Имени Твоему

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
496
Время на чтение 18 минут
Более трёх часов продолжалась наша беседа с художественным руководителем Кубанского казачьего хора, народным артистом России Виктором Гавриловичем Захарченко. Не отвлекаясь, успели поговорить об истории, о музыке, о вере... Разумеется, и об Украине - куда теперь без этого. «Удивительное дело, - сказал он, когда мы расставались, - ни разу не случалось, чтобы можно было так спокойно посидеть - ни телефонные звонки не отвлекали, ни дела. Видно, это было нужно зачем-то Господу Богу...»

Конечно, всё, о чём мы успели переговорить, ни в какое интервью не вместить. Поэтому представлю вниманию читателей «Веры» только наиболее важное и интересное, а что-то и в пересказе.

 

НАЧАЛО

«Москва, Кремль. Иосифу Виссарионовичу Сталину». Кто-то, познакомившись с биографией руководителя Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко, скажет, что его судьба началась с того момента, как он бросил в почтовый ящик письмо с таким адресатом. Это - один из известных фактов его биографии. Но было в его жизни много такого, что позволяет сказать: свою судьбу писать он «начинал заново» не раз и не два. И в начале каждого отрезка пути - сознательный выбор, оказывающийся в конечном итоге верным.

«Господь Бог меня всегда вёл», - говорит он.

Когда я прошу Виктора Гавриловича представиться, он сразу предупреждает:

- У меня всяких званий много, поэтому назову только часть. Народный артист России, Украины, Абхазии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России, профессор, доктор искусствоведения...

...Это то, что я успел записать. Всего у Захарченко полсотни всяких регалий, от казацких до иностранных, а ещё председательство в разных организациях - видно, что перечисляет он регалии, как всякий артист, не без некоторой гордости, но в то же время с присущей возрасту мудростью и смирением. Он уже достиг той поры, когда не ради звонкой фразы может сказать про сделанное: «Всё это - не моё, ведь слова написали великие поэты, песни принадлежат народу, у которого я многие годы их записывал, а мелодии, которые возникают во мне, - их Господь Бог мне посылает».

Но вот что, похоже, до сих пор вызывает у него искреннее удивление, когда он обращается памятью к прошлому, - это та пропасть между сегодняшним его положением и той начальной точкой, с которой пришлось когда-то «стартовать».

- Я родился в станице Дядьковской в 1938 году и прожил там до 17 лет. В ней не было не только света, даже радио. И до этого возраста я в глаза не видел рояля! - с особенным ударением именно на рояле говорит Виктор Гаврилович. - Что я слышал, так это только народные песни. Хотя нет. Отец, Гаврила Иванович, ещё до войны купил патефон и пластинки хора Пятницкого, Шаляпина и Лемешева - их мы крутили в 41-м. В семье остались два отцовских письма, в которых он пишет с фронта: если будет вам грустно, поставьте пластинку, и я тоже вместе с вами послушаю. А ещё он писал матери: главное - спасай детей, продавай всё, инструмент, заготовки (он был сапожником); я вернусь, мы всё вернём, наживём. Но он не вернулся. 24 августа 1941 года ушёл, а уже 18 ноября погиб. Но мы получили не похоронку, а извещение, что он пропал без вести.

Мама, Наталья Алексеевна, слава Богу, прожила долгую жизнь, три месяца не дожила до 90-летия. И всегда она ждала отца, верила, что он вернётся. С детства Виктор Гаврилович помнит, как мама, растапливая печь, созывала детей, чтобы они вместе кричали в печку - а уж дым разнесёт по свету эти заветные слова: «Батько, приыде!». Спустя десятилетия она говорила сыну, когда тот уезжал в зарубежные поездки: «Ты там присматривайся, вдруг батька услышит, что приехал Кубанский хор, фамилию Захарченко, и придёт...» В конце жизни, вспоминая отца, она говорила о своём возрасте: «Це мэни Бог за батьку добавил!..» О том, что отец погиб, Виктор Гаврилович узнал только пару лет назад - в семи километрах от Ростова его могила. Отец мечтал, чтобы хоть один из его детей стал музыкантом... От него осталась кубанка, в которой сын потом ходил в школу.

