Павел Корин: Когда останется настоящее

0
589
Время на чтение 6 минут
Павел Корин: Когда останется настоящее

20-30-е годы прошлого века. Религия объявлена вне закона, священнослужителей расстреливают или отправляют в ссылки, храмы закрываются и разрушаются, мощи святых выставляют на поругания, делают экспонатами музеев антирелигиозной пропаганды. Художник Павел Корин тоже посещал подобный музей. Только явно не для того, чтобы посмеяться над «тёмными религиозниками». Павел Дмитриевич делал зарисовки мощей святителя Иосафа Белгородкого.

korin

П. Д. Корин. Фото 1933 г.

Он вообще стремился запечатлеть, захватить и тем самым сохранить многое из того, что являлось движущей силой русской жизни, а теперь нещадно уничтожалось. Вместе с братом Александром Дмитриевичем он ездил по Русскому Северу, был в Вологде, в старой Ладоге в Ферапонтовом монастыре, в Новгороде. Зарисовывал фрески в соборах. Делал он и зарисовки во время похорон Патриарха Московского и Всея Руси Тихона в Донском монастыре.

Именно с этих рисунков началась работа над картиной «Реквием». Другое название «Русь уходящая» - было придумано Горьким. Все-таки чувствуется разница в названиях - уходящая - просто констатация, без отношения. Уходит и уходит, хорошая ли, плохая... «Реквием» же - это заупокойная служба, плач об усопшем. Но благодаря названию Горького художник смог работать над картиной, не боясь преследования властей, оно стало своего рода охранной грамотой.

Что такое искусство, а точнее, что такое русское церковное искусство, Павел Дмитриевич Корин узнал еще в раннем детстве. Родившись в семье иконописца в городе Палехе, он, пока еще во многом бессознательно, учился традициям иконописания, глядя, как работает его отец. Но Дмитрия Николаевича Корина не стало, когда его сыну было всего пять лет. Поэтому профессиональные азы иконописи Дмитрий Корин постигал в иконописной школе Палеха под руководством Евгения Ипполитовича Стягова, окончив которую, получил звание мастера-иконописца.

В 1908 году Нестеров переехал в Москву. Работал в иконописной палате при Донском монастыре.

Настоящий мастер всегда стремится учиться. Вот и Павел Дмитриевич решил повысить свой «художественный уровень». Для чего пошел в Училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его педагогов - Константин Коровин, Леонид Пастернак...

Вместе с Михаилом Нестеровым он участвовал в росписи церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители, в том числе расписывал подземную часть храма - ту, где хотела найти после смерти упокоение пеподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна. К сожалению, сегодня посмотреть эти росписи могут только специалисты: их сохранность в опасности.

Неоконченная работа

Работа над «Реквиемом» стала делом практически всей его жизни - слишком велика и глобальная была тема. Не случайно даже эскиз работы датируется 1935-1959 годами. Судя по эскизу, действие картины должно было разворачиваться в самом центре Росси - в Успенском собора Московского кремля. В храме собрались верующие - на литургию, но не на ту, что совершается в данную историческую точку, а которая длится в Вечности. Иначе как объяснить, что зритель видит сразу трех Святейших Патриархов - Патриарха Сергия (Старгордского), святого Патриарха Тихона (Булавина), Патриарха Алексия (Симанского).

Есть на эскизе (и на отдельной работе) еще один Патриарх, правда, будущий - Пимен (Извеков). Понятное дело, о том, что иеромонах Пимен станет Святейшим Патриархом, Корин не мог знать - это случится после его смерти. Но, судя по эскизу, он собирался поместить иеромонаха Пимена на переднем плане картины, что подчеркивает глубокий внутренний смысл, заложенный в работе, показывает жизнь Церкви как непрерывное движение в духовном пространстве.

Рассматривая портреты - этюды, которые писал Корин для будущей картины, видишь и конкретную личность, и обобщенный образ. В каждом человеке прочитывается и его собственная история, и история всего народа.

