«Медем» — в Саратове

0
247
Время на чтение 6 минут

30 октября в саратовском Доме кино состоялся публичный показ документального фильма «Медем», снятого Алексеем Наумовым, историком и автором нескольких книг о святом мученике Александре Медеме. Эта дебютная кинолента принесла автору победу в Боснии на Международном фестивале короткометражных документальных фильмов «12 духовных скреп», который курирует известный режиссер Эмир Кустурица, и лауреатство на фестивале российского документального кино в Нью-Йорке.

Вернуть историю

Имя графа Александра Оттоновича Медема Алексей Наумов впервые услышал в шестнадцать лет, когда приехал в гости к родным в поселок Северный Хвалынского района. Оказалось, что некогда здесь было образцовое, передовое хозяйство боярина Александра Медема, прославленного в лике святых Русской Православной Церковью в 2000-е годы, но все еще неизвестного народу. Алексея поразило, что имение, столь цветущее в прошлом, оказалось в запустении и непригодности, и стирается даже память о былых славных днях. Вернуть землякам забытую историю, вырвать ее из забвения - вот что стало целью Алексея.

К созданию фильма Алексей Наумов приступил три года назад - и, как говорится, «без бюджета». Но немало людей отзывалось бескорыстной помощью: так, закадровый текст произносит Андрей Ярославцев - тот самый, что озвучил диснеевские «Утиные истории» и другие мультсериалы, в русских версиях фильмов его голосом говорят Брюс Уиллис, Мэл Гибсон, Стивен Сигал.

На протяжении десяти лет по библиотекам, архивам страны и зарубежья Алексей искал нужные ему исторические сведения, но многое рассказали люди - живые хранители истории. Наблюдая и слушая на экране наших современников, мы ближе знакомимся с самим святым графом Медемом, образ которого запечатлен в их душах.

Память о Медеме

Александр Оттонович Медем родился в Санкт-Петербурге 8 декабря 1877 года в аристократической семье, состоявшей в родстве с влиятельнейшими домами балто-немецкого и русского дворянства. Блестящим перспективам на государственной службе и высшему свету он предпочел жизнь в русской глубинке, где прошло его детство. Завершив обучение в Петербурге, взяв в жены Марию Федоровну из знатного русского рода Чертковых, в 1901 году он поселился близ Хвалынска на хуторе со звучным названием Александрия.

Немец по происхождению, Александр Медем с работниками был щедрым и милостивым по-русски, но при этом все, за что он брался, приобретало свойственный немецкой натуре характер образцовости. Александр Оттонович исследовал, испытывал, как что работает, во все вникал сам. В его хозяйстве была лучшая техника и лучшие условия работы. Люди стремились трудиться в имении графа: приезжали из окрестных сел.

Дед одного из героев фильма, жителя Хвалынска Георгия Лбова, служил у Медема. По милости графа в дом была взята и мама Георгия - Анастасия Лбова, урожденная Куляева. «Мне неприятно, если ты не взяла Куляеву Настю, девчонку, - писал Александр Оттонович своей супруге Марии Федоровне в годы Первой мировой из расположения российских войск. - Я обещал Леньке, что и ее не брошу у мачехи, мачеха ее обижает. (...) Пожалуйста, ее пристрой, ведь так было бы хорошо ей у нас». Анастасия Лбова оставит немало ценных и сердечных воспоминаний о своей жизни с Медемами. Видим на фото юную Настю, а следующим кадром - красивого старика: это ее сын рассказывает о молодости матушки - кажется, только в фильме возможно такое смещение времени: когда дети оказываются старше родителей.

Видно, время нелинейно и в человеческих сердцах: для Алимджана Абубекерова граф Медем - будто живой. Рассказывая, Алимджан жестикулирует, то и дело указывая куда-то рукой, будто там все еще расстилаются поля, готовые к жатве, здесь - усадьба, а тут - мельница, маслобойня, многое и многое, что еще было в имении графа. Алимджан не застал тех лет цветения хозяйственной жизни на хуторе Александрия: известны они ему стали по рассказам матери. Но по эмоциональности и достоверности рассказа ощущается: Алимджан Абубекеров живет в истории, верит в то, что имение графа Медема можно вернуть к жизни.