Мама была круглой сиротой. С детства работала - нянькой, потом в колхозе; одна поднимала четверых детей. В 1942-м, во время оккупации, немцы выгнали семью из хаты - жили в подвале у соседей. Как раз в это время Вите впервые довелось увидеть гармошку, которую кто-то из немцев оставил на лавочке, - он взял её и стал играть. С того времени, можно сказать, и заболел ею. Дальше - послевоенный голод. Было так скудно, что все выжить и не чаяли, думали, кто умрёт первым. Младший, 7-летний брат Борис, говорил на этот счёт: «Витька умрэ, он ничего не ист». Но по весне, немного не дождавшись нового урожая, умер сам.

- Когда я сейчас вспоминаю это, не могу понять, как выжили, - говорит Виктор Гаврилович, и на глазах у него появляются слёзы. - Как выдержала мама, простая колхозница, с детьми, безо всякой помощи, - в пять утра она уходила работать за трудодни, обливаясь слезами от мыслей, как там дети одни, а возвращалась - детьми заниматься некогда: куры да гуси, да надо приготовить, постирать. Теперь я понимаю, что таких семей в ту пору было много-премного. Какое было поразительное поколение! И они выстояли.

«ПОЛБАЯНА»

Учиться Вите нравилось, хоть и делать домашние задания приходилось в условиях, трудно представимых сегодня: при свете каганца с фитильком на масле, который мама ввиду отсутствия в доме спичек разжигала у соседей, и писать на клочках бумаги зачастую ягодным соком. Интересно, что в здании начальной школы, где он учился, сейчас расположился станичный храм Покрова Пресвятой Богородицы - именно с этим праздником в жизни Виктора Гавриловича связано многое. Но об этом позже...

- В 1949 году я посмотрел два фильма, - продолжает он свой рассказ. - Первая картина итальянская, «Прелюдия славы», про мальчика, дирижировавшего оркестром. И второй фильм, советский, «Здравствуй, Москва», там мальчик с баяном играл «Нас утро встречает прохладой...». Я музыку тоже очень любил. Взял детскую тетрадку в клеточку и расписал все свои страсти 11-летнего мальчика. Описал, что вот я живу в станице, очень хочу стать композитором, но у нас ничего нет, в школе нет никаких инструментов и всё такое. Пришёл на почту, бросил конверт в ящик: «Москва, Кремль. Иосифу Виссарионовичу Сталину». Было это, кажется, в конце ноября. Проходит месяц, ответа нет, думаю: ну, не дошло. И вдруг как гром грянул: в январе 1950-го к нам в Дядьковскую приехала целая кавалькада мотоциклов с колясками - комиссия человек в десять. Они прибыли посмотреть на того мальчика, который написал письмо Сталину. Я подумал, что меня хотят взять с собой на учёбу. Но нет. Посмотрели, как мы живём, и отправились в школу. В результате директора школы отстранили.

А для меня наступили непростые дни. Учителя стали меня стыдить: как ты мог написать такое письмо, опозорил станицу, школу, весь край! Мать вызвали в школу: как ты воспитала сына! Она плачет, оправдывается: откуда ж мне было знать про письмо и когда сына воспитывать, я ж на работе целый день. А ученики стали меня дразнить: вон артист идёт, композитор наш! 4-5 класс - это такой возраст, когда на издёвки реагируешь очень болезненно. И меня задразнили-таки - я перестал ходить в школу. Мама уговаривала: надо учиться, а то будешь быкам хвосты крутить, я вот неграмотная, видишь, какая жизнь у нас. Но я твёрдо решил: в школу не пойду. И не пошёл - пропустив после Нового года несколько месяцев, остался в пятом классе на второй год. А потом к нам из Прибалтики прислали нового директора школы - Михаила Петровича Рыбалко. Он пришёл ко мне домой, нашёл какие-то нужные слова, чтоб я вернулся в школу, и пообещал, что школа купит баян и он станет со мной заниматься. И действительно, школа купила «полбаяна», директор разрешал даже брать его домой. Я ему очень благодарен...

