Из новости, переданной в понедельник RT из Пекина, я возьму только несколько строк: «Каждый из министров отметил, что вместе три державы могут существенно повлиять на положение дел в мире, если будут действовать сообща». Казалось бы, не содержащее открытия, это утверждение немедленно приобретает глобальный смысл, как только мы уточним, что речь идет об итогах переговоров министров иностранных дел России, Индии и Китая.
Главы внешнеполитических ведомств трёх стран обсудили в Пекине сотрудничество в различных областях и острые международные проблемы. Сверяли точки зрения. И, похоже, сверили даже часы, поскольку, на пресс-конференции, посвященной итогам переговоров, министр иностранных дел Китая Ван И заявил, что «в международной политике должны звучать не отдельные соло, а общая симфония». Такой «симфонии» на международной арене в противовес Западу в сфере безопасности на Украине, в Сирии, Афганистане и других странах сейчас явно недостает.
Ван И заявил, что Китай готов к развитию экономического сотрудничества с Россией и Индией в рамках стратегии «один пояс - один путь»: построения нового Великого шелкового пути - «экономического пояса», проходящего по территории стран Великого шелкового пути и связывающего Китай со странами Европы через Центральную и Восточную Азию. «Мы хотим продолжить традицию Великого шелкового пути и наполнить его новым содержанием в новом веке, - сказал Ван И журналистам. - Мы готовы сотрудничать со всеми заинтересованными партнерами и международными организациями, в первую очередь крупнейшими нашими соседями в лице России и Индии, объединенными усилиями, сообща выступать за взаимный выигрыш в XXI веке. Это не соло Китая, это общий симфонический концерт всех наших партнеров».
То, что этот «экономический пояс» для нас еще и пояс борцовский, освобождающий Россию от удавки западных санкций, никому не надо объяснять.
Не надо это объяснять и нашим западным соседям, которые, глядя на Россию и Восток, пока видят только то, что им хотелось бы видеть. Американская The Daily Beast, в частности, открыла, что Китай поддерживает войну Путина на Украине деньгами. И что сближение этих двух стран стало «одним из важнейших геополитических событий века» - с последним утверждением спорить трудно. «Президент России Владимир Путин двигает свои границы на Запад, углубляясь в Европу, - бьет тревогу издание. - В южном направлении, на Кавказе, российская армия в этом месяце фактически поглотила Южную Осетию, когда-то входившую в Грузию. В ноябре прошлого года Путин прибрал к рукам принадлежащую Грузии Абхазию. Меньше года назад он аннексировал Крым. Но пока своенравный российский лидер обирает соседей, его экономика рушится. Откуда он берет средства на реализацию своих псевдо-имперских планов? Ответ укладывается в одно слово: Китай».
Надеюсь, что наши нынешние школьники знают, в отличие от западных, что отношениям России с Грузией и Кавказом вцелом не одна сотня лет, и что формировались они не на Потомаке. Что крымский референдум - это закон не только для крымчан, но и для всего остального мира. Другое дело, что не весь «остальной мир», готов с волей народа Крыма считаться.
И, наконец, Китай, экспорт в который российской нефти за год вырос на 86 процентов, а товарооборот составил без малого 100 миллиардов долларов. А доллар как волюта торговли мешает обеим странам, и потому в прошлом октябре мы согласовали валютный своп - обменялись национальными валютами - на 24,4 миллиарда долларов.
Создается парадоксальное впечатление, что США и Запад сами старательно разворачивают Россию на наиболее перспективные рынки, союзников и инвесторов. Но оно очень далеко от действительности. На самом деле Запад использует сегодня решительно все возможности - даже до фактического объявления военного противостояния на Украине - для того, чтобы до предела затянуть долларовую петлю на российской экономике и сделать невозможным ее выживание в «иной финансовой среде». Сегодня - потому что завтра такая возможность исчезнет раз и навсегда. И оставит Запад не только без самого перспективного рынка для своих товаров и самого щедрого плательщика за долларовый кредит, но и - что гораздо важнее - без возможности доступа к самой большой в мире кладовой от Урала до Сахалина. Китайская газета Global Times поэтому гораздо ближе к истине, чем многочисленные западные аналитики, живописующие «диктатора Путина», утверждая, что Россия стала «новой ареной битвы» доллара и юаня. И не будем обижаться - только участвуя в этой борьбе за китайский юань, мы сможем отстоять наш российский рубль. Вот почему китайский «один пояс- один путь» это наш «борцовский пояс» на европейском «ковре» экономического противоборства.
