«Я смотрел на него как на святого»

Памяти архимандрита Иоанникия (Бэлана)

0
335
Время на чтение 10 минут

Архимандрит Иоанникий (Бэлан) Архимандрит Иоанникий (Бэлан)

7 лет назад, 22 ноября 2007 года, не стало замечательного румынского подвижника благочестия архимандрита Иоанникия (Бэлана). Он был прекрасным духовным писателем и поэтом, ревнителем чистоты Православия и ангельского, монашеского образа жизни. Отец Иоанникий был неутомимым собирателем сокровищ православной духовности, он записал и тем самым сохранил для истории сведения о жизни и подвигах множества современных румынских монахов святой жизни и издал уникальную для наших времен книгу «Румынский патерик». Если бы не отец Иоанникий, все эти душеполезные и подлинные истории канули бы в Лету. Именно благодаря ему и мы тоже получили возможность открыть для себя великих румынских старцев, оказавшихся столь близкими нашему сердцу. Двое из этих столпов Православия - старцы Клеопа (Илие) и Паисий (Олару) - были его духовными наставниками, самыми дорогими людьми. А третий - старец Иустин (Пырву) - был сподвижником отца Иоанникия в трудные годы безбожного лихолетья.

У отца Иоанникия была душа, с детства избранная и призванная Богом. Он с девятилетнего возраста полюбил монашескую жизнь, и его, мальчишку, часто можно было встретить то в Сихастрии, то в Нямце, то в Секу[1]; потому он и умел потом так хорошо разбираться в монашеской жизни. Батюшка более всего прилежал монастырю Сихастрия, где нашел себе самого теплого духовника, отца Паисия[2], который был его духовным наставником до последнего момента своей жизни.

После того как отец Паисий сомкнул очи, он взял себе в духовники отца Маркиана[3] из монастыря Бистрица, куда был сослан из Сихастрии в качестве некоей «епитимии». Его регулярно куда-нибудь отсылали, потому что он не был на дружеской ноге с некоторыми начальствующими особами из Сихастрии, не раболепствовал перед ними. Тогда наши держиморды сочли нужным перевести его в монастырь Бистрица, под наблюдение отца Киприана[4]. Здесь он провел около 19 лет, после чего вернулся в Сихастрию. Тут, в Бистрице, мы с ним близко узнали друг друга[5].

Как вам хорошо известно, жизнь отца Иоанникия была по большей части посвящена исследованиям и литературе. Он был неутомим. Много помогал ему православный поэт Иоанн Александру, духовником которого он был. Иоанн Александру часто приходил в монастырь Бистрица и оставался здесь на пару дней, иногда брал с собой двух-трех своих детишек, в другой раз приходил один, был очень простым, тащил за собой коляску с багажом. Трапезничал он с отцом Иоанникием; они вместе работали над «Румынским патериком», над «Духовными беседами», над описанием поездок, совершённых им с отцом Клеопой или отцом Викторином[6] на Запад, на Святую Землю, на Афон...

Неутомимым он был и в монашеской жизни. До 5 часов вечера работал и писал, собирал материалы. В 5 часов зал уже был полон паломников, и он начинал исповедовать. А исповедь продолжалась до 6 часов утра, без перерыва. В праздничные дни у него совсем не было времени на отдых, потому что сразу же надо было идти в церковь. После святой Литургии он снова начинал исповедовать...

Отец Иоанникий и отец Иустин
Отец Иоанникий и отец Иустин

 

Помню, как поздней ночью я шел к нему, и мы радостно перебрасывались парой слов. Он вынимал пару-тройку яблок, очищал от кожуры, и мы съедали их с куском хлеба, на бегу. Потом он снова начинал исповедовать или готовил материалы для Бухареста. Ему надо было закончить подготовку книг к печати - дело достаточно тяжелое. Тогда ведь не было как сейчас, с этими быстрыми приспособлениями, сверхсовременными. И вот таким и можно было увидеть его и в Бухаресте, и в Сихастрии, и в поезде, и в Пятра Нямце[7]... - и где только его нельзя было встретить!