Определения, что такое «полбаяна», я потом не нашёл ни в одном словаре, но, так или иначе, главное - появился в жизни мальчика учитель. Их ещё потом было немало на жизненном пути. Виктор Гаврилович абсолютно уверен, что именно через них Господь Бог помогал ему и даже напрямую спасал. В первый раз это случилось уже после окончания 10 класса при обстоятельствах не совсем обычных.

СУДЬБА УЧИТЕЛЯ

- Представьте захолустье, ниже которого не бывает. Электричество нам включили, когда я уже уезжал в Краснодар, причём свет был только в центре станицы, не у нас. Я прочитал в газете, что идёт набор в музыкальное училище, а мне в то время, в 49-50 годах, уже купили гармошку (мама продала бычка), я играл на свадьбах. С этой гармошкой после десятого класса и поехал поступать в музыкальное училище. Всё необходимое в поездку собирали соседи: кто мыло дал, кто ботинки... Приехал поступать, надо сдавать музыкальную грамоту, а я даже не знаю, что такое сольфеджио. «Вы окончили музыкальную школу?» - «А что, школы бывают ещё и музыкальные?» В общем, меня даже прослушивать не стали. Состояние моё было ужасным: я ревел, возвращаться ни с чем было стыдно. На вокзале поднялся на мост над железной дорогой, глянул вниз, думаю: жить не хочу... Тут подходит ко мне человек лет пятидесяти, спрашивает: «Мальчик, что с тобой?» Выслушал меня и говорит: «У нас тут есть ещё одно училище - музыкально-педагогическое, завтра подходи, я буду там». Это был Алексей Иванович Манжелевский, музыкант, преподаватель этого самого училища, впоследствии он стал моим учителем по дирижированию. Мои пятёрки по этой дисциплине и в училище, и позднее в консерватории - это всё он. Жаль, что рано умер.

А тогда, проведя ночь на вокзале с гармошкой под головой, уже утром я играл на ней фокстроты собственного сочинения - всё то, что исполнял на сельских свадьбах. И меня взяли - правда, без стипендии. Сказали: если выучишь музыкальную грамоту в течение года, у тебя она будет.

И он догнал сверстников, закончил училище хорошо. Виктор Гаврилович вспоминал, как приходилось ему выживать в городе без денег - ведь мама получала только палочки-трудодни. Всё, что она смогла, - это прислать 10 рублей на съёмное жильё. А жить как?

До конца 70-х годов, я помню, на столах в столовых хлеб лежал бесплатный. Никогда не останешься голоден, даже если без копейки в кармане. Это и выручило Витю, учащегося музыкально-педагогического училища. Чай за

5 копеек, столько же - картофельное пюре плюс хлеб на столе. Как-то раз кассир столовой, тётя Маша, заметила, что юноша никогда не берёт котлет. «У меня денег нет». Тётя Маша заставила Витю взять котлету, пюре посчитала, а котлету - нет. Так и пошло: если за кассой тётя Маша, котлету можно бесплатно взять... Как в этом узнаётся то лучшее, что было в советское время: взаимовыручка и доброе отношение друг к другу!.. Спустя пару лет, приехав в Краснодар, Витя зашёл в эту самую столовую и подарил тёте Маше цветы...

В общем, окончил училище Виктор хорошо. И по окончании его оставляли в нём работать. Он говорил, что хочет учиться в консерватории, ему ответили: поступай куда хочешь, но заочно. А он хотел ехать в Новосибирск. Что делать? Наверно, вспомнился школьный «алгоритм» решения нерешаемых проблем: снова написал письмо, на сей раз в «Правду», - и вопрос решился.

Интересно, что именно в это время, поступая в консерваторию, Виктор делал для себя ещё один важный выбор - между музыкой и... шахматами.

