедневной радости

А ведь рядом с нами постоянно происходят чудеса. Надо только вглядеться в окружающий нас мир. Заинтересованность миром, изумление перед его богатством - залог непрекращающейся деятельной любви к нему и ежедневной радости. Искренняя заинтересованность в ближнем - это то, что заповедал нам Господь. В этой заинтересованности лежит начало любой сердечной привязанности. Стоит только открыться миру, повернуться лицом к людям, которые рядом, попытаться проникнуть в суть какого-то дела или проблемы, захотеть помочь - и окажется, что чужого просто нет. И тогда возникнет насущная потребность поделиться своими открытиями с близкими, друзьями, со всем миром. Это и будет означать, что для нас пришло время проявить инициативу. Хорошую, добрую, по отношению к таким же хорошим, добрым людям.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста могут часами играть в «а давай» - это игра, состоящая в обсуждении и придумывании деталей игровой ситуации. Дети настолько увлекаются ей, что порой все время, отпущенное на игру, уходит на это. Впрочем, они остаются очень довольны. А мы, взрослые, можем пойти чуть дальше. Практически любое свое хобби или еще не осуществившуюся мечту можно принести с собой в храм и предложить: «А давайте вместе шить платья / резать по дереву / рисовать мультфильмы... Я научу» (здесь и далее - абсолютно реальные примеры, уже воплощенные в жизнь). Или наоборот: «Давно хочу научиться петь / готовить быстро и вкусно / играть с детьми. Давайте учиться вместе». Или вот так: «Давно думаю вот на такую тему, давайте после службы соберемся и поговорим, кто что думает, кто что читал».

Итак, при наличии инициативы снизу и отсутствии препятствий сверху организовать внебогослужебную повестку дня на приходе довольно просто.

Но, к сожалению, чаще случается так, что сами прихожане вроде бы и хотят вести общинную жизнь, но не знают, как к этому подступиться. Тогда инициативу в свои руки берет настоятель (или кто-то замещающий его), который обычно предлагает проводить душеполезные беседы с прихожанами. Эти беседы, конечно, необходимы для христианского образования прихожан, углубления их знаний о вере, но являются недостаточными для создания настоящей «дружной» общины, поскольку они в любом случае ведутся в отношениях «учитель-ученик». Этот формат хорошо разнообразить приглашенными гостями: священниками из других приходов, психологами, врачами, художниками, педагогами, многодетными родителями. Неизменной популярностью пользуется также совместный просмотр кинофильмов с последующим обсуждением.

Пожалуй, необходимой площадкой для бесед и неформального общения прихожан со священником и между собой является трапезная, в которой все желающие могут собираться как минимум раз в неделю - после воскресной Литургии. Собираться за одним столом и спокойно говорить обо всем, что накопилось за неделю. Обмениваться мнениями, просить совета. Культура застольного общения настолько органично входит в жизнь русского народа, что этот момент, наверное, не нуждается в подробных комментариях. Могу лишь заметить, что часто именно в трапезной рождаются различные творческие инициативы на приходе.

Приходская деятельность не обязана быть похожей на монастырские послушания. От этого можно получать удовольствие и дарить радость друг другу

Не стоит бояться привнести в церковную жизнь слишком много лишней обмирщенности, быта - напротив, таким образом мы воцерковим свой быт. Приходская деятельность не обязана быть похожей на монастырские послушания. Это может быть весело, от этого можно получать удовольствие и дарить радость друг другу.

Не хуже, чем совместная трапеза, объединяет и совместный труд. Городским жителям бывает трудно понудить себя на настоящую тяжелую физическую работу, но тут, опять же, главное начать. Претерпевшие до конца в итоге бывают весьма удовлетворены и благодарны, получив пользу и для духа, и для тела, и для психики.

Помимо простой человеческой лени (физической или душевной), есть и другая проблема, которая оказывается камнем преткновения для достаточно молодых и семейных людей. Случается, что человек очень хочет участвовать в общинной жизни, но встает перед выбором: пойти в воскресенье после службы гулять с детьми или чистить снег возле храма, вечером - на беседу со священником или с женой в кино. Тут важно всегда помнить, что приходская жизнь есть не цель, а лишь средство для достижения цели. Нужное, хорошее, но средство. А цель наша - Бог, и если мы огорчаем родителей, не являясь на воскресный семейный ужин, или оставляем детей без своего внимания в единственный выходной, - приближаемся ли мы к Богу, чем бы мы ни занимались в это время в храме? Вряд ли Он хочет от нас таких жертв. Жертвовать нужно собой, а не ближним.

