Увидеть ангела

0
227
Время на чтение 5 минут

Не так давно православный кукольный театр «Виноград» стал обладателем гранта «Православная инициатива». А что значит «инициатива»? Дело было перед Рождеством 2004 года... В Петербурге на Свято-Иоанновских богословско-педагогических курсах встретились первокурсники. Ходили на лекции, учили догматику и нравственное богословие, на переменах пили чай. Руководство курсов предложило студентам поучаствовать в организации рождественского праздника для детей. Собралась инициативная группа, и оказалось, что среди них есть музыкант-гусельник, рукодельники-кукольники и даже режиссёр кукольного театра. Староста курса предложил показать на празднике настоящее вертепное действо. Сказано - сделано. Изготовили куклы, сделали вертепный ящик, и на свет появилось вертепное представление «Царь Ирод». Премьера состоялась сначала для слушателей курсов, а затем и для детей. Спектакль так понравился, что коллектив, с его рассказом о рождественских событиях, стали приглашать в школы, детские дома, больницы.

Курсы давно закончены, но дело, объединившее разных людей, оказалось столь нужным, что они до сих пор не расстаются, образовав кукольный театр. В планах театра - постановка новых представлений по евангельским и житийным сюжетам, выпуск дисков с записью спектаклей, издание сценарных сборников. А на полученный грант был создан спектакль по притче о блудном сыне. О том, как зрители его приняли, читателям нашей газеты решил рассказать один из актёров театра.

*       *       *

Трое юношей в арестантских робах помогают нам нести ширмы, чемоданы с куклами, деревянный скелет декораций. Они идут впереди. Бритые затылки ребят выглядят по-детски. Чуть позднее с удовольствием отвечают на вопросы, тщательно выбирая слова. Интереса к спектаклю почти нет - «официальное мероприятие»; им, скорее, хотелось бы просто поболтать с новыми людьми, столь редкими в заключении. И хотя мало кто из них задерживается здесь более одного года, впечатление, что мы давно знакомы. Это наш седьмой сезон выступлений в колонии. Всё вроде бы похоже, даже выражения мальчишеских лиц, но привыкнуть, наверное, невозможно. Здесь другой мир и другой зритель...

Иногда во время спектакля из-за ширмы удаётся понаблюдать за теми, кто приходит в актовый зал, скорее, неохотно, строем, по приказу - и не верится, что это заключённые. Многие выглядят совсем детьми, но есть и ребята постарше, почти мужчины. Увлёкшись происходящим на сцене, они мгновенно теряют напускную уверенность или робость, перестают играть свои собственные тяжёлые роли. Полуоткрытые рты, вытянутые шеи, внимательные блестящие глаза. А ведь, казалось бы, уж точно не до кукол этим юношам в казённых пиджаках...

Два спектакля миссионерского кукольного театра «Виноград» из Санкт-Петербурга стали традиционными для Колпинской воспитательной колонии. Это «Звонки бубны за горами» (по мотивам евангельской притчи о блудном сыне) и «Рождественский дед» (по сказке «Морозко»).

«Звонки бубны за горами», конечно, про них. Но и про нас - артистов, случайных гостей, да и про сотрудников колонии. Человек всегда в пути - либо бежит от Отца к страданию и разочарованиям, либо возвращается в Отчий дом за любовью и милосердием. Об этом спектакль. И на какое-то время все в зале становятся беззащитными перед кукольными образами Ангела и отца, тоски и радости, злобы и страсти. И каждый в зрительном зале сопереживает уже не куклам, а себе, себе самому. Это чувство христианского равенства отверженных подростков с теми, кто живёт по ту сторону колючей проволоки, - один из главных смыслов наших выступлений в колонии.

С окончанием спектакля ребята словно просыпаются. Разговаривая с артистами, они ещё легко произносят слова, которым в их теперешней жизни места нет: любовь, милосердие, благодарность, прощение. Но уже немного смущены и постепенно, прямо на наших глазах, возвращаются к настороженности и цинизму. Время спектакля можно сравнить с коротким отпуском этих подростков в полузабытый мир доверия и детской чистоты.