- Я с детства вёл дневники, в том числе шахматный, - рассказывает Виктор Гаврилович. - Шахматы стали моей страстью ещё в школе. Помню, когда мама меня посылала на базар что-нибудь продать, она говорила, за сколько я должен это сделать. А что сверх того, я мог оставить себе. Я на эти деньги купил шахматы. На собранное во время колядок выписал журнал «Шахматы в СССР». Играл во всесоюзных турнирах по переписке, составлял шахматные задачи и посылал в «Пионерскую правду». В 1954 году вышла книга «300 избранных партий Алёхина», и, когда узнал, что она появилась в книжном магазине райцентра, мы с другом отправились за ней. А это 25 километров. Встали рано-рано, а по морозцу туда было легко идти, но за день подтаяло, и обратно мы еле доползли. Я пришёл и рухнул - потом долго приходил в себя... В общем, увлечение было серьёзным. Однако надо было делать выбор, потому что шахматы, как и музыка, требуют человека всего. Не без внутреннего борения я выбрал музыку.

НЕОЖИДАННЫЕ ОТКРЫТИЯ

- В дневниках у меня есть запись о посещении в 1961 году последнего концерта Кубанского казачьего хора. В 1936 году по распоряжению Сталина коллектив был образован, а Хрущёв решил: зачем нам профессиональный хор, пусть лучше будет самодеятельность, тогда запоёт вся Россия. И упразднил более ста различных музыкальных коллективов. Но страна от этого не запела... Я именно тогда и решил, что вот выучусь и воссоздам хор. Только спустя много лет, когда стал работать в хоре, узнал, что история его начинается не с 1936 года. Выяснил в архивах, что родился коллектив на Покров Пресвятой Богородицы аж 1811 года.

Тогда он назывался Вой-сковым певческим хором в составе Черноморского казачьего войска. Его создателем был духовный просветитель Черноморского войска протоиерей Кирилл Россинский. Хор в казачьем войске изначально создавался как духовный коллектив. Главным делом его было пение в храме утром и вечером, на различных требах. Но пел он и казачьи песни. Служить в нём для певчих было большой честью и удачей - возвращаясь в свою станицу после такой школы, певчий с лёгкостью занимал место регента в церкви.

- Коллектив стал музыкальным культурным центром: начал пропагандировать казачью культуру, классические произведения, причём не только отечественные, но и зарубежные. Буквально через полтора года после основания хора появился оркестр - сначала духовой, а потом симфонический. Поэтому Кубанский войсковой певческий хор стали называть музыкантским хором. Глинка, Чайковский... Например, наш хор впервые в России в Екатеринодаре исполнил ораторию Гайдна «Сотворение мира». Представьте себе: скромный войсковой хор - и такой масштаб! В 1920 году, когда до Кубани докатились революционные события, из хора 22 человека ушли в эмиграцию. По приказу Троцкого в один год убрали памятник Екатерине и расформировали коллектив. Само слово «казак» стало запрещённым; если, к примеру, находили у вас что-то на чердаке, хранится папаха или что-то казачье - это расстрел.

Бывают странные совпадения, которые трудно назвать случайными. Одно из таких - назначение Захарченко худруком Кубанского хора. Решение об этом в недрах сов-учреждений было оформлено именно на Покров, 14 октября 1974 года, в день рождения дореволюционного коллектива! Тогда Захарченко был далёк от Церкви и не знал, что это за день. Не знал, что первой каменной церковью в Тамани, которую построили казаки, пришедшие на Кубань с Запорожья, был храм Покрова, что на Покров выносились все знамёна и регалии войска, потому что это был главный праздник черноморцев.

Захарченко повторяет: «Моя судьба сложилась так, потому что Господь Бог вёл меня и ведёт по сей день».

У ИСТОКОВ ХОРА

Песня «Распрягайте, хлопцы, коней» сегодня известна, наверно, у нас в каждом доме, её поют далеко не только на Кубани, но и в российских мегаполисах, и в северных деревнях. Мало кто знает, что эта казачья песня свою нынешнюю известность обрела в 1975 году, когда прозвучала в исполнении Кубанского хора на I Всероссийском смотре-конкурсе русских народных хоров.