Посмотрите, как смело и настойчиво теснят сегодня штатовцев китайцы в Африке! В 2008 году в Вашингтоне было создано специальное подразделение Пентагона AFRICOM для борьбы с главными экономическими инициативами Пекина в Африке, направленными на предоставление на щадящих условиях займов и кредитов для заключения долговременных торговых соглашений по нефти и другим природным ресурсам. Безрезультатно! А теперь Китай делает следующий шаг в том же направлении в Латинской Америке - под боком у США. Статья в журнале «New Eastern Outlook» так и называется (:http://journal-neo.org/2015/01/26/look-who-s-moving-in-usa-s-own-backyard/): «Посмотрите, кто появился на «заднем дворе» США». С его точки зрения, это похороны не только американской «доктрины Монро», разделившей мир на «европейскую» и «американскую» зоны влияния, но и «очередной звонок» всей системе международной торговли по-американски. «Звонок» доллару в его собственной «зоне влияния».
И это не пустой звук, если вы сопоставите политику Пекина с тем, что уже происходит в Венесуэле, которая блокировала FTAA (зона свободной торговли Америки), как «неоколониальный проект» и «политику экономического геноцида». Венесуэлу на этом пути поддержали Чили, Бразилия, Эквадор, Аргентина, Уругвай - сегодня уже три четверти государств Южной Америки формируют свои национальные правительства сами... У США, конечно, есть немало средств и способов для поддержания своих интересов на своем «заднем дворе», но... 8 января китайская China Daily опубликовала заявление Си Цзиньпина о том, что в ближайшие 10 лет Китай вложит в Южную Америку 250 миллиардов долларов, чтобы поднять торговый оборот до 500 миллиардов. Симптоматично и то, как он это заявил: перед лидерами 33 стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), между которыми не было ни представителей США, ни вообще англо-саксов. «Я верю, - сказал тогда Си Цзиньпин, - что эта встреча даст добрые плоды, даст миру хороший сигнал об углублении кооперации между Китаем и Латинской Америкой и окажет важное и далеко идущее воздействие на развитие сотрудничества во всем мире».
Наверное, не надо объяснять, что ослабление «долларовой хватки» в международной торговле, даже если это сделано не нашими руками, России выгодно. Причем, по многим причинам. Во-первых, потому что достигнутое в январе в Пекине соглашение оставляет за бортом интересы США. Во-вторых потому, что оно так же оставляет за бортом сотрудничества и Европейский союз с его все возрастающей истерией в отношении «путинской России». И это чрезвычайно важное событие, меняющее принципы формирования экономической власти, сложившиеся в Европе еще пять веков назад. Мы присутствуем при таких изменениях в отношении между государствами, о которых потом будут писать историки. Согласованный пятилетний план кооперации предусматривает сотрудничество в энергетических проектах, инновациях, сельском хозяйстве, инфраструктурных проектах. Для Китая это открывает доступ к ценным минеральным ресурсам, включая венесуэльскую нефть, перуанскую медь, соевые бобы Аргентины и Бразилии. В обмен заработают долговременные кредитные линии из Китая. Пекин уже одобрил выделение 20 миллиардов долларов Венесуэле и 7,5 миллиарда Эквадору (оба, государства, кстати сказать, члены OPEC) - на преодоление последствий падения цен на нефть.
А теперь верну вас к России. Происходящее в Южной Америке - это уже и часть нашего «заднего двора». Что такое сегодня Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка? Понятное дело - это БРИКС. Это новое направление развития России, которая через Шанхайскую организацию сотрудничества и Евразийский экономический союз должна сбросить с себя западную удавку, как бы она ни называлась: Международный валютный фонд или Всемирный банк. России тесно в костюмчике, пошитом для нее в Вашингтоне. Может быть, пришло время заказывать одежду у собственных портных?
Елена Пустовойтова