Афонский старец Пантелеимон (Прохоров)

0
379
Время на чтение 9 минут
Афонский старец Пантелеимон (Прохоров)3 января 1884 года на 74 году жизни в селе Костычи, Сызранского уезда, скончался основатель Костычевской Смоленской женской обители старец Пантелеимон (Прохоров). Постриженник и ученик старцев Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, он, по возвращении в родные края, более 40 лет подвизался в уединении, посте и молитве, а в последние годы жизни приступил к устроению в селе Костычах женской монашеской обители. После богоборческой революции, в 1920-е гг., монастырь был уничтожен советской властью. В наше время обитель вновь восстанавливается. А в апреле 2004 г. были чудесно обретены мощи основателя обители старца Пантелеимона, от которых за последние годы произошло множество чудотворений и исцелений. В Самарско-Сызранской епархии глубоко чтут память афонского старца Пантелеимона как местночтимого подвижника.

Схимонах Пантелеимон (в миру Петр Савельевич Прохоров) был сыном крестьянина села Старые Костычи Сызранского уезда Симбирской губернии. Родился в 1811 году. С самого раннего детства мальчик любил посещать храм Божий и учить со слов матери и других людей молитвы. Любил слушать, когда читали священные книги, в особенности жития святых подвижников. Сам же читать не умел.

Юноша любил уединение и, когда его сверстники шумно играли во дворе, прятался то на чердаке, то на сеновале, то под кроватью и молился там с детской наивностью. Просил Боженьку, чтобы он поскорее пришел и изменил все вокруг: чтобы братья и сестры не болели, чтобы бабушки и дедушки не умирали, чтобы был всегда солнечный день и была бесконечная радость. Он каким-то особым чувством ощущал, что Бог Отец слышит его, и он, довольный, в этом радостном сознании невольно засыпал.

Так проходили часы, а его перепуганная родня искала мальчика. А когда находила, то прилично наказывала. Но он не мог уже жить без этой беседы с Господом и вновь и вновь искал встречи с ним наедине.

Отец его Савелий, как только юноше минуло 17 лет, женил его, не спрашивая на то согласия сына и против его желания, что впоследствии причинило ему немало горя. Петр покорно подчинился воле отца и противоречить ему не стал. Это было в 1829 году. С этого времени, как при жизни отца, так и после его смерти, он был примерным семьянином и работником. При этом он не изменил своей привычке уединяться и беседовать с Господом.

Петр был ревностным прихожанином своей сельской церкви. Его любовь к Богу возрастала с каждым днем, и вся мирская суета постепенно становилась ему невыносимой. Он каждую полночь вставал на молитву и горячо молился Богу сподобить его уединенной затворнической жизни, чтобы иметь возможность каяться и постигать любовь Божью. И вот Бог послал ему болезнь, да такую, что, видя его расслабленность и мучения, жена согласилась отпустить его в монастырь.

Уезжая на Святую Гору Афон, он заехал к боярыне Сопляковой, у которой имелась чудотворная икона Смоленской Божией Матери, которую Петр просил в дорогу, но боярыня отказала. После этого икона вдруг упала на пол. То же самое повторилось и ночью, и утром другого дня. Боярыня сочла это за знак Божий и отдала икону Петру. Во время своего последующего путешествия по святым местам он хранил икону в ранце на спине. Когда приходил на новое место или начинал новый путь, то вынимал ее из ранца, ставил перед собой и молился. Так он всегда начинал и оканчивал всякое дело.

Слава подвижнической жизни иноков Святой Горы Афон, где в то время в монастыре святого великомученика Пантелеимона подвизались многие русские иноки, давно влекла Петра. Но нескоро ему удалось прибыть на Афон. Вследствие политических замешательств выезд российских граждан в турецкие владения в то время был ограничен, а потому Петр около трех лет прожил в Одессе на Афонском подворье, собирая подаяния на монастырь. При этом он был энергичен как в сборе пожертвований, так и в усердии к молитве, посту и нестяжанию. Заведующий Одесским подворьем после трехлетнего испытания постриг его в рясофор с именем Пахомий.

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь

По прибытии на Афон, в Русский Пантелеимонов монастырь, отец Пахомий начал вести самую строгую иноческую жизнь. В храм приходил всегда первым и уходил последним, пищи вкушал мало, любил слушать чтение житий святых в трапезной, был крайне воздержан в общении с братьями и молча выполнял свое послушание.