А буквально за год до этого Захарченко принял коллектив - и совсем не в прекрасном состоянии. Это сейчас в нём артистов - певцов, танцоров, музыкантов - почти 150 человек, а тогда в хоре состояло 15 человек, уже целый год не было художественного руководителя, вместо оркестра остался один баянист.

Срочно закупили сапоги, приняли на работу ещё двух баянистов, подготовили программу. Приехали в Москву - а там все лучшие хоры страны, в том числе и хор Пятницкого. В ту пору в обязательную программу таких конкурсов включали песни о Ленине-партии-комсомоле. Представляя свою программу жюри и зрителям, Захарченко пошёл на отважный шаг - в то время как было принято официозом программу открывать, он поставил залихватскую «Маруся раз, два, три, калина...», принятую на ура. Тогда хор одержал безоговорочную победу.

* * *

- Десять лет вы работали главным хормейстером Сибирского хора. Была масса поездок в глубинку, вы записали тысячи народных песен, общались с людьми из глубинки. Что вам это дало?

- Я много ездил в экспедиции и по кубанским хуторам и станицам. Но русским меня сделала жизнь в Сибири. Потому что я там видел людей, живущих святой жизнью. Там едешь в деревню - на стол ставят хлеб с молоком: пей, ешь, угощайся, а любой человек - дорогой гость. Двери в деревнях не закрывали. Такая открытость и доброта! Я понял, что такое русская душа.

- А песни?..

- У каждого народа есть свой язык, вера, традиционная культура - это национальный оберег каждого народа, это его код. Естественно, на самом верху - вера православная, но все смыслы хранятся в культуре. Песни, пословицы, сказки - это всё установки, если хотите, заповеди, как жить народу, как Богу молиться, что ему делать в любые, самые страшные, перипетии истории. Народ ведь не сочинял песни, чтобы разлагать молодых людей, он сочинял их только в назидание. Люди сегодня не понимают и редко интересуются смыслом народных песен. Так называемое возрождение певческой культуры - оно больше вокруг музыки, напевов и так далее. Будучи десять лет главным хормейстером Сибирского русского народного хора, в фольклорных экспедициях я записывал не только старые песни, но и так называемые срамные частушки. Но даже в них нет матерщины! Народ слова не скажет в свою погибель, понимали предки, что мат - это оскорбление самого святого, Матери Божией.

Сам я роду-племени - черноморский казак. Казачество - плоть от плоти русского народа. Напомню: когда Запорожская Сечь была упразднена, большая часть запорожских казаков ушла в Турцию, другая часть так называемых верных казаков получила Кубань на вечное поселение и основала там 38 куреней. Все курени имели точно такие названия, какие носили в Запорожье. Я родом из станицы Дядьковской, основанной в 1794 году одной из первых, в просторечии Дядькивка, чисто украинское название. В ней поселились переселенцы из Приднестровья, а потом Полтавской и Черниговской губерний. Я, кстати, балакал (говор, очень похожий на украинский. - И. И.). По-русски мы говорили только в школе. Только когда приехал поступать в музыкальное училище, я постарался распрощаться со своим балаканьем - стал говорить по-русски.

РУССКИЙ ИЛИ УКРАИНЕЦ?

- Записывая песни на Кубани, я спрашивал: а кто вы по национальности, русские или украинцы? «Мы - русские», - отвечали мне. «Какие ж вы русские, вы по-русски говорить не умеете!» - «Нет, может, наши деды и были украинцами, а мы - русские». Или отвечали мне, чтобы найти какую-то середину: «Мы - кубанские казаки». Но никто не говорил, что они украинцы. Когда украинские фольклористы прочитали эти мои записи, то возмутились: как это так, люди, поющие украинские песни, называют себя русскими! Но я записал то, что мне говорили, не выдумывал. В Дядьковской все говорят сегодня только по-русски. Украинцы укоряют русских, что украинский язык стирается - и в этом есть большая доля правды. Это не политика такая, просто русские этого не знают и не чувствуют: ну и что, не балакаете, так говорите по-русски тогда. А ведь язык - это для народа тоже свято.