Живой, бессмертный

Фильм, снятый по книге, всегда с ней невольно сравнивается. Лица, глаза героев кино говорят,- и это то, чего не может дать текст. Даже фотография оживает, оказавшись вмонтированной в фильм. Совершенно по-новому я увидела карточку из следственного дела Александра Оттоновича. С экрана на меня смотрел живой Медем, его светлые глаза выражали страдание или, скорее,- сострадание, печаль. Еще до заключения он близко к сердцу принимал народные трагедии: впервые сердечный приступ у него случился в годы Первой мировой войны. Во второй раз - после того, как он отдал ключи от своего имения крестьянам, пришедшим его захватывать,- Александру Оттоновичу было тяжело видеть в роли налетчиков людей, с которыми отношения были прекрасными. Семья Медем оказалась вынуждена покинуть Александрию и поселиться в Хвалынске: служащие помогали им перевозить вещи, многие пошли за графом, довольствуясь символическим жалованьем...

Замечательной особенностью фильма является использование в нем подлинных архивных кадров. Своими глазами зрители могут увидеть приезд в Хвалынск народного комиссара внутренних дел Льва Троцкого, движения его руки, перечеркивающей воздух. Большевикам было приказано брать в заложники некогда зажиточных людей и требовать выкуп у их родственников, зачастую средств не имевших. Тех, за кого не платили, расстреливали. Гибель грозила и Александру Оттоновичу. Помог местный мулла: он собрал деньги на выкуп внутри татарской общины, и графа освободили.

Александр Медем пережил несколько заключений. Вернувшись к родным после очередного, он делился с семьей: «Нигде так не молился, как в тюрьме, где в дверь по ночам, бывает, стучится смерть, и чья очередь - неизвестно». Смерть пришла спустя годы. 1 апреля 1931 года Александр Оттонович скончался от отека легких в больнице Сызранского домзака.

Осмыслить эпиграф к фильму: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28) - мне удалось только к концу просмотра. Умерший подвижник веры Александр Оттонович был канонизирован лишь в начале ХХI века, но душа его не умирала в народной памяти. Задолго до канонизации бывшая служанка и близкий друг семьи Медем, уже упомянутая Анастасия Лбова, просто и искренне свидетельствовала о его бессмертии: «Вот Лександр Антоныч всего лишился, да как мучили, да как трудился-то, и все, бывало, шутит. А он всем помогал и добро делал. Еще и жену схоронил. Ну он сразу в Царство Небесное попал. Он святой...».

У России есть будущее

На показе фильма в Доме кино собрался полный зал. Среди гостей была Юлия Терехова, известная саратовцам как хозяйка хвалынского музея «Дом со львом». Несколько лет назад она спасла от уничтожения этот домик с уникальными росписями.

- Я думаю, что фильм сделан очень профессионально,- отметила Юлия.- Мне нравится смотреть его и раз за разом наблюдать за реакцией публики. Кажется, Алексей и сам доволен, - рада, что его первый опыт доставляет ему удовольствие, а не муки творчества. Надеюсь, что такие проекты зажгут людей, которые раньше даже и не думали об общественной и культурной работе.

Своими впечатлениями от фильма с нами поделился кандидат биологических наук, саратовский краевед, ведущий программы «Ракурсы прошлого» Андрей Кумаков:

- В последние годы виден все возрастающий интерес к истории нашего края. Это происходит благодаря усилиям многих людей, которых я бы назвал не краеведами, а патриотами. Позитивный взгляд на нашу Родину сегодня как воздух нужен для формирования национальной гордости, национальной идеи. Появление среди активных патриотов молодых людей подтверждает, что у России есть будущее. И яркий тому пример - Алексей Наумов.

Фильм «Медем» - эмоциональный рассказ о бескомпромиссной судьбе неординарного человека, нашего земляка - получился глубоким и выразительным. Произошло это благодаря тому, что Алексей, работая над лентой, сумел передать зрителю личное отношение к своему герою, судьбу которого он изучает более десяти лет. Автор еще раз убеждает нас, что настоящая духовность выдерживает любые испытания и не подвержена идеологической конъюнктуре, а ее сила передается через поколения. То, что частица души графа спустя 83 года жива в памяти его земляков, подтверждает это неоспоримо. Несмотря на то что жизнь Медема была переломана событиями, связанными с приходом коммунистической идеологии, фильм содержит большой позитивный заряд, показывая пример внутренней стойкости и одержимости добром этого человека. Сегодня настало время познакомить современников с подобными людьми, составляющими славу нашего края. И будем надеяться, что каждый посмотревший этот фильм примет в себя частицу того позитивного заряда, который нес в себе Александр Медем.

Фото из архива Алексея Наумова

Газета «Православная вера» № 21 (521)


http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/medem-v-saratove

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Ковалева
Все статьи Мария Ковалева
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06