Хвалынск - очаровательный старинный городок на берегу Волги. У него богатая история и культурные традиции; с Хвалынском связаны имена многих известных художников, которых привлекала красота здешней природы, и других выдающихся людей. В Хвалынске есть основанный в XIX веке краеведческий музей с богатейшей коллекцией, картинная галерея, мемориальный музей К. С. Петрова-Водкина.
К трем школам, в которых учатся местные ребятишки, 1 сентября 2010 года прибавилась еще одна, не совсем обычная: по благословению Епископа Саратовского и Вольского Лонгина в городе открылась православная гимназия. Инициатором ее создания стал настоятель хвалынского Крестовоздвиженского храма священник (ныне протоиерей) Виталий Колпаченко, по образованию - педагог, историк. Он же указом Владыки Лонгина был назначен ее директором и духовником. В апреле 2014 года произошло знаменательное событие: Хвалынская православная классическая гимназия во имя святого мученика Александра Медема получила конфессиональное представление. Это значит, что Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии включил гимназию в перечень православных учебных заведений страны.
Внешне здание гимназии ничем не примечательно: обычная типовая школа. Но внутри очень красиво и как-то по-домашнему уютно: в фойе большой аквариум с золотыми рыбками, мягкий кожаный диван и кресла, всюду цветы. (Потом мне покажут фотографии помещения в том виде, в каком гимназия его принимала, - контраст разительный. Раньше здесь был филиал начальной школы, потом здание несколько лет пустовало.) Всё сделано с любовью и с заботой о малышах. Да, пока в гимназии учатся только малыши. Когда ее открывали, набирали только 1‑й класс. С тех пор каждый год прибавлялось по классу, и на сегодняшний день их, соответственно, четыре; а с 1 сентября будет пять.
Учебный день начинается с общей молитвы; потом дети расходятся по своим классным комнатам. Мы с фотографом успеваем приехать как раз к первому уроку. Проходя мимо открытых дверей, замечаю, что все классы оборудованы интерактивными досками.
Идем в 4‑й класс на урок Закона Божия. Тема - «Странствие евреев в пустыне. Медный змей». Всё как на обычном уроке: организационный момент, проверка домашнего задания («Вход евреев в землю обетованную. Книга Чисел, глава 13»), объяснение нового материала, закрепление... Необычна активность детей: домашнее задание выполнено у всех, и все буквально рвутся отвечать. Да, здесь не отсидишься на «камчатке» в надежде, что сегодня не спросят, - спросят всех, поскольку класс небольшой. Детишки знают Священное Писание Ветхого Завета значительно лучше, чем многие взрослые прихожане православных храмов. Для меня несколько неожиданно то, что дети читают не детскую Библию, а Синодальный перевод.
Учительница, Елена Сергеевна Сорокина, кое-что поясняет заранее, отвечает на возникающие у детей вопросы, спрашивает их, как они понимают то или иное выражение или эпизод. По реакции детей, по их репликам видно, что смысл прочитанного до них доходит. Причем заметно, что урок - не заранее приготовленная «показуха» для заезжего журналиста, а повседневная, обычная работа (сама много лет преподавала в школе, умею различать такие вещи). К следующему уроку ребята должны прочитать 6‑ю главу Книги Иисуса Навина и нарисовать медного змея.
Елена Сергеевна ведет в этом классе только вероучительные дисциплины, остальным предметам (кроме пения и физкультуры, понятно) учит преподаватель начальной школы Наталья Геннадьевна Штерн. Наталья Геннадьевна - опытный педагог, в общеобразовательной школе проработала 22 года. Спрашиваю, почему она перешла в православную гимназию, в которой ведет сейчас два класса - 1‑й и 4‑й.
- Я устала от другой школы, потому что сейчас там вся работа педагога подчинена зарабатыванию портфолио. Учителям уже просто не до детей. И когда отец Виталий меня пригласил, я согласилась. Самое главное для меня, что здесь для детей можно работать. Здесь мне комфортно. Болеешь не болеешь - как вспомнишь их лица, так и бежишь сюда. Меня здесь что удивляет? В той школе дети перестали чем-либо интересоваться. Вопросов вообще не задают. А здесь они меня за урок замучают вопросами. Я у них тоже учусь. Вот сегодня на литературном чтении проходили Чарушина, говорили о животных. И они сами как-то подвели разговор к заповедям Божиим. Мне интересно с ними. И обстановка здесь какая-то необычная.
