«Представители Свято-Георгиевского прихода в Солт-Лейк-Сити (Западно-Американская епархия Русской Православной Церкви Заграницей) во главе со своим настоятелем, священником Михаилом ван Општаллом, подписали документы, завершающие покупку участка земли для постройки первого русского православного храма в этом городе и в штате Юта» (15 сентября 2009 года, сайт «Православие.ру»).
Эта краткая заметка имеет свое продолжение. О священнике Михаиле совсем недавно рассказали мне московские друзья, хорошо знакомые с ним и недавно вернувшиеся из Америки.
Мы сидим на уютной кухне, пьем чай. И, конечно, мне хочется о многом расспросить.
- Впечатления об Америке? Встречи с интересными людьми? Ну что ж... Могу рассказать...
Глава семьи на минуту задумывается.
- Ну, вот, например, могу рассказать тебе об одном человеке. Интересный парень... Священник Майкл. Михаил. Впрочем, когда мы только познакомились, он не был священником. Кем был? Он был просто профессором математики. В 29 лет. Профессором математики в университете Солт-Лейк-Сити. Как он так рано стал профессором? А умный очень!
Жена у него - полуирландка, полукитаянка; типично для Америки. Красавица! Из православной семьи. Отец - профессор, православный. Сам Майкл - обычный американец, из протестантской семьи. Был студентом в Сиэтле, потом учился в аспирантуре. Познакомился со своей будущей женой, которую отец воспитывал в духе Православия.
И Майкл заинтересовался: что это за Православие такое? Взялся изучать православную веру с дотошностью и педантичностью математика. Что произошло в его душе - между ним и Богом, - мы не знаем. Но точно знаем, что Господь его призвал - властно и нежно. Потому что дальнейшие события без такого Божиего призыва и благословения вряд ли были возможны.
Майкл стал ходить в православный храм святителя Николая Чудотворца в Сиэтле. Для начала выучил русский язык - чтобы всё там понимать. Потом церковнославянский. Службы в храме идут на английском и церковнославянском, и ему предложили нести послушание чтеца. Чтец Майкл начал читать святых отцов и детально изучил святоотеческую литературу. Он занимался этим так, как занимался математикой у себя на работе. Так, да не совсем. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал».
Молодого профессора математики переводят в Солт-Лейк-Сити, а православного храма в городе нет. И тогда он начинает собирать вокруг себя людей
Молодого профессора математики переводят в Солт-Лейк-Сити, а православного храма в городе нет. И тогда он начинает собирать вокруг себя людей, чтобы создать миссию - православный приход. Ты понимаешь, что это означает?! Нет, не понимаешь... Представь, вот мы с тобой сидим сейчас здесь, на кухне, даже не в одиночку - втроем. И вот мы решили бы создать свой приход и построить храм. Как ты думаешь: легко бы нам это было?! Пошли бы за нами люди?! А за ним пошли! Знаешь - почему? Потому что на нем почивала Божия благодать! Помоги, Господи, ему сохранить ее, сохранить эту ревность и пронести ее через годы и испытания!
Майкл нашел помещение в маленьком домике в пригороде. Там собрал людей. Он собрал всех русских, всех православных. Я не знаю - как он это сделал. Но люди стали туда приходить. Мы с женой туда пришли. Она стала петь в хоре, на клиросе, которым Майкл руководил. У себя дома он устраивал спевки. У них не было никаких денег. По грошам собирали на трапезу. И Господь благословлял их - это напоминало семь хлебов на кучу народа, потому что всем всего хватало.
Американец Майкл - и это самое поразительное - оказался по духу самым русским из всех там присутствующих. С одной стороны, педант, профессор математики, который сумел четко всё организовать, дотошно позаботиться о деталях. С другой стороны, он любил это всё: святоотеческую литературу, церковнославянский, православную веру и молитву, общие трапезы и даже любил сам печь блины и угощать всех прихожан. Он даже посетил Оптину Пустынь.
Людей приходило всё больше и больше. Об этой группе, точнее - уже общине, узнали, туда стал приезжать время от времени священник из Сиэтла, из Сан-Франциско. Не только русская, но и американская земля слухами полнится - и вот слух о них дошел до архиепископа Кирилла из Сан-Франциско.
