Дело во имя Христа

Как проработать несколько дней в волонтерском лагере и вернуться отдохнувшим

Новости Москвы 
0
235
Время на чтение 6 минут
В старинном дворянском селе Старая Потловка, входившем некогда в Саратовскую губернию, а сегодня это село Пензенской области, находится единственная в России церковь во имя святой мученицы Аллы Готфской. Нет колокольни, нет крестов, и вроде бы местные смирились с тем, что храм мертв, а жизненной энергии самой Потловки хватит разве что на их уходящий век. Разбавить пессимистичный настрой сельчан уже в третий раз в Старую Потловку с разных концов страны съезжаются волонтеры. Они жертвуют своим свободным временем и силами, потому что верят: село будет жить, если возродится храм.

Что это за экзотический способ проводить собственный отпуск? Почему вместо того, чтобы поехать в морской круиз или за границу и отдохнуть там в свое удовольствие, люди едут работать, к тому же - работать бесплатно? Меня всегда волновали мотивы таких трудовых паломнических поездок. Чтобы разгадать эту загадку, восстанавливать храм в Старую Потловку отправился и я.

В очереди на восстановление

Сборный пункт - село с чудным названием Сапожок на границе Саратовской и Пензенской областей. Коллектив добровольцев из десяти человек оказался разнородным - Московская, Саратовская, Ростовская, Тамбовская области: преподаватели и студенты богословских и обычных светских вузов, во главе - историк Александр Мраморнов, коренной саратовец, который сейчас живет в Москве. Именно он создает движение по восстановлению храма во имя святой Аллы. Я замечаю маму с двумя девочками шести и двенадцати лет. Решаем быть экономнее и вместо двух машин использовать одну мою. Пассажиры с букетиками созревшего льна - «мы его только что на поле нарвали» - усаживаются чуть ли не на головах друг у друга, но никто не жалуется, и все отмечают, что так даже веселее, только я молча беспокоюсь: сотни крошечных семян в коробочках-бубенцах так и норовят от тряски рассыпаться по всему салону.

Никто не ожидал, что всего за пару часов по дороге в Старую Потловку мы побываем в стольких местах. Помимо полуразрушенных усадеб; знаменитого Куракинского дворца, что в Пензенской области, с гордой табличкой: «Охраняется государством»; разрушенных и полуразрушенных храмов мы увидели церковь села Соколка, которая поразила меня до глубины души. Крыша ее обвалилась, но купол, целый и невредимый, стоит внутри у стены и будто бы ждет очереди, когда однажды начнется восстановление храма.

Прошлое и настоящее наслаиваются, сосуществуют и в Старой Потловке. Место нашего ночлега - усадьба, некогда принадлежавшая дворянке Надежде Павловне Рихтер, это она в 1901 году построила церковь в память о своей дочери Алле, умершей в пятилетнем возрасте. Вокруг усадьбы стоят высокие стройные деревья - как минимум, в три-четыре раза старше меня, 27-летнего. Эти деревья будто оберегают здание от влияний внешнего мира, его катаклизмов. Усадьба сохранилась прекрасно, только краски потускнели. Крыльцо и высокие окна оформлены резными наличниками. Заходим внутрь - и будто переносимся во времени, а на самом деле лишь вступаем в бывшую администрацию колхоза. Длинный коридор; выбеленные стены, по периметру обитые светлым лакированным деревом; некогда просторные залы разграничены на десяток кабинетов. Володя, Женя, Артем и я размещаемся за дверью с табличкой: «Бухгалтерия».

С нами дети

Наконец идем к храму. Многие из нас видели его лишь на фото. Дорога от усадьбы заняла бы не более двух минут, но мы то и дело останавливаемся, кормим коров и бычков яблоками, увертываемся от гогочущих гусей. Маленькие девочки визжат от счастья.

То, что с нами в волонтерском лагере дети, - символично, ведь храм во имя святой мученицы Аллы, кроме того что действовал как церковь, вмещал еще и начальную школу для местных девочек.

- Очень важно восстановить церковь святой Аллы в качестве центра образования и центра хозяйства, как это было до революции, - рассуждает наш руководитель Александр Игоревич. - Тогда мы сможем восстановить не только здание храма, но и общественную и церковную жизнь села.

Написав историческую книгу о священномученике Гермогене, епископе Саратовском и Царицынском, который всячески способствовал развитию церковного образования в Поволжье, Александр Игоревич понял, что может не только исследовать историю, но и сам, своими действиями, ее продолжать.

- Еще осенью прошлого года жители села по старой памяти называли здание церкви пекарней, ведь в советские годы именно так оно и использовалось, - рассказывает Александр Игоревич. - А после того как в декабре 2013 года при семнадцатиградусном морозе впервые за 80 лет после закрытия была совершена Божественная литургия, мы увидели, что люди снова стали называть его храмом. Это очень значимая перемена.