- А как с оплатой труда? Вы здесь меньше получаете?
- Да, меньше. Ну, не в разы меньше - просто у нас нет стимулирующей части. А что такое стимулирующая часть? Это - гонка за количеством мероприятий. Чтобы заработать, я должна дать больше мероприятий, чем другие. Стимулирование принесло в школу нездоровую конкуренцию, постоянное противоборство педагогов. Мы входим в состояние войны с коллегами и в борьбе за стимулирующую часть теряем основное - воспитательную часть. В школах сейчас если проводят мероприятие, то только для галочки, учителю надо его скорее провести, воткнуть в эту стимулирующую часть и идти дальше. А в гимназии этого нет: когда мы что-то проводим, то делаем это для души. Мы все, когда приходили, первым делом спрашивали отца Виталия: «Есть стимулирующая часть?» - «Нет». - «Ну, тогда мы работать будем».
У нас аккредитации еще нет. Батюшка сказал: будет аккредитация - зарплату поднимем. Он нас не обижает, премию вот обещал. Но лучше я буду работать за меньшую сумму там, куда я бегу, чем за большую в таком месте, куда мне идти не хочется. Это не только мое мнение, коллеги тоже так думают. Здесь, в православной гимназии, ощутим дух творчества, а там, в обычной школе, он потерян. А если у педагогов его нет, что мы детям дадим?
Спрашиваю Наталью Геннадьевну, почему такие маленькие классы - меньше десяти детей: это специально сделано или просто не набирается больше?
- Специально, конечно. У нас есть устав, и там оговорено, что наполняемость классов - не больше 20 человек. Но политика отца Виталия и педагогического коллектива - не более 15 учеников в классе. Когда в этом учебном году набирали 1‑й класс, было подано 17 заявок. Троим мы объяснили, что дети еще маленькие, не готовы к школе. Один мальчик сам ушел: семья решила, что учеба в православной гимназии - это не его.
- Чтобы отдать ребенка в православную гимназию, семья должна быть воцерковленной?
- Не всегда это так. У нас многие родители, до того как отдали сюда детей, в храм заходили только по большим праздникам, а то и вообще не заходили. Придя сюда, их дети выучили молитвы, а до этого и слова такого не слышали.
- А хулиганы есть?
- А как же! Как и везде. Бывает, шалят - это же дети. Ну, злостных, тех, которые ругаются, курят, - таких, конечно, нет. Дети, приходя сюда, меняются. Я это вижу по истечении учебного года. У меня в классе есть один мальчик, несколько нервозный. Раньше он в обычной школе учился; когда перешел сюда, стал мягче, спокойнее - сами его родители это отметили. И атмосфера здесь не давящая. Дети могут отвечать на вопросы учителя сидя; для нас главное, что они высказываются, участвуют, а не просто отсиживают уроки.
Они у меня особенные. Их у меня в 1‑м классе 13 - и все особенные. Вот нет кого-то в классе - и сразу чувствуешь, что его не хватает.
Вот Алеша, например. Для него гимназия - это всё. 23 ноября посвятили его в гимназисты, надели форму - и он чувствует, что на него это налагает ответственность. Такого нет в обычной школе. Он недавно зашел ко мне в 4‑й класс и спрашивает: «У вас мертвые цветы есть?». Я сначала даже не поняла. «Ну, такие, которые погибают, которые надо спасти, вылечить». Дала я ему один цветок, пусть лечит.
Пока мы разговариваем с учительницей, подходят родители. Задаю маме одного из первоклассников, Марине, вопрос: «Почему вы отдали ребенка именно сюда?».
