«Россия пойдет вперед...»

На Международном конгрессе «Русская словесность в мировом культурном контексте»: взгляд старожила форума

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
177
Время на чтение 9 минут
 «Россия пойдет вперед...»

В подмосковном пансионате «Сосны» состоялся V Международный конгресс «Русская словесность в мировом культурном контексте», посвященный завершению Года культуры и предваряющий Год литературы.

Форум был проведен Международным фондом Ф.М. Достоевского (президент Игорь Волгин) при участии Отделения историко-филологических наук РАН, Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом), Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Литературного института им. А.М. Горького, факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и Русского ПЕН-центра.

Конгрессы И. Волгина последовательно проводят в жизнь идею диалога культур, общения и обмена мнениями, а потому неизменно приглашают к дискуссиям на форуме не только «теоретиков», но и «практиков» - писателей, деятелей культуры, переводчиков, руководителей СМИ и т.д. Целью «волгинских» симпозиумов является осмысление русской литературы как мирового духовного феномена: ее художественного и нравственного опыта, сосуществования с другими литературами и т.д. Обобщаются и некоторые итоги развития самой филологической науки. Главный инициатор и устроитель поясняет: «Данный форум - попытка впрячь в одну телегу коня и трепетную лань, то есть исследователей русской литературы и русских писателей».

В конгрессе, за десятилетие заслужившем широкое признание гуманитарного сообщества, в этот раз приняло участие около 300 исследователей - ученых-русистов и литераторов - из России и стран ближнего и дальнего зарубежья, включая все страны СНГ и Прибалтики, а также Японию, Китай, Вьетнам, Францию, Германию, Мексику и др.

Как правило, научные литературоведческие конференции собирают специалистов, занимающихся определенным периодом или конкретной персоной.

Конгресс «Русская словесность в мировом культурном контексте» - единственный в мире форум, где рассматривается пространство всей русской литературы - от «Слова о полку Игореве» до наших дней.

Указывая на объединительную роль персонально Ф. Достоевского, И. Волгин утверждает: «Наряду с Пушкиным и Толстым, Достоевский относится к числу тех русских писателей, чьи биографии стали частью национальной истории. Но и все полутысячелетие существования рода, к которому принадлежит автор «Братьев Карамазовых», являет нам некое метафизическое единство, заключающее в себе еще не разгаданный смысл. Разумеется, Достоевский - главное скрепляющее звено в этой генеалогической цепи. Его предки, обитавшие на территории Белоруссии, России и Украины, - часть той культурной и этнической общности, которая легла в основу общерусской ментальности».

Русский язык остается средством мировой коммуникации, но гуманитарии V конгресса в «Соснах» с тревогой отметили факт «шагренизации», то есть сокращения русского языка на постсоветском пространстве. Исследователи из среднеазиатских республик уже не первый год высказывают мысль, что роль русского языка в странах бывших советских республик может быть существенно повышена, если его статус закрепить в реальном образовательном процессе - школьном и вузовском, к тому же подкрепив обязательностью изучения русской литературы, без которой язык практически мертв.

И. Волгин на пленарном заседании открытия конгресса подчеркнул, что текущие события на Украине являются прямым следствием ослабления присутствия там русской культуры.

И красной нитью провел через весь форум мысль о том, что если не будет России как державы, то не будет и единого культурного пространства. Кстати, основное финансирование нынешнего конгресса осуществлено за счет гранта Президента РФ.

* * *

Известные писатели и ученые, академики, главные редакторы толстых литературных журналов в течение пяти дней провели пленарные, секционные заседания, собрания за круглыми столами. Были рассмотрены и обсуждены такие темы: «Россия - Запад - Восток в диалоге культур», «Русский язык как средство мировой коммуникации», «Русский язык и литература в средствах массовой информации и Интернете», «Россия на постсоветском пространстве: историко-культурный аспект», «Поэтика художественного текста: теоретические и прикладные аспекты», «Кинематограф и театр: на пересечении с литературой», «Биография писателя: антропологический поворот?», «Русский и европейский литературный авангард», «Правовые отношения в сфере литературы и журналистики», «Проблемы художественного перевода», «Поэзия вчера и сегодня» и др.

Отметим лишь некоторые доклады из сотен.

На секции «Новые вызовы и современная словесность» Наталья Лясковская (Москва) сделала сообщение «Новые святые в литературе. Проблемы агиографии современных святых на примере жития св. Матроны Московской».

