Рабоче-христианское

0
190
Время на чтение 4 минуты

    
Трудно назвать что-то настолько разрушительное для внутреннего мира христианина, как суета и то смятение, в которое, словно в какую-то страшную, гибельную воронку она то и дело нас вовлекает. Точнее, нет — не вовлекает, нет у нее такой силы и власти. Вовлекаемся мы сами, по вполне свободному, хотя и далеко не всегда по-настоящему осознанному выбору.

Преподобный Исаак Сирин называет смятение «колесницей диавола», ибо именно посредством смятения врывается он в душу человека, в его жизнь и рушит в ней все, что только успевает, обнуляя уже, казалось бы, исполненное, отбрасывая далеко назад, помрачая и опустошая. И не удивительно: борьба со страстями требует внимания, требует концентрации душевных сил, невозможна без постоянной (насколько это удается) обращенности ума и сердца к Богу.

А когда мы даем суете — по важному или же, наоборот, какому-то мелкому, ничего практически не значащему поводу — захватить нас, когда мы приходим в смятение и в состоянии смятения живем, действуем, говорим, мыслим и чувствуем, то где тут место вниманию, откуда взяться концентрации, как молиться? Тут и происходят все преткновения, все падения, тут и совершаются наиболее серьезные, трудно поддающиеся порой исправлению ошибки. Тут мы и растрачиваем, теряем тот мир, то тепло, тот покой, которыми наделила нас благодать. И остаемся фактически ни с чем, с единственным очередной раз подтвержденным знанием своей никчемности, никуда не годности, ни на что не способности. Что, может быть, и не так уж плохо, поскольку способно привести нас в конце концов к самому важному — смирению. Способно... Если и оно, знание это, не окажется совершенно поглощено суетой.

Как быть, как бороться с этим, когда суета и на самом деле вездесуща? Мы постоянно находимся в потоке ни на минуту не прекращающихся попечений, требующих нашего внешнего и внутреннего участия дел, постоянно же происходит и что-то, нами не запланированное, не предусмотренное, выбивающее нас своей неожиданностью из колеи, расстраивающее, возмущающее, заставляющее то гневаться, то недоумевать, то унывать. Как тут не теряться, не спотыкаться, не сбиваться раз за разом с пути?

Вся суть — не в происходящем, а в нашем отношении к нему

Есть, кажется, один очень верный, очень разумный и очень эффективный способ. Вся суть — не в происходящем, а в нашем отношении к нему, в том, какое оно. А должно оно быть рабочим, что одновременно означает христианским.

Что бы ни случалось, как бы неожиданно, нежеланно, затруднительно или болезненно для нас оно ни было, первой реакцией должно быть не раздражение, не печаль, не досада, не то же смятение. Первым должен быть вопрос: что с этим делать? И другой, еще более важный: а что от меня в этой ситуации ожидает Господь? И практически всегда ответ оказывается очевидным.

Ты был занят чем-то очень серьезным, что-то выстраивал, устраивал, и вот оно развалилось в силу чьего-то злого умысла, стечения обстоятельств, твоей собственной ошибки. И что же? Оплакивать зря потраченные время и силы, жалеть себя, биться в истерике? Конечно же, нет, хотя очень часто примерно так мы и поступаем. Проанализировать причины неудачи, сделать выводы, убедиться еще раз в том, что дело и в действительности нужное, а не пустое, не лишнее, и — взяться за него вновь. Только так...

Тебя подвел человек, которого ты считал близким, почти что родным, своим, и горечь переполняет твое сердце, ни на что нет сил, руки опустились. И что? Спрашивать себя до бесконечности: «Да как же такое могло быть?!», обходить круг за кругом тех друзей и знакомых, которые у тебя всё же есть, и жаловаться им на пережитое разочарование? Восклицать наедине с самим собой: «Ну и кому же теперь можно верить? И как же теперь дальше жить?» И тратить на это новые и новые силы, убивать впустую время, неустанно растравлять и без того кровоточащую рану? Мы так нередко и поступаем. Но и так — нельзя. Как бы ни было трудно — надо принять случившееся как факт, постараться понять, как общая всем людям слабость могла проявиться таким непредсказуемым для тебя (и вполне предсказуемым на самом деле) образом в твоем ближнем, простить за нее и определить, каковы должны быть твои взаимоотношения с ним впредь. И если не удастся сделать этого сразу, то, по крайней мере, не торопиться вычеркивать его из своей жизни раз и навсегда.

Ты столкнулся просто с какими-то трудностями, которые показались тебе непосильным бременем — вкупе с тем, что тебе и так приходится на себе тащить. Они легли на твоем пути словно огромный валун, который ни обойти, ни перепрыгнуть, ни даже перелезть не получится. Все рушится — то, что ты планировал, на что надеялся, без чего, кажется, не мог обойтись,— все это оказывается почти что нереальным, недостижимым. Можно выходить из себя, можно гневаться, можно плакать, можно, наконец, биться телом об этот валун, молотить по нему руками и ногами... Сколько у каждого из нас синяков, полученных именно вследствие таких, никому кроме нас не приносящих вреда ударов? Но нужно только одно: разобравшись, как убрать этот валун с пути, взяться за это, как бы ни была подобная работа трудна, долговременна, взяться, даже если бы валун пришлось дробить на мелкие камешки, взяться, потому что другого выхода у нас нет. Нам всё равно рано или поздно придется поступить так, зачем же поздно, когда не будет уже времени и сил?..

Вот примерно это рассуждение я и именую рабочим отношением ко всему, что с нами происходит, ко всем вторжениям окружающей суеты в нашу жизнь, ко всем попыткам врага привести нас в смятение. Оно же, отношение это, одновременно, как упомянуто выше и как нетрудно понять, и христианское. Рабоче-христианское, мне полюбилось называть его так...

Игумен Нектарий (Морозов)

http://www.pravoslavie.ru/put/75038.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06