- Мы начали ходить в храм всей семьей, когда Максиму было три года. И когда появилось объявление о гимназии, сразу пошли. Мне хочется, чтобы сын с Богом был, чтобы с верой шел по жизни. Дети здесь до пяти часов вечера, их и кормят, и уроки с ними делают. Максиму очень нравится. Слава Богу, что у нас есть такая гимназия.
Татьяна Филипповна - бабушка Алеши Рыжова. Алешина мама допоздна на работе, поэтому мальчиком больше занимается она.
- С отцом Виталием мы часто общаемся, потому что я работаю в Центральной библиотеке, уже сорок лет. Он у нас проводит разные мероприятия, выступает на наших семинарах. И у нас даже не было никаких сомнений, куда отдавать ребенка. Сюда только заходишь - и сразу ощущаешь, что здесь всё сделано для комфорта детей: идеальная чистота, порядок, доброжелательность всех сотрудников. А какие замечательные учителя! Вот наша Наталья Геннадьевна. Дети - это ее жизнь. Она даже на каникулах не может без них: звонит, спрашивает, как дела.
Мама четвероклассника Олега Иванова, Наталья Васильевна, рассказывает, что решение перейти сюда ее сын принимал самостоятельно. Олег был в храме, и отец Виталий пригласил его посмотреть гимназию.
- Мы пришли, и Олег мне сам сказал: «Мама, я хочу здесь учиться». Первое время я его отсюда силком вытаскивала. На часах уже полшестого, мне перед учителями стыдно, им же домой надо идти, а он уходить не хочет: «Мне здесь интересно». Когда он что-нибудь не так делает, я ему сразу: «В прежнюю школу захотел?» - «Мам, не говори так». Он этого боится. По-моему, не совсем правильно, если родители отдают сюда ребенка, не спросив его мнения. Нет, он должен сам понять, зачем он сюда идет.
Однако не все родители привели сюда своих детей потому, что сами православные; некоторые первоначально руководствовались иными соображениями. Одна из мам говорит:
- Мой ребенок домашний, в садике не был, и я боялась, что у него в большой школе будут трудности с адаптацией. А здесь детей мало, учителя всем уделяют внимание. Когда мы еще не ходили сюда, мы были довольно далеки от Церкви, и мой сын впервые попал в храм, пойдя в 1‑й класс. Он был в восторге и теперь с удовольствием ходит на воскресные службы. Я считаю, что это очень хорошо для него. Во-первых, в человеке должен быть какой-то нравственный стержень. Во-вторых, Православие - это же основа нашей культуры. Каждый день сын мне рассказывает, что они в гимназии узнали нового, какие молитвы выучили, и меня просвещает во многом.
Поговорив с родителями, иду в кабинет директора.
- Отец Виталий, всем понятно, что основать учебное заведение - значит, взять на себя огромную ответственность. Как Вы решились на такое нелегкое дело, что Вас подвигло?
- На что решился - такое осознание пришло позднее... А первоначально просто появилась устойчивая мысль: открыть в Хвалынске православную гимназию. Я поехал к Владыке Лонгину просить благословения. И он сказал: «Благословляю двумя руками, была бы третья - благословил бы и третьей». Я всегда вспоминаю эти слова, когда говорю о создании гимназии, и воспринимаю их, действительно, как благословение Божие - твердое, крепкое, милосердное, обильное. Затем возник вопрос, как гимназию назвать. Я сначала хотел назвать в честь новомучеников и исповедников Российских. Но Владыка сказал: «Может быть, назвать в честь новомученика Александра Медема?». Я как-то засомневался, потому что в Хвалынске жили и преподобномученик Нифонт (Выблов), и священноисповедник Виктор (Островидов), и священномученик Сергий Кудрявцев, и другие. И вопрос этот как-то повис. А вечером мне вдруг звонит историк Алексей Наумов, автор книг о графе Медеме. Алексей мне перед этим очень долго не звонил. И я воспринял это как знак, как волю Божию. Позвонил Владыке, извинился, что не сразу согласился с ним. И то, что мы вообще выжили, на ноги встали - пусть еще некрепко, нетвердо, но все-таки на ножках стоим, - думаю, что это во многом благодаря молитвенной помощи нашего небесного директора, мученика Александра. Каждую неделю в гимназии служим ему молебен; у нас создается посвященный ему музей, в котором будут представлены фотографии и документы, личные вещи, другие экспонаты.