У стен церкви сложены кирпичи, их пожертвовал один из пензенских кирпичных заводов. И хотя мы привлечены идеей восстановления храма, его реставрацией занимаются профессионалы. Скоро начнется монтаж крыши. А наша работа будет чуть менее ответственной, нам поручено расчищать от мусора, зарослей кустов и травы территорию волонтерского лагеря, а в будущем, возможно, и культурного центра.

Их нравы

Всей командой мы отправляемся за рабочими инструментами. Александр Игоревич будто бы живет здесь уже несколько лет: здоровается то с одним, то с другим, перекидывается парой слов. И это не просто болтовня. Многие жители Старой Потловки понемногу вовлекаются в судьбу усадьбы и храма. По пути заходим к местной жительнице Вере Васильевне, чтобы договориться, во сколько забрать кастрюли с едой. Она готовит для нас вкусные обеды и ужины. В прошлую поездку волонтеры пустили по кругу шапку и собрали нашей поварихе на новую газовую плиту.

К нам подходит еще один местный житель - Миша Авдеев. Миша обещал охранять территорию усадьбы. Но он любит принять на грудь, и это видно. Еще не выпив сегодня, Миша все равно что пьян. Он вежливо клянчит деньги. А одалживать инструменты мы идем к его родному брату - Роману Авдееву. Роман встречает нас у ворот своей хозяйственной территории в специальной одежде пчеловода: комбинезон, маска. Вдоль забора видим - стоят ульи. Роман будто бы младше брата, хотя на самом деле старше. Подтянутый красивый мужчина, темные волосы, чуть тронутые сединой. Пока Роман уходит точить для нас лопаты и косы, я захожу на территорию его фермы, уж очень интересно. Ферма красива концентрацией жизни: стога сена, гуси, куры, воздух звенит звуками прирученного животного мира. Роман приносит инструменты и рамку с сотовым медом. «Для радостного и бодрого труда вам», - улыбается он. Мы до следующего дня не решаемся разрезать соты, любуемся.

Работать вместе и молиться вместе

В расчистке исторического амбара, что на территории волонтерского лагеря, участвуют почти все. Володя рубит топором кустарник. Женя косит, и неплохо, хотя делает это впервые. Маруся, она учится в Саратовском государственном университете, складывает скошенную траву в одну кучу. Младшие девочки, Лиза и Катя, когда прибегают к нам, стараются помочь, таскают веточки.

Мое внимание привлекает москвич Артем, и, хотя он не наигранно отказывается фотографироваться, Маше все же удается запечатлеть его за работой: аскетичное худое лицо, широкие скулы и какая-то простота во взгляде. Я был больше удивлен тому, что он преподает в университете, чем тому, что он нередко ездит трудиться в монастырь.

- Все Господь дает по силам, - рассуждает Артем. - Один раз с ребятами на Валааме дрова кололи. Взяли самый маленький пенек. Думали, что сразу разрубим. Били по нему по очереди раз тридцать, и все никак. Потом вспомнили, что забыли помолиться перед работой. Помолились - и потихоньку смогли расколоть пень. Я тогда себе руки до кровавых мозолей натер, а с утра уже все прошло. Силы дает Господь! А еще как-то раз разгружали десять тонн корма для рыб (у монастыря на Валааме была рыбная ферма). Нас было около десяти человек. Думали, что свалимся под этими мешками, пока несли их в сарай. Но все перетаскали, и потом ничего не болело. Осознание того, что делаешь это ради Бога, дает дополнительные силы на этот труд.

После работы собираемся за столом, мне даже не хочется есть. Какое-то чувство насыщения. Воздух, что ли, здесь питает? Но чувство полноты испытываю не только я. Маруся не хнычет, делится тем, что все руки исколоты крапивой. «Возможно, это и полезно, - рассуждает она. - Но важно другое: что мне это нравится, и нравится этот пьянящий дух свежескошенной травы. Вроде колется, обжигает, а обращаешься с молитвой к святой Алле - и этот простой, в сущности, механический, труд одухотворяется».

В волонтерском лагере прошел всего лишь день, но чувствую, как за общим делом все мы стали ближе. Вместе решаем прочесть и вечернее правило. Я привык читать эти молитвы один и ощущаю их как нечто личное. Молиться совместно для меня означает проявлять доверие к тем, с кем молитву разделяю. Читаем по очереди. Звуки разных наших голосов перетекают друг в друга. Прошло всего два дня, как я уехал из родного города. Уже в дороге ощутил радость движения по родной земле. Леса, поля, реки... Сейчас, лежа на раскладушке в комнате с табличкой: «Бухгалтерия», ощущаю, что не я двигался, они пробегали мимо меня. В движении по-настоящему ощущаешь их жизнь. Но жизнь эта существует за пределами меня, помимо меня. Не могу уснуть, чувствую полноту жизни теперь уже в себе самом, в груди, в душе... Совершенно особенна эта работа ради Христа.

Фото участников поездки

Газета «Саратовская панорама» № 44 (972)

Михаил Яковлев

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/delo-vo-imya-hrista

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06