Елена Буевич (Черкассы, Украина) на секции «Л. Толстой и Ф. Достоевский в русском и мировом художественном сознании» выступила с докладом «Сербский крен романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина": Раевский ли Вронский?». Цитируем: «Cудьба полковника Николая Раевского символична. Она объединяет собой как минимум три современные страны - Россию, Украину и Сербию. Полковник появился на свет в Керчи, последний приют нашел в родовом имении Раевских в Кировоградской области (сейчас - центральная Украина). Оборонял Сербию, прославил Россию... Интересен факт существования в Сербии "церкви Вронского". Это мемориальной храм в русском стиле, возведенный на деньги матери полковника Н. Раевского недалеко от места его гибели. До сих пор ее называют именем литературного персонажа. Границы литературы и действительности фактически исчезли».

Ярко и содержательно прозвучало на секции «Художественный опыт советской цивилизации» выступление киевского литературоведа и композитора Ефима Гофмана на тему «В сопротивлении небытию. Смерть и похороны Б.Л. Пастернака в стихотворных откликах поэтов-современников».

Киевлянка Лариса Садыкова на этой же секции напомнила: «В свое время русская религиозно-философская эссеистика Серебряного века и эмиграции осваивала русскую жизнь, будущее России в параметрах «Бог о России», «живой религиозный личный опыт», «вера в Бога», «миссия России». Потребность в вере в России очевидна и сейчас». И привела не утратившие актуальности слова Н. Бердяева 1935 года:

«В нашу эпоху более всего нужно бороться за человека и человечность, религиозно и социально бороться. Задачи русской религиозно-философской и религиозно-социальной мысли остаются творческими, обращенными к будущему, а не прошлому. Это есть задача поддержания света, как бы ни была велика тьма».

Немалый интерес участников конгресса вызвало заседание секции «Религиозно-философские искания русской литературы», на котором прозвучали доклады китайских профессоров Лян Кунь «Идейные основания культа женственности в русской культурной традиции» и Вана Чжигэна «Юродство и самобытность классики русской литературы», а также московских исследователей - Олеси Николаевой «Роман Достоевского «Бесы»: Тургенев и Кармазинов - к проблеме прототипа» и Александрины Вигилянской «Хронотоп дороги в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго"».

Наталья Пращерук (Уральский университет, Екатеринбург) впечатления о форуме обнародовала на своей странице в Фейсбуке: «А еще острота, которой не было на подобных форумах и которая связана с трагическими событиями уходящего года. Когда спрашиваешь коллег: "Откуда?" и слышишь в ответ: "Киев, Харьков или Донецк", чувствуешь сразу внутреннее напряжение... Коллега из Донецкого университета, с которой мы были очень дружны в 1990-е, какое-то время держала дистанцию в общении, а потом, когда стала говорить, повторяла все время: "Только, пожалуйста, не плачь"...

Самое большое восхищение адресую моим коллегам и друзьям из Киева, Харькова, Черкасс и Донецка. Спасибо вам, мои дорогие, за мужество противостоять массовому безумию, спасибо за верность общим корням и, надеюсь, нашей общей судьбе. Храни вас Господь!».

В рамках культурной программы конгресса выступили Квартет Большого симфонического оркестра им. Чайковского, Народный артист России пианист Ю. Розум, были показаны кинофильмы А. Кончаловского и А. Городницкого, а также, по традиции форума, прошел большой вечер поэзии. Стихи читали Юрий Беликов (Пермь), Лидия Григорьева (Лондон), Бахыт Кенжеев (Нью-Йорк), Станислав Минаков (Харьков) и москвичи Игорь Волгин, Олеся Николаева, Марина Кудимова, Мария Ватутина, Геннадий Красников, Надежда Кондакова, Наталья Лясковская, Вячеслав Куприянов, Елена Исаева, Алла Боссарт, соведущие вечера Александр Городницкий и Ефим Бершин.

На конгрессе говорили о сломе не только веков, но и тысячелетий, о колоссальной фанаберии, с которой западный мир подступил к XXI веку, о возникшей в последние годы серьезной угрозе для христианской цивилизации.

О том, что литература (прежде всего, русская) может и должна стать воплощением борьбы за то, чтобы эта цивилизация уцелела. Констатировалось, что культурный и литературный диалог между Россией и Западом если и идет, то на уровне камерального, замкнутого пространства.

* * *

Завершающим актом стало пленарное заседание в последний день конгресса, на котором Авигдор Эскин (Израиль) выступил с докладом «Охранительство и универсальность в русской идее. Ф. Достоевский и К. Леонтьев».