- По уставу у вас наполняемость классов - не более 20 человек, но к такому количеству приближается только 1‑й класс. Во 2-3-4‑м - меньше десяти детей в каждом. Значит, поначалу к вам не очень-то шли?
- Поймите, Хвалынск - это маленький городок, всего 13 тысяч населения. И любое новое дело вызывает неоднозначную реакцию. Тем более такое, как открытие православной гимназии. Оно было встречено в лучшем случае с недоумением, с непониманием. А кто-то и крутил пальцем у виска: «Посмотрим, что из этого выйдет». И таких, может быть, было большинство. И то обстоятельство, что на третий год существования в 1‑й класс набрали столько детей, - показательно: лед тронулся, отношение к гимназии в Хвалынске меняется. Но ведь все понимают очень хорошо, что, поступая в гимназию, ребенок должен воцерковляться, и родители тоже, чтобы не утратилось взаимопонимание. И не все родители на это решаются, кого-то это останавливает. Конечно, мы будем стремиться к тому, чтобы во всех классах было оптимально по 15 детей, но специально мы за этим не гонимся, тем более что сейчас у нас еще период становления. Поэтому тем, кого Господь приводит, мы рады, но должен сказать, что мы еще и не всех принимаем. Бывают случаи, что и отказываем.
- Чем Вы при этом руководствуетесь?
- Смотрим, к месту ли этот человек, эта семья. Порой мы видим, что это люди неверующие, люди случайные и рано или поздно с ними все равно придется расстаться. Если же на момент нашего знакомства родители - люди невоцерковленные и мало что о Церкви знают, но имеют желание узнать - в таких случаях мы детей берем.
Кроме того, в первые годы многим представлялось, что православная гимназия - это нечто вроде коррекционной школы. Были люди, которые специально создавали нам такой имидж. Приходит, например, мама с сыномдвоечником, которого оставили на второй год, - в полной уверенности, что уж мы-то обязательно его возьмем. Приходилось таким людям объяснять, что они очень ошибаются.
Только сейчас, наверное, начинает появляться авторитет у гимназии, хотя мы уже несколько лет участвуем в районных олимпиадах и у нас очень хорошие результаты, много призовых мест. Мы не замыкаемся, не обосабливаемся от других школ, напротив, охотно идем на контакт, чтобы и у других чему-то поучиться.
- Какие перспективы Вы видите для гимназии? Ведь ни для кого не секрет, что Хвалынский район - депрессивный.
- Это действительно так. Смертность, по статистике, значительно превышает рождаемость. А перспективы... мы видим их в верующих семьях, в людях, которые хотят приблизиться к Церкви, к Богу. Но одна из проблем вот в чем. Первоначально мне виделась такая модель: учителя, дети, родители - все вместе движутся в одном направлении, участвуют в жизни Церкви и понемногу растут в этом смысле. Но в реальности из этого направления пока выпадают родители. Учителя тоже поначалу не все были воцерковлены, но они по крайней мере стремятся к этому. А с родителями сложнее. Здесь придется много потрудиться, и, надеюсь, со временем всё у нас с Божией помощью получится.
- Деликатный вопрос: в Саратове Вы не найдете приличной школы, где не было бы постоянных солидных взносов в попечительский совет. Вы на сей день не являетесь еще государственным учебным заведением, однако, по словам родителей, платят они только за питание. Как в таком случае выживает гимназия, к тому же еще не имеющая государственной аккредитации?
- У нас родители платят полторы тысячи рублей в месяц. Мы называем это «добровольное пожертвование за питание», хотя сюда входят и канцелярские, и некоторые иные расходы. А на государственную аккредитацию начальной школы мы готовим пакет необходимых документов. И параллельно начинаем работу по государственному лицензированию среднего звена, это 5-9‑й классы.
- Но пока аккредитации нет, насколько я понимаю, и выживание, и этот великолепный ремонт - за счет спонсоров. Можете их назвать?