«Рождественский дед» - другие акценты, этот спектакль более волшебный, лёгкий, музыкальный. Необходимо ввести зрителя в праздник Рождества Христова, в чудесную атмосферу предвкушения встречи со Спасителем, а затем рассказать о подарках, которые каждый приносит в своём сердце на эту встречу. Плохие и хорошие поступки пусть по-детски наивно, но твёрдо и наглядно разделены; каждый поступок по достоинству становится булыжником или драгоценным камнем. Простая и понятная мысль о том, что любые наши действия не исчезают бесследно, но преподносятся невинному Младенцу, удивляет ребят в зрительном зале.

Важно напомнить подросткам на языке кукольного театра о существовании чёткой грани между «хорошо» и «плохо», что она, эта грань, незыблема и независима от времени и что с мыслью об этой грани человек должен жить. К сожалению, мир сегодня и сам не имеет твёрдых представлений о добре и зле, а потому, наверное, многие из мальчишек испытывают в заключении не раскаяние, а досаду. И не слышат своих ангелов-хранителей.

Ангелы участвуют во всех спектаклях кукольного театра «Виноград». Однако задачи у них разные. В балаганном действии «Звонки бубны за горами» Ангел песней открывает зрителю красоту Божьего мира и, после испытаний сам оставаясь невидимым для главного героя, любовью обращает сердце несчастного к отчему дому.

А вот в «Рождественском деде» ангелы-хранители говорят со зрителями напрямую, именно они превращают поступки своих маленьких «подшефных» героинь в драгоценности или в самые обычные камни.

Разговор артистов со зрителями после финальной песни - необходимая часть спектакля. И оказывается, что даже те, кто не верит в Бога, убеждены, что ангелы-хранители есть. Как и персонифицированное зло. Совсем короткий, но тяжёлый, а порою мучительный опыт этих ребят открывает им существование рядом с собою каких-то важных сил, любящих и заботливых или свирепых и злых. Артисты театра «Виноград» в своих спектаклях дают этим силам имена.

Уходя, уже у огромных раздвижных ворот, спрашиваем пятнадцатилетнего мальчишку, помогавшего нам с декорациями:

- Понравился спектакль?

- Ангелы здоровски пели. Жаль, не видать ничего.

- Как это?

- А у меня зрение на правом минус два, а на левом - минус два с половиной.

- А очки где?

- Так окулист раз в год приезжает. В том ноябре я не попал, а в этом был, рецепт выписали. И чего, я с рецептом лучше видеть буду? Мать померла давно, а батя пьёт. Закурить-то не угостите?..

Это наш зритель. Немножечко услышал, чуть-чуть увидел, капельку почувствовал. И слава Богу.

Если пригласят, театр «Виноград» на следующий год снова приедет в Колпинскую воспитательную колонию, как и раньше, с двумя спектаклями.

P.S. Возвращаясь, молча смотрим из окон автобуса, а вдоль Московского проспекта сияет новогодняя иллюминация и реклама модной оптики: Louis Vuitton, Matrix, Dolce & Gabbana.

Владимир БОВКУН

http://www.rusvera.mrezha.ru/723/6.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Книга о допотопной истории человечества
Новый комментарий от Павел Тихомиров
29.01.2025 19:52
Возможный план перемирия на Украине
Новый комментарий от РОНОЛ
29.01.2025 19:37
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Константин В.
29.01.2025 19:19
Сопротивление экклезиоморфному «кентавру»
Новый комментарий от Рабочий
29.01.2025 19:12
Болезнь этноса
Новый комментарий от Русский Иван
29.01.2025 17:56
Где моя деревня, где мой дом родной?..
Новый комментарий от Русский Иван
29.01.2025 17:35
Оккупация начинается с музыки
Новый комментарий от Русский Иван
29.01.2025 17:17