У него была одна мечта - добиться того, чтобы богослужение в храме продолжалось в его сердце даже тогда, когда служба там заканчивалась. Он хотел, чтобы служба шла, и когда он трапезничал, и когда исполнял послушание, одним словом, беспрерывно. В многолюдном монастыре этого добиться было нелегко, но он старался довести до минимума необходимое для монастырской жизни общение с братьями. Его огорчало и удивляло то, как некоторые братья, только что стоявшие в храме с крайним благоговением, выйдя из него, с невероятной легкостью предавались суетным разговорам и моментально теряли прежнее благоговение. Он всеми силами старался бежать в келью, чтобы избежать таких разговоров.

Афонский старец Иероним (Соломенцов)

Вскоре его постригли в мантию с именем Пантелеимон. Тогда он еще более усугубил свои иноческие подвиги. Духовник Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне старец Иероним (Соломенцов) благословил ему творить в сердце непрерывную молитву, что точно соответствовало расположению его души. Он спал только три часа в сутки, остальное время старался беспрерывно творить Иисусову молитву в храме, в келье, во время послушания или трапезы. После семи лет такого подвига тонко чувствовавший его духовный настрой старец Иероним благословил отца Пантелеимона подвизаться в уединенной келлии в совершенном одиночестве. Счастью отца Пантелеимона не было границ. Вот, наконец исполнилась его давняя заветная мечта - полное уединение с Богом и постоянное предстояние перед Создателем.

Но Промысел Божий по отношению к нему был иной. Через год проживания на келлии его вызвал старец Иероним и сказал: «Гряди, чадо Божье, в Россию и обращай там раскольников. Здесь таких, как ты, много, а там нет! Место, где ты остановишься, там будет тебе и многим во спасение. Там ты построишь новую иноческую обитель и в ней окончишь дни свои».

Глубоко озадаченный, отец Пантелеимон повиновался благословению своего любимого старца и в 1849 году вернулся в Россию. Здесь, у окраины своего родного села Старые Костычи, сам построил себе келью-землянку и затворился там. Он никого не принимал и никому не отвечал, исключение делал только для своего духовника, который приходил к нему, чтобы исповедовать и причастить его Святых Таин. В келлию ему приносили пресный хлеб и кувшин воды.

В первое время еду ему приносила жена священника, а потом, по ее примеру, стали приносить и другие - тайно клали через маленькое окошко в сени. Двадцать лет безвыходно подвизался отец Пантелеимон в своей убогой келлии. Выходил он из нее только перед праздником Благовещения для того, чтобы исповедаться и причаститься в местном приходском храме Святых Таин. В келлии имел большой плоский гранитный камень, на который становился на молитву и который от продолжительного стояния и частых коленопреклонений сделался черным и как бы отполированным.

На этом камне всю ночь до самого утра, не засыпая, стоял он на молитве и клал земные поклоны. Во все время своих дивных подвигов, с 1840 по 1880-е годы, постели он не имел. Никто не видел, чтобы он когда-нибудь ложился спать. Но часто находили его около полуночи дремлющим стоя. Делал он это прислонившись спиной к печке и опершись на костыль. Поэтому многие думали и утверждали даже, будто он никогда не ложился спать. Только когда он достиг глубокой старости, телесные немощи заставили его ложиться на кровать, состоящую из голых досок. В головах вместо подушки лежал камень, покрытый кожаным ранцем. Пищу он вкушал не каждый день. Среду и пятницу проводил вообще без пищи, а в остальные дни ел пресный хлеб. Воду пил из колодца.

Афонский старец Пантелеимон (Прохоров)

Слава о подвигах афонского старца Пантелеимона распространялась по всей округе, и люди стали со всех сторон приходить к нему, ища утешения и духовной поддержки. Тогда подвижник, после двадцатилетнего уединения и подвигов, в 1869 году открыл двери своей келлии и с удивительным детским незлобием, простотой и кротостью стал принимать всех, кто нуждался в его помощи. Многие священники, а также образованные люди, видевшие его и разговаривавшие с ним, говорили: «В нем воистину обитает благодать Божия». Множество болящих, одержимых, бесноватых получило от него исцеление.