Майкла рукоположили в диакона, а потом в священника. И он стал священником Михаилом. Без всякого образования. Да он сам мог всех научить. Он был - гениален.
И вот они нашли деньги на строительство храма. Целый храм! С нуля! В этом мистика есть... Сам он человек небогатый... Просто энтузиазм, энергия... Такая ревность. Мы познакомились с ним, когда он еще был чтецом, - и на наших глазах всё происходило. Он говорил по-русски прекрасно, с небольшим акцентом, похожим на прибалтийский. Вот такие есть американцы...
Это сродни тому, что я вот сейчас всё брошу - высокооплачиваемую работу и связанные с ней гарантии, и - вот как Христос сказал им: «ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды...»
Это будто человек отдает себя полностью в руки Божии - и уходит в ночь, в мороз - без чемодана, без денег, без запасов... Понимаешь?
* * *
Священник Михаил ван Општалл
Этот рассказ запал мне в душу, и мне захотелось познакомить читателей Православия.ру с отцом Михаилом.
Я решила расспросить самого протоиерея Михаила о том, как удалось ему собрать приход и построить храм. Написала ему письмо. И получила через пару часов ответ. Отец Михаил любезно согласился побеседовать со мной и ответить на вопросы.
- Расскажите, пожалуйста, что сыграло главную роль в вашем обращении к Православию?
- У меня были два профессора в колледже - один протестант, а другой католик. Как это ни удивительно, но именно они «сделали» меня православным.
Протестант был профессором церковной истории. Он рассказал мне о святителе Иоанне Златоусте и его Литургии. Меня просто потрясло то, что древнее христианство - живое.
Католик давал нам читать книги (ныне митрополита) Каллиста Уэра о Православии. Я прочитал и - еще раз был потрясен. Ведь раньше мне казалось, что этой веры больше нет на земле.
Романы Достоевского тоже оказали большое влияние на меня.
Но всё это оставалось только в теории - до того момента, как я открыл двери Свято-Николаевского собора в Сиэтле. Никогда не забуду то впечатление. Прямо как святой равноапостольный князь Владимир в соборе святой Софии в Константинополе. Я действительно не знал: где я нахожусь? на небе или на земле?
- Есть ли у вас любимый православный святой?
- Когда я учился в аспирантуре, прочитал житие преподобного Антония Великого. Даже думал о том, чтобы взять его имя в крещении. Когда у нас родился сын - всё было ясно. Он будет Антоний.
До сего дня мое любимое чтение (не считая Священного Писания) - древний патерик. Древний, а ОЧЕНЬ современный...
До сего дня мое любимое чтение (не считая Священного Писания) - древний патерик. Древний, а ОЧЕНЬ современный...
Кстати, мой первый друг в Православной Церкви дал мне житие одного святого, чтобы прочитать... Какого святого? Святого Георгия Победоносца, небесного покровителя храма, где я сейчас служу...
- Трудно ли было собрать приход и построить храм?
- Не знаю, что трудно и что не трудно. Если нам легко на земле - нам будет трудно на том свете. Итак, что значат временные трудности?
- Расскажите, пожалуйста, какие-нибудь интересные факты о вашем приходе.
- Приход всегда готов помочь. Я объявил, что у нас будет съезд молодежи, и все стали готовить обеды и т.д. Очень у нас гостеприимный приход.
- Что бы вы хотели пожелать читателям сайта Православие.ру?
- Я бы пожелал, чтобы все православные глубже познакомились со своей верой. Читать Библию - и задаваться вопросами. Читать догматическое богословие (может быть, книгу протопресвитера Михаила Помазанского) - знание о Боге дает нам радость в духовной жизни.
Когда мы не знаем своей веры и думаем, что она лишь система предписаний, - мы не свободные. А Христос сказал: "Познаете истину, и истина сделает вас свободными"
Знать до точности, что значат все члены Символа веры. Ведь это знание о вере освобождает нас от тоски. Когда мы не знаем своей веры и думаем, что она лишь система предписаний, - мы не свободные. А Христос сказал: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными».
Со священником Михаилом ван Општаллом
беседовала Ольга Рожнёва