22 октября стало известно, что правительство Венгрии, в рамках борьбы за компенсацию бюджетного дефицита, планирует ввести налог на интернет, обязав пользователей платить по 150 форинтов (25-26 рублей) за каждый гигабайт трафика. Учитывая, что более половины венгерского общества пользуется интернет-услугами, законопроект вполне резонно не нашел поддержки.
Сообщество в социальной сети Facebook, требующее отказаться от нововведений, собрало более 100 000 подписчиков, по стране прокатилась серия акций протеста, самая массовая из которых - в Будапеште - насчитывала, по некоторым данным, до ста тысяч человек. Манифестанты проявили творческую фантазию, закидав офис правящей партии старыми компьютерными мониторами и системными блоками. Неформальный лидер протестующих Балаж Гуляш провозгласил, что новым налогом правительство отбрасывает страну в XIX век.
Впрочем, демонстранты не ограничились требованиями отмены новоиспеченного акциза. Звучали призывы к отставке правительства. Были замечены флаги ЕС, видимо, подразумевающие приверженность любителей дешевого интернета европейским ценностям, а также плакаты, на которых соседствовали изображения премьер-министра Венгрии Виктора Орбана и Владимира Путина. Последнее явно символизировало отступление правящей партии ФИДЕС от евроатлантических идеалов. Благообразные юноши и девушки, похожие то ли на студентов, то ли на системных администраторов, раздавали комментарии западным телеканалам, рассказывая о продажных государственных СМИ, интернете как единственном источнике правдивой информации и наступлении властей на свободу слова. В итоге правительство, вняв требованиям манифестантов, решило отозвать законопроект. Впрочем, сценарий настолько знакомый, что как-то не верится, будто все на этом и закончится.
Помимо технологического сходства с аналогичными «цветными революциями» (использование соцсетей для сбора и координации, «креативность» акций и лозунгов, катализация протеста путем перехода от «нейтральных» требований к политическим), в глаза бросается тот факт, что Вашингтон и Брюссель очень уж оперативно поддержали манифестантов.
О том, что массовка для венгерского майдана искусственно подогревается извне, заставляет задуматься и общий политический фон.
До недавнего времени Венгрия была одной из наиболее русофобских стран Старого Света. Официальная венгерская пропаганда всячески обыгрывала тему родства угро-финских народов, считая на этом основании союзниками Финляндию и Эстонию, где русофобские настроения тоже сильны. Однако в последнее время прагматизм пересилил старые обиды, и Венгрия официально развернулась на восток. В апреле 2014 года Венгерский гражданский союз (ФИДЕС) второй раз подряд выиграл парламентские выборы. По мнению экспертов, люди в массе своей голосовали за обещание снизить тарифы на газ и электроэнергию. Добиться поставленных задач партия власти собирается за счет улучшения отношений с Москвой.
Кроме того, на последних выборах существенно укрепили позиции венгерские националисты из партии «Йоббик», занявшие третье место. Депутат Европарламента, член «Йоббика» Бела Ковач, часто посещает Россию, работал наблюдателем на референдуме в Крыму и является столь увлеченным сторонником дружбы с нашей страной, что Брюссель разглядел в нем «русского шпиона». В совокупности «Йоббик» и ФИДЕС поддерживает подавляющее большинство населения Венгрии. А представители городского среднего класса, которые выходят на демонстрации под флагами ЕС, и есть то самое пресловутое «активное меньшинство».
Что касается украинского вопроса, то Венгрия, как член ЕС и НАТО, разумеется, оказывала Киеву чисто символическую финансовую помощь. В то же время Будапешт имеет территориальные претензии к Украине (речь идет о нескольких районах Закарпатья) и явно не собирается портить из-за нее отношения с Москвой. Более того, в октябре Венгрия отправила в Киев нового посла. Им стал Эрнё Кешкень, ранее служивший главой миссии в Москве и весьма способствовавший улучшению российско-венгерских отношений. Подобная демонстративная акция на дипломатическом языке означает не что иное, как намерение в дальнейшем более внимательно прислушиваться к позиции России по вопросам Украины и Крыма.
И наконец, 27 октября руководитель государственной энергетической корпорации MVM Group Чаба Байи заявил, что готов начать работу над венгерским участком «Южного потока» в самое ближайшее время. Тогда же в ответ на очередную попытку Евросоюза заблокировать строительство газопровода спикер Венгерского парламента Ласло Кевер пригрозил возможным выходом из ЕС...
Как видим, формула «начинаешь дружить с Россией - получаешь майдан у себя дома», работает превосходно. Акции против нового налога на интернет, плавно перетекающие в демонстрации против политики правительства, начались в Венгрии очень «вовремя». Однако не в одном только «Южном потоке» дело. Успех будапештского майдана мог бы служить для остальных стран бывшего советского блока недвусмысленным сигналом, предостерегающим их от дружбы с Россией и, следовательно, от прямого доступа к российским энергоресурсам. Согласитесь - отнюдь не дружественная игра Вашингтона и Брюсселя, где разменной монетой становится быт и комфорт жителей Восточной Европы.
http://portal-kultura.ru/articles/world/69107-vengriya-na-puti-k-maydanu/