- Все эти годы нам помогали различные люди. В их числе Леонид Александрович Мажаров, директор балаковского ЗАО «Стройэкс»; Дмитрий Александрович Федотов (в 2010 г. - министр строительства и ЖКХ Саратовской области, в настоящее время - заместитель главы администрации г. Саратова); нам много помогал Александр Алексеевич Дегтярев, директор ООО «СаратовзапсибНИИпроект‑2000»; депутат Саратовской областной думы Александр Дмитриевич Сидоренко; Галина Владимировна Миронова, генеральный директор ООО «Саратов‑Холод Плюс»; Андрей Петрович Ремизов, бывший глава Хвалынского муниципального района. Помогал и помогает князь Петр Дмитриевич Голицын. Он живет в Америке, но когда бывает в России, мы встречаемся в Москве. Основной наш помощник в настоящее время - это Сергей Петрович Копша, руководитель ЗАО «Строительные технологии и машины». Не раз помогал генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» Андрей Борисович Новицкий в очень тяжелое для нас время. Были ведь действительно трудные моменты, страшные долги. Многие помогали.
- Насколько я знаю, с Хвалынской гимназией дружат некоторые известные деятели нашей культуры?
- Да, у нас есть еще попечители не только материальные, но и духовные. Например, известный поэт Светлана Васильевна Кекова. Она раз в год обязательно к нам приезжает, обычно на Святках. Мы устраиваем поэтические вечера, беседы. Попечителем нашим являлся и известный литературный критик, литературовед Станислав Стефанович Лесневский, недавно почивший. Он нам передал часть своей библиотеки.
- У Вас бывали случаи, когда с кем-то из учеников приходилось расставаться?
- Конечно. И с учителями тоже. Я столкнулся с тем, что учебное заведение - это, помимо всего, и неизбежные конфликтные ситуации. Всякое бывает.
В гимназии создается музей святого мученика Александра Медема, в честь которого она названа. Пока музей еще не действует, но в вестибюле расположен стенд, посвященный семье Медемов. Граф Александр Оттонович Медем родился в 1877 году. Владелец имения Александрия, расположенного в Хвалынском уезде Саратовской губернии (ныне поселок Северный). Рожденный в лютеранстве, он взрослым принял Православие. После революции всецело посвятил себя делам Церкви и стал членом церковного совета своего прихода. Противостоял обновленцам. Неоднократно подвергался арестам. Скончался в тюремной больнице в Сызрани 1 апреля 1931 года. В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен в лике святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Память мученика Александра 10 (23) ноября. Входит в Собор Саратовских святых. |
- Но Вы довольны своим коллективом, работой гимназии? Есть ли в этой работе какие-то недостатки?
- Да, я доволен. А недостатков на самом деле очень много, какие-то я вижу, какие-то, может быть, еще нет. Озвучивать их, наверное, не стоит, какие вижу - буду исправлять. Лучше промолчу и исправлю, а потом уже скажу. Ведь сформированным, укрепившимся учебное заведение будет, когда пройдет лет 15. Мы сейчас еще младенцы, по сути, а младенцы часто болеют, то насморк у них, то кашель, то слезы, то капризы. Приходится нянчиться.
- Тогда отложим эту тему до следующей встречи. Хотя родители гимназию, учителей, лично Вас только хвалят.
- Я спокойно отношусь и к этим похвалам, и к ситуациям, когда возникает какой-то негатив. Философски смотрю на это. Похвалы отношу к Богу, а недочеты - к себе.
- Но гимназия действительно производит отличное впечатление. Видно, что дети хотят учиться и хотят больше узнать о Боге, что у них есть, как принято говорить в педагогике, мотивация.
- Одна из главных наших задач - чтобы эта мотивация сохранялась не только до 11‑го класса, но и на всю жизнь. Главный стержень здесь - Таинства Церкви, в которых наши дети регулярно участвуют. Божественная литургия - вот основное наше воспитательное средство.
Фото Юлии Ракиной
Журнал «Православие и современность» № 30 (46)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/molitvami-nebesnogo-direktora