Ему доставляло большое удовольствие пересказывать мне разговоры, которые у него были то с одними людьми, то с другими в поезде. Не знаю, как ему удавалось при этом еще и писать статьи в газету?! Хоть над газетами тогда и велся жесткий контроль, но всё-таки просачивалось как-то...

Я уже не говорю о том, что кроме писательского таланта у него был и ораторский дар; собеседником, советчиком он был непревзойденным. Какие проповеди он произносил в воскресные и праздничные дни! Верующие толпились, чтобы услышать проповедь отца Иоанникия! И до сегодняшнего дня люди несут ему свою христианскую любовь, питают великое благоговение к нему и постоянно приходят в монастырь Сихастрия. Поэтому в большинстве помянников о упокоении первыми значатся отцы Иоанникий, Клеопа, Паисий...

Он был прекрасным монахом... и подвижником, и исповедником; монахом с исключительными интеллектуальными данными. «Румынский патерик» ведь дошел и до библиотеки Ватикана...

Хоть он больше и занимался умственным трудом, но это не мешало ему быть и рачительным монахом-хозяйственником. Это был практичный человек, очень активный.

Он был путеводителем нашей православной жизни. Он поистине хранил трезвенный дух монашеской жизни Сихастрии.

В последнее время, последние пару лет, я был его духовником. И он, бедняжка, жертва гонений рода сего, словно лишился памяти в последний год жизни. И я был потрясен, когда увидел его в последний раз на одре болезни: когда я читал над ним разрешительную молитву незадолго до того, как он преставился ко Господу; я увидел в нем настоящего святого! У него было такое необыкновенное и светлое лицо, словно он говорил с ангелами!

Отец Иоанникий и отец Иустин
Отец Иоанникий и отец Иустин

И в гробу он сохранил на лице ту же душевную красоту, какую я знал у него и какую он забрал с собой на тот свет: хоть он уже и предал дух свой в руки Божии, но сохранил ту же стать душевную и телесную. Там, в своей раке, он словно говорил. Меня сильно впечатлила эта его красота, и я очень радовался, поскольку видел в нем истинного молитвенника пред Богом, на небесах, о жизни нашей монашеской.

И думаю, он даже превзошел многих самых преуспевших подвижников Сихастрии, поскольку прожил жизнь свою изгнанником под неусыпным надзором секуритате[8] - врага номер один румынского Православия. А ведь это немаловажно - сделать столько великих дел для Православия в подобных условиях, непрестанно видя перед глазами своими смерть. Даже потеря памяти произошла у него по злобному коварству того же врага - лишь бы замолкли боговещанные уста этого кладезя премудрости.

Бог да вселит его в селениях праведных, и да молится он и о нас!

Архимандрит Иустин (Пырву)
Atitudini

* * *

Могила отца Иоанникия Могила отца Иоанникия

Отец Иоанникий (Бэлан) - один из великих духовников, рожденных миру землей, освященной стопами подвижников монастыря Сихастрия. Родился он 10 февраля 1930 года в селе Станица Нямецкого уезда в семье простых верующих тружеников. По окончании коммерческого лицея в городе Роман юноша 4 ноября 1949 года решительно направил свои стопы к старинной монашеской обители - монастырю Сихастрия.

Он поступил послушником в монастырь Сихастрия Нямецкого уезда. Из всех монахов Сихастрии юный послушник выбрал себе в духовные отцы иеросхимонаха Паисия (Олару), под руководством которого он подвизался в усвоении истинного чина монашеского жительства. Также он был приближенным учеником отца Клеопы (Илие).

После монашеского пострига, совершённого 14 апреля 1953 года высокопреосвященным Севастианом (Русаном)[9], монах Иоанникий положил начало своему изрядному монашескому пути. Уже на второй день, 15 апреля, он был рукоположен во иеродиакона. В 1949-1971 годы отец Иоанникий проходил послушания кассира, бухгалтера, секретаря и гида монастыря Сихастрия. Начиная с 1955 года его периодически назначают произносить проповеди для богомольцев. Им отец Иоанникий станет известен как один из самых решительных духовных борцов с абортами и другими «обычными» грехами.

