Какой он, преподобный Паисий Святогорец?

0
289
Время на чтение 6 минут

13 января 2015 года старец Паисий, чьи поучения очень любимы православными христианами в России, Священным Синодом Вселенского Патриархата причислен к лику святых Православной Церкви

«Хочу оставить монаха»

Преподобный Паисий родился в 1924 году в семье, из которой происходил еще один греческий святой - преподобный Арсений Каппадокийский. Он и дал будущему старцу имя при крещении - Арсений. Родители хотели назвать ребенка в честь деда - Христос. Однако преподобный Арсений сказал: «Хорошо, вы хотите оставить кого-то, кто пошел бы по стопам деда. А разве я не хочу оставить монаха, который пошел бы по моим стопам?».

Уже в детстве Арсений был уверен в своем будущем пути. Когда его спрашивали, кем он станет, когда вырастет, он с твердостью отвечал: «Монахом». В школьные годы он много читал Священное Писание и жития святых, собрал целую коробку житий.

Даже если Он был просто Человеком...

Старец Паисий вспоминал один эпизод из своего детства: «С одиннадцатилетнего возраста я читал жития святых, постился и совершал бдения. Мой старший брат отбирал у меня жития и прятал их. Но ему не удалось добиться своего. Я уходил в лес и продолжал читать. Тогда один из друзей моего брата, Костас, сказал ему: "Я тебе его исправлю".

Костас пришел к нам в дом и начал рассказывать мне теорию Дарвина. Тогда я поколебался и решил: "Пойду помолюсь, и если Христос - Бог, то Он явится мне, чтобы я перестал колебаться в вере. Он даст знак - тенью, голосом или чем-то подобным". Э, настолько в те годы у меня хватало ума. Уединившись, я начал класть поклоны и молиться несколько часов подряд. Но я ничего не увидел и не услышал. Совершенно выбившись из сил, я остановился. Тут я вспомнил одну сказанную Костасом фразу: "Я признаю, что Христос был Человеком выдающимся - праведным, добродетельным. Его соплеменники позавидовали Его добродетели и осудили Его на смерть". Тогда я решил: "Раз Христос был таким, то - даже если Он был просто Человеком - Его стоит полюбить, послушаться и принести себя в жертву ради Него"».

Связь с главштабом и с Богом

Когда в Греции началась гражданская война, Арсений был призван в действующую армию, где служил три с половиной года радистом.

Он вспоминал: «Однажды наш полубатальон попал в окружение, против нас было больше тысячи мятежников. Мы окопались за скалами, которые представляли собой как бы естественное оборонительное сооружение.

Я присоединился к ребятам, стал носить ящики с боеприпасами, а в промежутках бегал к рации, пытаясь соединиться с главным штабом. После многих попыток я установил связь и сообщил, что мы находимся в опасности. На следующий день, когда мятежники приблизились к нам так близко, что мы уже слышали их брань, - прилетела наша штурмовая авиация и разбила их в пух и прах».

Старец рассказывал об этом случае тем, кто спрашивал его о том, какую пользу приносят людям монахи, отдалившиеся от общества. «Монахи - это радисты Церкви. Если своей молитвой они устанавливают связь с Богом, то Он спешит на помощь и помогает более действенно. Лишний одиночный выстрел погоды не сделал, а вот когда прилетела авиация - это решило судьбу сражения».

Агнец трепещет, как живой ягненок

После службы в армии Арсений впервые посетил Афон. Однако пробыл там недолго - только измучился в поисках наставника и вернулся к семье по просьбе отца, которому в то время было сложно справляться с хозяйством после женитьбы старшего сына.

От родных он не скрывал, что от монашеского пути не отказался. Но говорил им, что остается в миру от того, что еще не готов к монашеству - чтобы близкие не переживали из-за того, что исполнение его желания задерживается из-за них.

В марте 1953 года Арсений вновь отправился на Афон и оказался в монастыре Эсфигмен.

Старец рассказывал об одном переживании того времени: «Я помогал в церкви, неся послушание пономаря во время всенощных бдений. Однажды, стоя в алтаре, я наблюдал за совершавшим проскомидию священником. Когда священник произнес слова "жрется Агнец Божий", я увидел, что Агнец на дискосе трепещет, как живой ягненок, которого режут. Разве мог я после этого случая дерзнуть еще раз приблизиться к священнику во время проскомидии! Из этого видно, что Таинство начинается еще с проскомидии, что бы там ни говорили некоторые»...

27 марта 1954 года послушник Арсений принял рясофорный постриг с именем Аверкий.

У Бога Свой план

Отец Аверкий искал уединения. После Эсфигмена он жил в монастыре Филофей, где был пострижен в мантию с именем Паисий.

Он пытался уйти дальше от людей. Даже однажды договорился с лодочником, который должен был отвезти его на пустынный остров. Но лодочник почему-то не выполнил обещания и не пришел в оговоренное время...

