ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Сегодня Музей городской скульптуры открывает после капитальной реставрации Лазаревскую усыпальницу. Небольшая кирпичная пристройка к деревянной, позже разобранной, Благовещенской церкви была возведена в 1717 году по приказу Петра I над местом захоронения его любимой сестры царевны Натальи Алексеевны. В последующие годы усыпальница перестраивалась и расширялась, до нашего времени дошла в постройке 1836 года по проекту архитектора Л. Я. Тиблена.
Лазаревская усыпальница дала название кладбищу, где располагается некрополь XVIII века, она и находится в его старой, «петровской», части. Предыдущая реставрация проводилась после войны в начале 1950-х годов. Затем если и случались ремонты, то небольшие.
Кровля здания протекала, по фасадам ползли трещины. Деревянные балки перекрытий требовали замены. Кроме того, в войну туда попал снаряд. Зданию требовался и новый дренаж, оно стоит на берегу реки и «сползает» к воде.
Реставрация длилась два года и была непростой. К фасаду здания примыкают большие настенные мемориальные памятники. Их пришлось частично демонтировать и укрывать. Сейчас фасады отреставрированы, кровля покрыта медными листами, по старинным рисункам и фотографиям воссоздан и установлен над усыпальницей крест. Внутри отремонтированы стены, пол, потолок, обеспечен необходимый зданию температурный режим, система охраны.
Деньги на реставрацию памятника выделил город, проявив тем самым почти в прямом смысле «любовь к отеческим гробам». В Лазаревской усыпальнице покоятся петербуржцы, оставившие след в отечественной истории. Экспозиция сложилась естественным путем. Можно сказать, ее куратором стал Петр I. Идея создания пантеона принадлежит ему. Он хотел, чтобы память о выдающихся личностях сохранялась.
Усыпальница хранит память о людях петровского и пушкинского времени. 93 памятника - уникальная коллекция русского мемориального искусства.
В трех минутах ходьбы от шумного Невского проспекта можно попасть в другую эпоху. На каменном полу одна к одной памятные доски, мемориальные порталы на стенах. Здесь надо ходить не торопясь, рассматривая и читая эпитафии.
Первое, что бросается в глаза, - роскошные золоченые саркофаги, место семейного захоронения графов Шереметевых. Памятники основателю рода - Борису Петровичу Шереметеву, герою Полтавы, первому фельдмаршалу России, графине, бывшей крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой-Ковалевой, ее супругу Николаю Петровичу и их сыну Дмитрию Николаевичу Шереметеву, который стал заказчиком последней перестройки усыпальницы. Надгробия Шереметевых с декоративным орнаментом, гербами и регалиями - превосходная работа немецких мастеров конца XVIII века.
У восточной стены погребен Иван Ганнибал, двоюродный дед Пушкина. На его памятнике из разноцветного мрамора герб с изображением африканского слона и девизом, по преданию, данным Петром Великим его арапу Абраму Ганнибалу.
О войне 1812 года напоминает деревянный с золочением памятник командующему русской гвардией, герою Бородина, Федору Уварову, завещавшему большую сумму на строительство Нарвских триумфальных ворот. В усыпальнице находится памятник вдове Кутузова - Екатерине Ильиничне и его дочери Елизавете Хитрово.
Большая часть надгробий оказалась под этими сводами при захоронении. То, что было привнесено в далекие 1920-е годы из других мест, давно прижилось. К примеру, памятник государственному канцлеру Кочубею.
Проходных, случайных захоронений здесь нет, все заслуживают внимания. В тексте, в декоре надгробий - стремление показать ценность человеческой жизни, ее неповторимость. Трогательная надпись на маленькой доске повествует о малютке Пелагее, «утешавшей родителей семь месяцев и три дня».
В этих стенах многое связано с Пушкиным. Здесь можно прочесть фамилию графини Марии Нессельроде, считавшейся злейшим врагом поэта. Граф Григорий Строганов, находившийся в родстве с Гончаровыми, получил опеку над детьми Пушкина после его гибели.
Даже беглый осмотр памятников Лазаревской усыпальницы воскрешает в памяти страницы отечественной истории. Сюда можно прийти с экскурсией и в одиночку. Для посетителей издана карта-схема усыпальницы. Музей ищет спонсоров для создания аудиогида.