13 января 2015 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял историческое решение о канонизации старца Паисия Святогорца. Для многих православных людей он был святым еще при жизни. С ним связано множество чудес. Об одном из них хочется поведать благосклонным читателям.
Эту историю я слышал от одного греческого шофера (звали его, кажется, Янисом). Он рассказал мне ее в 1997 году в Фессалониках, когда мне довелось сопровождать в качестве переводчика архимандрита Панкратия, ныне епископа.
Янис рассказал мне следующее.
«Я много слышал об отце Паисии при жизни, о его наставлениях и чудесах, но все как-то не мог выбраться к нему в монастырь Суроти. Всегда что-то мешало и всегда находилась причина отложить эту поездку. И вот вскоре после кончины старца я заболел радикулитом, заболел очень тяжело. На время пришлось оставить даже работу. Понятно, что это означало для моей семьи - грядущую нищету».
И вот как-то раз я вижу сон. Вижу, что к моей кровати подходит старец Паисий, (я знал его лицо по фотографиям) берет меня на руки и куда-то несет. Он приносит меня на довольно высокую гору, на вершине которой находится прекрасный византийский храм. Он вносит меня в храм и осторожно полагает у амвона. На этом я проснулся.
Проснувшись, я попросил моего друга, который много рассказывал мне о старце Паисии, отвезти меня в Суроти. Ехал я с большим трудом, едва сдерживая стоны. Когда мы подъехали к обители, я был потрясен. Передо мной возвышалась гора, а на ней находился величественный храм - точь-в-точь напоминавший тот, который я видел во сне. С большим трудом я дошел до обители, вошел поклониться в храм, а затем - на могилку старца. И когда я с огромным трудом поклонился перед крестом, под которым лежало его честное тело, свершилось чудо. Боль покинула меня, и я стал совершенно здоров как прежде. Вот молитвами старца Паисия тружусь до сих пор».
Этот рассказ вспомнился мне, когда стала известна радостная новость о прославлении старца Паисия в лике святых. И это не единственное известное мне чудо, связанное со старцем Паисием. Но об этом - в следующих публикациях.
Христос Пантократор, апостол Иоанн Богослов и преподобный Арсений Каппадокийский. Мозаика над входом в исихастирий св. Иоанна Богослова и прп. Арсения в Суроти.Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
И еще. Решение Священного Синода Константинопольского Патриархата - благой пример и для нас. Не стоит дожидаться пятидесяти и более лет для прославления того или иного подвижника благочестия, если его жизнь и чудеса очевидны. Примеры тому - прославление святителей Василия Великого, Амвросия Медиоланского и Григория Паламы. И отрадно, что старца Паисия причислили к лику святых, когда ещё живы те, кто видели его святую жизнь и чудеса, слышали его наставления, ведь его святость может быть подтверждена не книгами и документами, а самовидцами. К сожалению, я не знал великого старца, но Господь сподобил меня общаться с его самовидцами, в том числе и с некоторыми из старшей братии Синайского монастыря, которая свидетельствовала о его самоотверженном подвижничестве, о том, что он жестко ограничивал себя в пище и воде, несмотря на тяжелейшую легочную болезнь, и при этом являл великое терпение в возложенных на него послушаниях, незлобие и сердечность. И, слава Богу, что теперь мы можем молитвенно взывать: «Преподобне отче Паисие, моли Бога о нас!».