- Тут всё непросто, - не соглашаюсь с Виктором Гавриловичем. - Ваш Центр народной культуры опубликовал в 2010 году очень интересную работу Васильева о политике украинизации на Северном Кавказе в 20-е годы прошлого века. Оказывается, на Кубани по прямому указанию Москвы большевики предприняли попытку насильственного внедрения украинского языка в школы и в общественную жизнь. Цель была понятна: уничтожить всякую память о казачестве, сам его свободолюбивый дух. И люди сопротивлялись этому. Балакая на смеси русского и украинского, кубанцы всё же считали себя русскими. Доводы приводили вполне бытовые: украинский язык «грубый, мужицкий», а без знания русского языка в люди не выйдешь...

Когда я бываю на Украине, ко мне обращаются: «Говорите на украинской мове!» Но этот официальный украинский язык меня не трогает, я его не воспринимаю как родной. Шевченко я люблю, его язык тоже, а тот язык, что на телевидении... Об этом я им как раз на телевидении говорил. И вот один человек мне как-то звонит из Киева: «Смотрел о вас фильм, и вы там говорите, что «балакаете», - я послушал вашу речь и понял, что это именно и есть мой родной язык, настоящий украинский, а что западенники из Львова придумали - это язык искусственный».

- Вы любите говорить, что песня - это душа народа. А если сравнить, как выразились русская и украинская душа через песню...

- Вот украинская песня, записанная в конце XIX века в станице Старонижестеблиевская на Кубани, на родине Георгия Концевича, одного из основателей Кубанского хора. Обратите внимание, какие смыслы в ней (Виктор Гаврилович поёт):

Прощай, мий край,
дэ я родывся,
Дэ пэрву жизнь свою узнав,
Дэ козаком на свит явывся,
Родной Кубани прысягав.
Дэ диды, прадиды служилы
У пользу русьскому Царю.
За Русь головы положилы,
Колы же нужна -
отдам свою...

Эта песня - как документ: вот они какие, запорожские казаки, были! Как в старину происходил приём в казаки? Об этом сохранились свидетельства. Спрашивали: а если тебя за веру православную колесуют, четвертуют или на кол посадят - готов ли ты к этому? Это поляки тогда так поступали. И вот ответ молодого казака: «Моего прадеда на кол посадили, моего деда, батьку и меня на кол посадите». Я украинцев знаю вот таких: которые за Русь головушки положили, выбирая самую страшную казнь для себя...

Здесь Виктор Гаврилович замолчал, и от полноты чувств на глазах у него блеснула слеза.

Спустя пару минут он продолжил:

- Поэтому когда под видом украинцев подают всяких там пасторов вроде Турчанинова - простите, это не украинец. Готовы ли турчаниновы или яйценюки присягать так, как их предки, или только о деньгах и власти думают? Украинцев я знаю другими. И даже эта бесшабашная готовность украинцев хватать и стрелять - легко сказать, что это просто бесовство, а нужно посмотреть, где корни этого. Поэтому не надо говорить, что русские понимают всё, что творится на Украине, а украинцы, такие-сякие, не понимают ничего. Русские в отношении того, что происходит на Украине, понимают так же мало, как и украинцы о русских, - запутались все.

- Всё же, наверно, о душе народа больше могут поведать лирические песни...

- Если с точки зрения музыки, напевов, то украинская музыка, обобщённо говоря, вся в миноре. У неё такой грустный лад. Вот, скажем, русская народная песня «Степь да степь кругом». Трагическая песня - в глухой степи замерзает, прощается с жизнью ямщик. Но песня - в мажорном звучании. «Вечерний звон» - тоже. На Украине эти же самые песни - только в миноре. О чём это говорит? О том, что народ Украины прошёл через какие-то большие испытания и трудности. Украинская песня - плачущая, рыдающая.