Еще раздумывал о том, чтобы стать послушником у старца в отдаленном скиту. Однако и этого не получилось: тот старец скончался. Отец Паисий потом говорил: «Какая же меня ждала беда, если бы я перешел к отцу Петру! После его кончины я остался бы один и без тормозов бросился бы в аскезу. Что бы сделал со мной диавол!».

Старец Паисий затем и вовсе оказался вдали от Афона - в монастыре Стомион: «Я хотел одного, но у Бога был Свой план. Однако впоследствии оказалось, что я перешел туда главным образом для того, чтобы помочь восьмидесяти совратившимся в протестантство семьям вернуться в Православие».

Садик Божией Матери

Отец Паисий, еще будучи в армии, дал Богоматери обет потрудиться на восстановлении Ее сгоревшей обители. «Я думал, что поскольку стал монахом, то Божия Матерь не взыщет с меня исполнения этого обета. Но, видно, Она этого хотела»,- рассказывал он.

Старец называл Стомион «садиком Святой Богородицы» в напоминание о саде Божией Матери - Святой Афонской Горе.

Пречистая Дева не оставляла попечения о старце. Он вспоминал: «Когда заливали бетон, пришли помочь семьдесят человек. Неожиданно, в самый разгар работы, мастера говорят мне: "Не хватает двадцати мешков цемента". Что тут делать? Я оказался в трудном положении. "Оставлять работу недоделанной нельзя",- говорят мастера. Я поспешил в церковь, зажег свечку и на коленях стал просить Божию Матерь о помощи. Потом вернулся к мастерам и велел им продолжать заливать бетон, не убавляя количества цемента в растворе. А когда мы закончили, у нас осталось еще пять лишних мешков цемента!».

В Стомионе отец Паисий пробыл до 1962 года и отправился оттуда на Синай, закончив восстановление обители и сделав, пожалуй, главное дело в этом месте - изгнал оттуда протестантов, которые одно время стали очень активно проповедовать и увлекли за собой жителей близлежащих селений.

Если же у тебя нет друзей святых, то дружи с дикими животными

На Синае старец переселился в келью святых Галактиона и Епистимии, которая отстоит от монастыря на расстоянии чуть меньше часа пешего пути.

О жизни там он рассказывал так: «Пустыня избавляет человека от страстей. Если ты отнесешься к пустыне с почтением и подстроишь себя под нее, то она даст тебе прочувствовать свое утешение.

Я дружил с двумя куропатками. Птицы прилетали посидеть со мной за компанию и меня утешить. Куда бы я ни шел, они - слыша мои шаги - прилетали и садились рядом.

У диких животных я нашел больше любочестия, чем у многих людей. Лучше дружить с животными, чем с людьми мира сего. Если - после Бога - ты хочешь иметь истинного друга, то подружись со святыми. Если же у тебя нет друзей святых, то дружи с дикими животными».

О пользе мучения

В конце 1966 года отец Паисий перенес серьезную операцию - ему удалили долю левого и небольшую часть правого легкого, в которых было много воспалительных очагов. Операция длилась около десяти часов с сильным кровотечением, которое врачи никак не могли остановить. Хирургическое вмешательство дало осложнение на глаза - зрение в левом сильно упало.

Но и тут старец увидел только повод благодарить Бога: «Эта болезнь принесла мне большую пользу. Раньше, читая в Священном Писании о Страстях Господних, я воспринимал это просто как исторический факт. И о мучениях святых - также. Отныне же я буду им сопереживать, потому что и самому мне довелось пережить небольшую боль. Вот уже двадцать пять дней, как я не могу прийти в себя от страданий».

Не Христос ко мне, а я к Нему

Так каким же был преподобный Паисий? Его житие не уместить в небольшую статью - огромный том написан и издан. И даже самых ярких эпизодов всех не пересказать.

Приведу один из последних - перед самой кончиной, в июле 1994 года.

С трудом и страданиями (у старца был рак, давший метастазы в печень), но самостоятельно преподобный приходил в храм причащаться. Когда ему предлагали, чтобы священник причащал его в келье, он отказывался, говоря:

-  Не Христос должен идти ко мне, а я к Нему.

Наверно, это и есть главный ответ на вопрос, каким он был. Всё время стремящимся ко Христу.

Просто? Обычно? Так про всех святых говорят? Наверное. Святые - очень простые люди. Они просто идут к Нему. Только этот простой путь надо выбрать и никуда не сворачивать. Несмотря на то что у Бога может быть Свой план, а не наш. Несмотря на лишения, трудности и страдания.

Преподобный Паисий Святогорец смог, и мы можем, знакомясь с ним через книги, молясь ему, что-то понять. Понять эту сложную простоту выбора.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 1 (525)

Александра Родионова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/kakojj-on-prepodobnyjj-paisijj-svyatogorec
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 19:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30