В 1971-1990 годах, когда коммунисты занимались бесконечными изменениями церковной жизни с целью ее подавления, отец Иоанникий подвизается в монастыре Бистрица Нямецкого уезда. Используя представившуюся возможность, он в 1971-1975 годах учится на Бухарестском богословском факультете; итоговой работой станет его труд «Лики подвижников нямецких монастырей».

2 февраля 1979 года иеродиакон Иоанникий (Бэлан) был рукоположен в иеромонаха высокопреосвященным Феоктистом, будущим патриархом. Позднее, в 1984 году, он был наречен протосингелом, а в 1992 году - архимандритом. И только в 1990 году он вернулся в Сихастрию, где продолжил свою миссионерскую и публицистическую деятельность.

Отец Иоанникий был одним из самых значимых ученых монахов Румынии. Так, благодаря его непосредственному труду, увидели свет следующие книги:

  • Румынский патерик (1980),
  • Очаги румынского исихазма (1981),
  • Духовные беседы, т. 1-2 (1984 и 1988),
  • Румынское свидетельство о Христе в святых местах (1986),
  • Духовные истории (1991),
  • Православный путеводитель в Церковь (1992),
  • Православный путеводитель в семью и общество (1993),
  • Чинопоследование святой Исповеди и святого Причащения (1993),
  • Отец Паисий духовник (1993),
  • Отец Клеопа духовник (1994),
  • Беседы с иностранными православными богословами (1994),
  • Жизнь отца Клеопы (1999),
  • Святые мощи в Румынии (1999),
  • Святые чудотворные иконы в Румынии (1999),
  • Духовные стихи (2006).

Он же издал 12 томов житий святых, им же самим переложенных на современный румынский язык по старинному изданию святого Григория Даскала.

Отец Иоанникий (Бэлан) отошел в вечность 22 ноября 2007 года в своей келье в монастыре Сихастрия в возрасте 77 лет. Последние три года его жизни были тяжелыми, но благословенными, ибо были увенчаны безмолвным несением болезней. Тело батюшки погребено на смиренном кладбище монастыря Сихастрия возле могил отцов Клеопы (Илие), Паисия (Олару), Онуфрия (Фрунзэ), Иоанникия (Мороя), Марка (Думитреску) и других.

[1] Отец Иустин и сам был не намного старше его, всего на 11 лет; оба они родились 10 февраля - отец Иустин в 1919, а отец Иоанникий в 1930 г.

[2] О великом духовнике старце Паисии (Олару) есть несколько интересных рассказов: http://www.pravoslavie.ru/put/65021.htm, http://www.pravoslavie.ru/put/65018.htm, http://www.pravoslavie.ru/put/71580.htm, http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/61840.htm, http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41672.htm, http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41393.htm.

[3] Протосингел Маркиан (Чуботару; 1900-1992), подвижник благочестия, духовник монастыря Бистрица, известный экзорцист.

[4] Архимандрит Киприан (Захария; 1931-2007), подвижник благочестия, настоятель монастыря Бистрица в 1979-2005 гг.

[5] Они были сосланы в Бистрицу почти одновременно и пробыли там вместе 15 лет: отец Иоанникий - с 1971 по 1990 гг., отец Иустин - с 1974 по 1989 гг.

[6] Новопреставленный архимандрит Викторин (Оанеле; 1931-2014, 24 октября) был бессменным настоятелем монастыря Сихастрия в течение 42 лет - с 1972 г. до самой кончины.

[7] Город Пятра Нямц - центр Нямецкого уезда, куда входят все упоминаемые здесь монастыри, а также последний монастырь отца Иустина, называемый Петру Водэ.

[8] Секуритате - румынские органы госбезопасности.

[9] Митрополит Молдовы и Сучавы Севастиан (Русан; 1984-1956).

Теодор Даналаке
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Creştin Ortodox

http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/75332.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Иустин (Пырву)
«Отчаянье – для человека, прикипевшего к материальному»
Духовные наставления архимандрита Иустина (Пырву)
14.07.2020
Любовь всё терпит
Беседа с отцом Иустином (Пырву), духовником современной Румынии
25.07.2013
Все статьи Архимандрит Иустин (Пырву)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06