itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Живая история

0
412
Время на чтение 4 минуты

Есть такая притча. Идёт по улице священник, улыбается. Навстречу - другой представитель духовенства, смотрит сычом на коллегу и говорит: «Вместо того чтобы плакать о грехах, утешать обиженных и говорить правду в лицо власть имущим, он радуется чему-то! Вот за это нас и не любят». Услышал это священник-оптимист, остановился, посмотрел внимательно на ворчуна и говорит: «Да, действительно, это так печально, что тебя не любят!»

Надо признаться, что изначально притча иначе звучит, но я её несколько приспособил к ситуации, которая на днях явила себя в сети.

Известный патриотически настроенный священник и писатель Александр Шумский выложил на «Русской народной линии» свою заметку под заголовком «Наступает время Евангелия!».

«В минувший понедельник обрушился рубль, и этот понедельник, конечно, тут же назвали "чёрным", - пишет он. - А я назвал бы его светлым... Нам, православным, разве можно унывать от ухудшения материальных условий жизни?! Радоваться надо, что Господь помогает нам начать жизнь по Евангелию. А иначе невозможно спастись. Нигде ведь в Евангелии нет и намёка на то, что верные будут жить комфортно. Начнём глубже и лучше молиться, похудеем, ум очистится, глаза прояснятся».

На что протодиакон Андрей Кураев язвительно отвечает: «Трудно подобрать более точную иллюстрацию к марксистскому тезису о Церкви как о прислужнице любой власти, задачей которой является удержание людей от естественного чувства протеста и возмущения через напоминание им об "иных мирах". Ведь можно встать рядом с обиженным человеком и сказать "я разделяю твою боль" и потом перевести его взгляд на Иное. Но здесь просто какое-то торжество от того, что кому-то стало труднее жить. Ничего человеческого...»

Да, тезис о. Александра не бесспорный: многих знаю, которых кризис заставит не больше молиться, а больше бегать-суетиться в поисках дополнительного приработка. Но своя правда в его словах, несомненно, есть: ещё чаще приходится наблюдать, когда сытость ведёт к полному духовному омертвлению. Любому христианину очевидно, что внешние лишения могут способствовать внутреннему выбору человека в пользу свободы, но могут и закрывать этот путь. Но всё же: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5, 13).

Правда Божия глубока и многогранна. Как известно, «человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих». Священник говорит об аскетической стороне евангельской свободы - странно его упрекать в том, что он не говорит обо всём сразу. Ещё более странно то, что призыв использовать экономические трудности в качестве трамплина для духовного очищения объявляется угодничеством перед властью.

Свою заметку диакон озаглавил: «Вот за это нас и не любят» - имея в виду духовенство. В действительности-то священник должен быть не только психологом, но и проводником - неслучайно духовенство символически во время крестного хода идёт впереди, а не среди паломников. Если же говорить о том, за что церковнослужителей не любят, так это за брюзжание, конфликтность, угрюмость, неумение радоваться, находить во всём Божий Промысл. Как раз то, чем в последнее время страдает оппонент о. Александра.

Эту историю я вспомнил здесь, потому что в последние дни уходящего года пытался ответить себе: какое главное ощущение у меня от полного событиями 2014-го? Наконец, понял: это уже подзабытое ощущение Живой Истории. Как часто слышали мы про «судьбоносные перемены», с детства помню фразу «исторические решения съезда КПСС» и т. п. А вот чувство истории, вершащейся у тебя на глазах, проходящей сквозь тебя, было только в конце 80-х - начале 90-х. После этого почти на четверть века, несмотря на множество перипетий, история словно увязла в болоте, сделалась «просто жизнью». И вот теперь (в том числе и через события в Новороссии) властно напомнила, что мы живём в мире, когда выбор нужно делать самому и постоянно. И главное - за этот выбор отвечать.

Конечно, не дай Господь, чтобы вернулись времена начала 90-х. Да в воду истории вступить дважды и невозможно - в том случае, если усвоены её уроки. А кое-какие уроки мы всё же усвоили: не заметно у моих соотечественников стремления «кровью врагов обагрить» или «раздуть пожар мировой, церкви и тюрьмы сровнять с землёй».

Среди многих талантов русского народа главный - это талант внутренней свободы, дарованный Богом. От того, сможем ли мы, как народ, этот талант преумножить, зависит наша вечная судьба. Но уже усвоили мы, что через бунт и разрушение свободу не умножить.

Мир пытается убедить нас: чем ты богаче, тем свободней. И влечёт не только нас, но все народы широким путём: через приращение богатства - к власти: кого-то над вещами, кого-то над умами, кого-то над судьбами. Многие европейские народы уже по пояс, по грудь вросли в эту потребительскую цивилизацию. Россия, казалось бы, тоже начала погружаться в эту бесплодную трясину, но вот не сложилось. Как это уже не раз случалось в нашей истории - в какой-то момент, когда цивилизаторы, слуги духа мира сего уже потирали руки, видя, как ослабела наша воля идти узким путём. Но тут Господь властно перевернул будни, напомнив о смыслах, о нашем христианском предназначении, - это и есть то самое ощущение Живой Истории, о котором я говорил. Ведь она и отличается от прозябания тем, что совершается на путях Божиих. У этих путей есть своя тактика: сначала Господь укрепляет силы, воодушевляет (победа на Олимпиаде, возвращение Крыма) и лишь потом подводит к жёсткому выбору под названием «кризис». Руками иных народов - и братских, и чужих - нас ставят перед главными вопросами жизни: кто мы, зачем нам вручены самые богатые и обширные земли на этой планете, в чём наша миссия... Хотя кризис предполагает вовсе не сладкие лекарства, иногда очень сильные (вроде угрозы новой мировой войны), но они важны для выздоровления.

Бог не покушается на нашу свободу, Он только даёт ей верное направление. Вот в связи с валютным кризисом наполовину уменьшилось количество туристов за границу. Стали ли мы менее свободны в передвижениях? Не шанс ли это лучше познать свою родину? Вот почти вдвое обесценился рубль, но стала ли страна от этого беднее в два раза? Нет, конечно. Ведь для государства богатство - это не деньги, а его народ, хозяйство, земля, недра, исторические ценности. Зато ситуация позволяет нам, наконец, начать борьбу за свободу национальной экономики от паразитов - международных ростовщиков и спекулянтов. Уменьшение потока нефтяных денег может заставить чиновников освободить настоящее трудовое предпринимательство в стране. А может и не заставить... Бог предоставил нам шанс. Остальное зависит от нас.

Игорь ИВАНОВ

http://www.rusvera.mrezha.ru/722/2.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Иванов
Путь расслабленных
О причинах и следствиях отказа освящать оружие
08.06.2021
О достоинстве личности и любви
Беседа с вятским священником Александром Балыбердиным, автором книги «Буковый лес»
31.10.2016
Все статьи Игорь Иванов
Последние комментарии