- Наверно, это связано с особенностями духовности народа...

- Действительно, у украинцев с русскими много различий и в культуре, и в песне.

Например, хотя Пушкин «наше всё», я не могу представить, чтобы в домашней божнице стоял бы портрет Пушкина. А у украинца портрет Тараса Шевченко - запросто. И всё же я считаю, что мы единый народ.

- А в чём наше единство?

- Единство, прежде всего, в вере. Поэтому, чтобы нашему народу устоять, важно сохранить веру. Русь святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!

«НЕВЪЕЗДНОЙ»

- В 2013 году ваш хор приготовил «музыкальное приношение Украине» из четырёх дисков. Тем не менее теперь вы на Украине «невъездной»...

- Я записал на Кубани много украинских песен. Как раз наше «музыкальное приношение» состоит из народных украинских песен, записанных мною на Кубани и мною же обработанных. Один из дисков на стихи украинских поэтов - Тараса Шевченко, Леси Украинки, Олёны Пчилки... Когда началось это там, на майдане, мы ж выступили в Крыму - как не поддержать народ, возвращающийся в свою семью, мы это просто не могли не сделать! И пошли в адрес нашего хора, в мой лично адрес самые злые кощунственные слова, страшные угрозы порубать всех. И я попал теперь в список тех, кто объявлен врагом Украины. Как пойдёт всё дальше - надо размышлять. Думаю, это надолго. Пусть Господь Бог попускает, но попускает Он не просто так. Однако в любом случае украинские песни мы пели, поём и будем петь, пока будем жить на этом свете.

- Вам часто доводилось гастролировать на Украине?

- В Киеве мы были бессчётное количество раз. У меня награды Украины есть, в том числе церковные, ордена, звания. На Крещатике пели в дни 1025-летия. Мне кажется, 200 тысяч человек присутствовало. Ощущалось удивительное братство. Мы пели там украинские песни, пели наши песни; не было такого, что вот зачем тут русские песни петь, геть. Кто бы мог тогда сказать, что меньше чем через два года будет такая

война. Русские люди собирают деньги на войну с Новороссией и идут туда с оружием «защищать Украину» - это же надо до такого дойти! Как всякая гражданская война, пусть и под лозунгом защиты родины, - это самоистребление народа.

- Вот вы говорите - единый народ, семья. Но в семье поссорились и помирились - никто же во время ссоры не берёт ружья, чтоб палить друг в друга. Значит, к такому озлоблению были какие-то предпосылки...

- Конечно, всё это не возникло враз. И с этим злом, ненавистью мы встречались. Расскажу такой случай.

Как известно, Кубанский казачий хор побывал на всех континентах, ещё и не по разу. В 1993 году судьба забросила нас в Австралию. Там мы гастролировали почти четыре месяца, проехали все шестнадцать штатов. Там есть удивительные батюшки, любящие Россию. Например, в Мельбурне живёт отец Михаил Протопопов, благочинный нескольких штатов, очень известная личность. Помню, мы были у него в гостях и я спросил: «Верно ли, что в память Отечественной войны 1812 года была выпущена медаль с надписью: «Не нам, не нам, но имени Твоему»»? А у него в коллекции, оказывается, такая есть - и он показал мне. Какой замечательный пример нам! - победить в великой войне, но не считать это своей заслугой. Разглядывал я медаль и думал: ну, написал музыку я, хор создал - и что, я великим стал? - нет! Сами по себе мы остаёмся маленькими людьми, но то значимое, что мы имеем, принадлежит Господу Богу...