Да и вообще, такая дилемма - семья или приход - в корне противоестественна, потому что община должна объединять не отдельных особей, вырвавшихся из своих гнезд, но как раз целые семьи. Нам, рожденным в СССР или на постсоветском пространстве, нужно где-то учиться быть матерями и отцами, мужьями и женами, детьми своих родителей, родителями малышей и взрослых детей, бабушками и дедушками, крестными родителями, кумовьями... А ведь редко кто может похвастаться возможностью научиться всем этим ролям на примере собственной семьи. Остается только собирать по крупицам опыт, чудом уцелевший в семьях, вычитанный из книг, услышанный от мудрых людей, и обмениваться им.

В этом и есть, пожалуй, главная цель существования общины: не только молиться вместе, но и учиться смотреть друг на друга, видеть другого человека, понимать его проблемы и заботы, общаться именно с ближним, с конкретным человеком, а не так, будто пишешь пост в соцсети - будто бы для всех, но на самом деле ни для кого. Наш Бог - Личность, и Он призывает нас помнить о том, что и мы все, и наши друзья, и наши дети - тоже личности, уникальные и самоценные.

Провести время с собственной семьей в конструктивном общении или совместном труде - абсолютно необходимое, но редкое в наше время удовольствие. Поэтому очень хорошо, если приход предоставляет возможность поработать не только мужчинам, но и всей семье: зимой - побросать снег, построить рождественский вертеп, иглу, крепость для взятия на Масленицу; летом - прополоть клумбы, посадить деревья, покрасить лавочки, убрать территорию, построить детскую площадку. Хорошо также, если приходские встречи со священником и другие мероприятия проходят в помещении, куда можно прийти с детьми, где они могут поиграть в специально оборудованном уголке: дети ведь тоже достойны быть частью общины, правда?

Конечно, для осуществления перечисленных идей нужны и материальная база на приходе, и достаточное количество свободного времени у прихожан, но если мы действительно захотим совместно действовать, созидать и общаться, то Господь обязательно поможет нам, и все получится. И тогда можно будет смело сказать, что словосочетание «приходская община» отнюдь не является устаревшим, а только входит в речевой оборот верующих людей.

Маргарита Коваленко

http://www.pravoslavie.ru/put/77238.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
Сопротивление экклезиоморфному «кентавру»
Государство пытается провести гибридную экспроприацию святынь Почаевской Лавры
29.01.2025
День рождения Русского Собрания
Сегодня мы также отмечаем годовщину венчания на царство Государя Иоанна IV Грозного
29.01.2025
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
«Партия Корчевникова» пошла в поход против «партии Прилепина»
28.01.2025
«Нет Украины – нет проблемы»
Есть надежда, что когда высокие договаривающиеся стороны, наконец, созреют для встречи, Украина просто выпадет из глобальной игры по причине своего исчезновения
28.01.2025
Годовщина присоединения Новгорода к Московскому государству
Сегодня мы также вспоминаем героя Русско-турецкой войны генерал-фельдмаршала И.В.Гурко и наместника Кавказа графа И.И.Воронцова-Дашкова
28.01.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Книга о допотопной истории человечества
Новый комментарий от Павел Тихомиров
29.01.2025 19:52
Возможный план перемирия на Украине
Новый комментарий от РОНОЛ
29.01.2025 19:37
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Константин В.
29.01.2025 19:19
Сопротивление экклезиоморфному «кентавру»
Новый комментарий от Рабочий
29.01.2025 19:12
Болезнь этноса
Новый комментарий от Русский Иван
29.01.2025 17:56
Где моя деревня, где мой дом родной?..
Новый комментарий от Русский Иван
29.01.2025 17:35
Оккупация начинается с музыки
Новый комментарий от Русский Иван
29.01.2025 17:17