Вот, к примеру, «отец Алексий из Палеха» - пожилой человек, которому пришлось вынести многое на своих плечах. Груз безжалостной истории не согнул его, он по-прежнему держится прямо, пытаясь противиться так очевидно и страшно давящей силе. По свидетельству Прасковье Тимофеевны Кориной, супруги художника, отец Алексий - настоятель церкви Иоанна Златоуста в селе Краснове недалеко от Палеха. Он видел, как разрушаются храмы, точнее - их разрушают самые обычные люди, в том числе те, кто вчера еще приходил на службу, как рушатся родственные связи. «Добрый пастырь (...), переживший в этой жизни крушение всех земных идеалов: самоубийство сына, посрамленного за свое родство с отцом-священником, измену собственной паствы», - пишет о герое Корина искусствовед Вадим Валентинович Нарциссов.

Всех персонажей, которые должны были разместиться на картине, связывает одно - вера, которую не сломать, не искусить ничем. Поэтому они и производят впечатление зажженных свечей - горящий взгляд, некая выпрямленность, даже у сидящего нищего. Свеча - наша символическая жертва Богу. Герои Корина всей своей жизнью показывают верность Ему.

Картина «Реквием» не была написана. Есть огромный холст, специально подготовленный. Есть эскиз. Есть множество этюдов. А единого полотна нет. Может быть, рано звучать «Реквиему»? Может мы, живущие сегодня, будем вглядываться в лица священников, архиереев, мирян, которых писал художник для картины и что-нибудь поймем, нечто важное, необходимое для того, чтобы была не «Уходящая Русь», а «Русь, продолжающая жить»... А вот слова самого Корина: «Русь была, есть и будет. Все ложное и искажающее ее подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но только эпизодом в истории этого великого народа». И еще: «За всю Церковь нашу переживал, за Русь, за русскую душу. Тут больше меня, чем всех этих людей; я старался их видеть просветленными и сам быть в приподнятом состоянии... Для меня заключено нечто невероятно русское в понятии "уходящее". Когда все пройдет, то самое хорошее и главное - оно все останется».

Образ Нерукотворного Спаса в советском метро

korin3

Александр Невский. Мозаика. Комсомольская кольцевая станция Московского метрополитена

Наследие художника - это и оформление станций московского метро, в том числе - мозаики «Комсомольской» кольцевой. Сила русского воинства, русского духа - в изображениях Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, а также советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Да, нельзя тогда было обойтись без изображения «вождей» (одного из них - «отца народов» - потом сняли). А ведь из соображений конъюнктуры можно было бы и не помещать там же христианскую символику. Но как говорить о русской истории и молчать о христианстве? Корину явно не могло прийти такое в голову. И вот на роскошной советской станции над головами граждан, которых воспитывали атеистами - развевающаяся хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного в руках у воина, едущего за Александром Невским.

korin4

Портрет А. Н. Толстого. 1940

Портреты деятелей культуры и искусства - особая страница в творчестве художника. Он видел в своем герое главное, внутренне-настоящее. И изучать лица тех, кого он писал, гораздо интереснее именно по его работам, а не по фотографиям. Достаточно посмотреть, например, портрет Алексея Толстого и фотографию, на которой писатель позирует Корину. Толстой на портрете мне нравится гораздо больше, он сложнее того, что сидит перед мастером. Хотя и фото и портрет показывают одного человека. Фото - внешнюю телесную оболочку, портрет - глубинную, невидимую сразу суть.

Иллюстрация анонса: - Павел Корин. Реквием. Русь уходящая. Эскиз. 1935-1959

ГОЛОВКО Оксана

http://foma.ru/pavel-korin-kogda-ostanetsya-nastoyashhee.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Оксана Головко
Гениальные братья Васнецовы – «тот» и «не тот»
О выставке «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век»
21.06.2024
О художнике Юрии Боско и его работах
Благодарность жизни и её защитникам
06.04.2024
«Так ли важна традиция в церковном искусстве?»
Ищем ответ на выставке копий в Российской академии художеств
07.03.2024
Что впереди у церковного искусства?
Впечатления от выставки «Видеть и слышать»
01.11.2023
Все статьи Оксана Головко
Последние комментарии
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 15:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
20.11.2024 15:16
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Константин В.
20.11.2024 14:33
Зачем Дерипаска восстанавливает хазарскую синагогу в Тамани?
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 14:28