Но вернусь к нашей поездке. В Австралии ко мне обратилась украинская диаспора: очень хотим пригласить Кубанский хор в полном составе в гости. А мы: конечно, это ж наши братья! Собрались человек 80 и поехали к ним. Приезжаем, заходим. Вижу: столы накрыты, какие-то бутылочки там, встречают. Здороваюсь, а мне: «Чому росийською мовою розмовляете?» И насторожённо так смотрят на нас. Я: «Ну а как иначе, мы же в России живём». - «А вы что, не украинский хор?» Я говорю: «Нет, мы поём украинские песни, но живём в России. Сам я украинский язык знаю, но на Кубани мы балакаем, а не говорим на украинском языке». Смотрю на их лица - мрачнее не бывает. Мы стоим, они стоят. Присесть не приглашают. Ну что - поворачиваться да уходить? И тут меня осенило. Я говорю по-украински: «Слышал, что украинцы - самые певучие люди, а ну-ка, запевайте украинскую песню!» Они начали петь, но кто в лес, кто по дрова. Я им говорю: так вы не украинцы, они так не спевають. У украинца песня в душе, а у вас её нема. Обращаюсь к своим: а ну-ка, москали, вставайте, покажем. А у нас в хоре голоса такой силы... И мы как начали петь песню «Спы, Тарасэ, батько ридный» - через две минуты по всему залу послышалось хлюпанье, кто-то в голос заревел. После исполнения песни к нам подошли уже другие люди, сказали, что, мол, мы ничего такого не имели в виду, проходите, всё хорошо. Мы сели за стол, что-то говорили. В завершение встречи нашим хористам стали какие-то книжечки вручать. Смотрю: Шухевич. Открываю, читаю. Враг номер один для украинца - москаль. Враг номер два - жид. Утопим москалей в жидовской крови. Я оцепенел, закрыл книжку. Потом мы эти книжки повыбрасывали, а нам русские эмигранты рассказали, что в гости мы попали не к украинцам, а к бывшим галичанам. Они настолько яростно ненавидят всё русское, что мы, если слышим украинскую речь, переходим сразу на английский во избежание конфликтов. Этот случай остался в моей голове как что-то такое страшное. Мы потихоньку стали его забывать, хотя какой-то осадочек всё же остался. И только когда на Украине показался майдан, мы вспомнили: да всё это мы уже видели и слышали!

- Да, двадцать лет назад «великим украинцем» с огромным отрывом её жители признавали Шевченко, а пять лет назад, когда бывшие эмигранты вернулись в Незалежную вместе со своими ценностями, на третьем месте в голосовании был уже Бандера, а на 12-м - этот самый Шухевич...

- Точно так же было и в Канаде. То есть народ разделяют, и не сегодня это началось. Какие-то самозванцы, сектанты, униаты, вышедшие на майдан с иконами и хоругвями, - они разве за веру христианскую?.. А в последнее время появился ещё один такой типаж...

Мы приехали в Киев, я готовлюсь к концерту, и тут заходят ко мне люди - живут на Украине, а сами с Кубани. «Я рад землякам - говорю, - слава Господу Христу, что зашли». «Це Бог-то не наш, - отвечают мне, - этого Бога нам жиды подкинули...» И как вот на таких реагировать?

(Окончание беседы - в следующем номере)

http://vera-eskom.ru/?p=4456
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Иванов
Путь расслабленных
О причинах и следствиях отказа освящать оружие
08.06.2021
О достоинстве личности и любви
Беседа с вятским священником Александром Балыбердиным, автором книги «Буковый лес»
31.10.2016
Все статьи Игорь Иванов
Виктор Захарченко
«Ничего, пройдет время, и мы вернемся к истокам»
Беседа с руководителем Государственного академического Кубанского казачьего хора
06.11.2011
Все статьи Виктор Захарченко
Бывший СССР
Фиктивная ликвидация
Ликвидация Советского Союза была незаконной
20.11.2024
День памяти выдающего русского мыслителя Данилевского
Сегодня мы также чтим память жертв петербургского наводнения 1824 года и иерея Даниила Сысоева
20.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
20.11.2024 11:46
Что нас ждёт: мир или тотальный хаос?
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 11:35
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Ленчик
20.11.2024 11:02
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Александр Волков
20.11.2024 10:36
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Константин В.
20.11.2024 10:19
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.11.2024 09:21