«Учуяв угрозу нацизма, угрозу ветров, которые подули из разных концов Европы, протест высказала именно Россия, - подчеркнул докладчик. - Русская культура - не просто культура. Отрадно, что в наше время есть люди, которые, как участники конгресса профессора Волгина, возводят русское слово в ранг теологии, занимаются охранительством, защищают его. Нет ничего отвратительней концепции "свободы слова", которая уравнивает уличного хулигана и Данте. Культура начинается с чувства ответственности: с того, чего говорить не следует».

«Российская империя всегда носила характер умиротворения, - продолжил израильский общественный деятель. - Русский язык всегда был объединяющим, терять это достижение преступно, и те люди, которые пытаются сейчас расчленять сердца, людей, культуры - ведут недопустимую работу.

Что есть "русская идея"? Великие источники, например, Иван Ильин, говорили о русской идее как идее сердца.

"Общечеловеческих ценностей" я нигде не видел. Единственная книга, которая может претендовать на общечеловеческие ценности - это Библия. Но те, кто сегодня много говорят о них, имеют в виду что угодно, кроме Библии. Как сказано в псалмах, будет царить язык лжи. Мы же - живем в пространстве сплошной лжи.

Однако замусоривание сознания чуждо русской культуре. И спор между Достоевским и Леонтьевым - типичный пример людей, которые пытались познать правду. Достоевский говорил о Пушкине как о человеке, сумевшем выразить разные культуры и создать аутентичные русские образы». Далее докладчик подчеркнул:

«Русские приспособлены к любви к другим народам, открыты и готовы с ними общаться. Эта русская всечеловечность не имеет равных в мире. И потому Аксаков и славянофилы сказали, что мы теперь будем заново перечитывать Пушкина».

«Леонтьев жил русской идеей и, в отличие от Достоевского, прошел сильную теологическую школу. Кажется, Леонтьев во многом инстинктивно прав, в частности, он задает оппоненту вопрос: как можно любить современного европейского человека, и нужно ли, и за что? Он задает много тяжелых вопросов. И если мы сегодня посмотрим на Западный мир, то поймем, что он смотрит на Россию лживо, предвзято. Когда язык лжи господствует, вести диалог либо затруднительно, либо невозможно». Леонтьев уже тогда предупреждал, - подчеркнул А. Эскин, - насколько нужно быть осторожным: во-первых, для сохранения корней и, во-вторых, в открытости по отношению к Европе. И он был прав.

Русская философия сильно проявлена именно в литературе. Русская мысль не столь системна, как, скажем, европейская, однако имеет несомненную поэтическую силу, поэтому имеет рельефное отражение в душе человека. Сила обоих наших оппонентов - и Достоевского, и Леонтьева - в словесности. Русская литература XIX в. приближена к теологии. Если смотреть глазами мессианскими, с позиций Вечности, тогда становится понятно, что правы были оба - и Достоевский, и Леонтьев.

И возникает вопрос: прав ли был Достоевский в том, что надо любить всех? И если ты не любишь всех, то какое избавление может быть кому бы то ни было? Это уже следующий этап размышлений. Достоевский смотрел как раз вперед, хотел видеть в народах Европы лучшее. Пытаясь принести все лучшее от народов в общий духовный Иерусалим. И не следует отказываться от лучшего, от фундамента, от связи с народом, от почвенничества, опоры на народный дух, от метафизической России (тема сильно выражена в «Братьях Карамазовых»), а также и от мысли Леонтьева о важности и знания, и образования, полагавшего Россию как крепость, как основу существования.

Докладчик также напомнил суждение профессора Башмакова о том, что русская однородность есть самая выраженная и самая установившаяся во всей Европе. А. Эскин так завершил свое выступление, вызвавшее живой отклик у участников заседания:

«Россия, опираясь на свою великую, уже построенную культуру, опираясь на то, что совесть и дух сохранились, пойдет вперед и будет великой. Собственно, этого прорыва мы ждем».

Профессор И. Волгин напомнил собравшимся, что философ Г. Федотов назвал Пушкина «поэтом империи и свободы», а также, завершая конгресс, отметил, что русское культурное пространство сегодня по-прежнему сильно разорвано, поэтому для устроителей конгресса очень важно общение приезжающих персон - разных взглядов и вероисповеданий. Здесь создается хорошая нравственная, эстетическая, научная коммуникативная атмосфера.

http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/_rossija_pojdet_vpered_588.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Александрович Минаков
Все статьи Станислав Александрович Минаков
Александр Сергеевич Пушкин
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06