Особенной заботой старца стала борьба против раскольничества. Но борьба эта выражалась не в проповеди и обличении, а в очевидности его высокой христианской жизни. Видя его добрую жизнь, безграничную любовь к людям и чудесные исцеления страждущих, раскольники обращались и оставляли свои заблуждения. По возвращении домой они распространяли о затворнике добрую славу, и по примеру их все новые и новые люди приходили к отцу Пантелеимону и обращались в Православную веру.

Благодарный народ начал щедро жертвовать отцу Пантелеимону, и он решил создать на месте своего подвига обитель, но перед реализацией задуманного отправился в Иерусалим, чтобы там укрепиться в своем решении. «Девять месяцев, - рассказывал он впоследствии, - и днем и ночью я молился у Гроба Господня. В последнюю ночь, утром, я как-то задремал и вижу во сне, будто Ангел Господень спустился ко мне и дал мне ветку винограда. На ней три ягоды, крупные, продолговатые. Я одну съел сам, а две отдал митрополиту. В этот день меня постригли в схиму и нарекли Пантелеимоном».

После возвращения из Иерусалима отец Пантелеимон энергично приступил к строительству обители. Ничто не могло остановить его: ни препятствия, ни обиды, ни обманы. Он твердо шел к своей намеченной цели. Многие удивлялись, как этот неграмотный крестьянин без всяких средств мог осуществить такое трудное предприятие. Но благодать Божия творит чудеса, она преобразовывает человека полностью.

Отец Пантелеимон семь раз ездил в Петербург по делам обители и был представлен Государю Императору. Он посетил также Дивеевский женский монастырь, по образу которого и намеревался создать свою новую обитель. Одной из причин его намерения создания женской общины считали его стремление поместить туда свою бывшую жену и дочерей, что впоследствии было осуществлено.

Костычевская Смоленская женская обитель

Вначале он построил деревянную церковь в честь Смоленской Иконы Божией Матери, которая была освящена в 1869 году. После этого обитель, несмотря на многочисленные препятствия, стала быстро разрастаться. Многие девицы и вдовы пожелали поступить в новую обитель и поселились в построенных помещениях около храма. Старец дал им устав, и община зажила обычной монашеской жизнью.

Официально властями новая обитель была признана только 15 декабря 1883 года, за несколько дней до кончины старца. Продолжительные препятствия, несправедливость, ложные доносы, обманы, которые он встречал на пути обустройства монастыря, отец Пантелеимон переносил с христианским терпением и с удивительным детским незлобием. Никогда никого не винил в своих неудачах, ко всем был приветлив и с любовью принимал всех ищущих у него утешения. Получив первое известие об утверждении обители властями, он воскликнул: «Ну, теперь, слава и благодарение Богу, я могу уйти на покой и совсем удалиться от вас». Через несколько дней он почувствовал приближение смерти. А за две недели до своей кончины начал говорить всем: «Я скоро уйду от вас».

Схимонах Пантелеимон преставился 3 января 1884 года. Перед смертью старец начал учащенно творить на себе крестные знамения. Между тем рука его ослабевала все более и более. Когда он в последний раз положил на себя крестное знамение, то рука его бессильно упала на голову, и тотчас же он уснул вечным сном праведника. Кончина его была спокойной и безмятежной, как тихий сон. Так афонский постриженник и воспитанник положил начало в России монастырю, который стал местом спасения тысяч христиан.

Рака с мощами Афонского старца Пантелеимона (Прохорова)

В апреле 2004 г. по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия были чудесно обретены мощи старца Пантелеимона, от которых за последние годы произошло множество чудотворений и исцелений. Ныне мощи покоятся в храме Смоленской иконы Божией Матери г. Октябрьска Самарской области. На месте разрушенной большевиками в 1920-е гг. Костычевской Смоленской женской обители, устроенной старцем Пантелеимоном, ныне вновь возраждается женский монастырь.

Использованы материалы из книги: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

http://www.afonit.info/index.php/biblioteka/podvizhniki-russkogo-monastyrya/3849-afonskij-starets-panteleimon-prokhorov

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
05.02.2025 10:57
Божия Матерь остаётся Державной Владычицей нашей Русской земли
Новый комментарий от Александр Волков
05.02.2025 10:54
Конец экуменизма
Новый комментарий от Александр Волков
05.02.2025 10:34
«За Руиной приходит большая и сильная Россия»
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.02.2025 10:32
ТРАМПлин для Америки и освобождение Новороссии
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.02.2025 10:28
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от учитель
05.02.2025 10:05
«Нас заставляют совершить каноническое преступление»
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.02.2025 09:59