Иеросхимонах Евгений (Дурново) был сыном генерала и находился в родстве с министром внутренных дел (1889-1895), председателем Комитета министров Российской империи (1895-1903)Иваном Николаевичем Дурново (1834-1903). Сам был военным и в чине поручика участвовал в обороне Севастополя 1853-1855 годов. Был высокообразованным человеком и владел несколькими языками.
После отставки с военной службы поступил в Николо-Угрешский монастырь в России, где был пострижен в монахи и рукоположен в иеромонаха. Был учеником и келейником архимандрита Пимена, настоятеля Николо-Угрешского монастыря, а впоследствии был благочинным, уставщиком и регентом.
Приехал на Святую Гору Афон в конце 1876 году паломником, но начавшаяся Русско-турецкая война не позволила ему вернуться домой.
Так Промыслом Игумении Афонской отец Евгений остался в Ее Уделе, на Святой Горе Афон. Здесь поселился он в отшельнической каливе в Кавсокаливском скиту.
Краткую историю его жития на Афоне передает нам отец Денасий (Юшков): «В недавнее время тут же, в Кавсокаливе, безмолвствовал с учеником некто отец Евгений, иеромонах Угрешского монастыря, и уже много лет посильно подвизавшийся на Святой Горе. Но после некоторых неудобств, причиненных его душевному миру, он продал свою келлию, а полученную за нее сумму всю целиком украл у него ученик, который скрылся затем неизвестно куда. Теперь [в 1889 году] он отшельничествует на Капсале в небольшой каливе, находящейся в очень безлюдном месте. При ней небольшой виноградник, несколько деревьев черешни и одна смоковница. На Афоне он не литургисал, жил очень скромно». Последние годы своей жизни отец Евгений провел на келлии святых Архангелов на Капсале.
Отец Евгений активно сотрудничал с библиотекарем Русского Свято-Пантелеимонова монастыря отцом Матфием, помогал ему в собирании древних книг и рукописей, давал ему советы по издательскому делу и переписывался с ним по духовным вопросам.
Проявляя крайнее смирение, он в одном письме называет себя бездельником, на что отец Матфий в ответном письме, видимо, с этим не был согласен. И тогда отец Евгений в следующем письме объясняется, что он имел в виду: «Дело-то это давно уже испытано, главная причина, конечно, недостаток иноческого капитала - блаженного смирения, привычка к распорядительной части и в миру, и в монастыре, да трудненько не служащему попу, да еще старику тянуться с молодыми людьми на послушаниях... Искательности я не подвержен, благодарю Бога, хотя и получил уже на Афоне не раз приглашения на настоятельские места в России, но, зная свои немощи и помня совет святых отцов (святого Варсонуфия Великого), что «немощному несть иной стези ко спасению, кроме бегства и смирения», я уклоняюсь от почестей, а нахожу удобнее пресмыкаться под спудом смиренномудрия».
Конечно, отец Евгений далек был от безделья, он ежедневно исполнял строжайший келейный канон, при этом занимался своим огородом и хозяйством. Хотя он тщательно скрывал свои подвиги, но о строгости его жизни ходило по Афону много слухов. В одном из своих последних писем к отцу Матфию старец пишет: «Частые недуги и немощи напоминают о приближающейся старости и за ней и смерти. А я еще не готов к достойной встрече сей гадкой гостьи. Помолитесь Матери Божией о немощном анахорете, да дарует мне Господь, по молитвам Пречистыя Своея Матери, сподобиться христианской кончины и улучить благий конец живота, от которого зависит и все и вся».
Преставился отец Евгений 25 января 1893 года в своей каливке и был погребен на кладбище русского Андреевского скита.
Использованы материалы из книги: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012