Древо жизни

0
169
Время на чтение 5 минут

Помню, как в детстве мне хотелось иметь рамку для фото в виде посеребрённого ветвистого дерева. Чтобы на каждой ветке висела небольшая овальная рамочка для портрета. В то время такие рамки стоили дорого. В них каждая деталь была сделана, как мне казалось, с мастерством Микеланджело: древесная кора, маленькие тонкие листочки, завитушки на концах ветвей... Я представляла, как вырасту, отыщу где-то в архивах (обязательно в архивах!) затерянные фотографии моих прапрапрабабушек и дедушек - и торжественно вставлю их в наше семейное дерево.

 



Раму в форме дерева мне так и не подарили. Но желание достойно представить свою родословную меня не оставляло. Когда мне было лет 12, я сочла, что пришло время действовать. И втайне от родителей решила приготовить им подарок: воссоздать на плакате нашу генеалогию, используя фотографии из домашнего альбома. Мне казалось, что, просто лёжа в фотоальбоме, эти снимки никому ни о чём не расскажут. А вот если я их аккуратно вырежу, наклею в определённом порядке, да ещё и обрисую вокруг цветочками и орнаментом, - это будет совершенно другая песня! И благодарные потомки будут с радостью рассматривать наше семейное древо...

 

Но пока вместо благодарных потомков моё произведение с удивлением рассматривали родители. Для них это был ещё тот сюрприз, если учесть, что многие снимки существовали в единственном экземпляре. После этого доступ к старым фотографиям был мне строго-настрого запрещён.

Прошло время, я стала ходить в храм. Моё желание изучить свою родословную усилилось ещё больше. С неофитским запалом я представляла: а что, если среди моих дальних предков были священники или даже монахи! Мне тогда казалось, что это гарантировало бы мне какие-то бонусы для вхождения в Царство Небесное...

И я начала расспрашивать бабушек и дедушек, записывать их воспоминания. Постепенно узнавая жизнь своих родственников, я понимала, что, наверное, святых в нашем роду нет (хотя это известно только Одному Богу). Однако среди моих предков были достойные и праведные люди, которым пришлось жить в трудное время, и вера их была такой, что никакие испытания не смогли её сломить. Думая о жизни моих родных, я вспоминала слова апостола Павла: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр.13, 7).

Мой прапрадед Никифор был подкидышем. Усыновила его зажиточная и бездетная семья одного крестьянина. У прапрадедушки были золотые руки: за что бы ни взялся, всё ему удавалось. Он был землепашцем, садоводом, плотником, столяром, бондарем (мастером по изготовлению бочек), а также преуспевающим пчеловодом с пасекой в сто ульев. В его хозяйстве насчитывалось около ста голов разной скотины. Прапрадедушка никогда не сидел без дела и такое же трудолюбие воспитал в своих пятерых детях.

Семья была православной - не просто по букве, но и по духу. На свои средства дед Никифор построил храм. Он самостоятельно устроил небольшой примитивный завод по изготовлению красного обожжённого кирпича из местной глины. Из этого кирпича дед Никифор вместе с сыном Григорием соорудил большой просторный дом с хозяйственными постройками; из него же они построили сельскую церковь, где долгое время сам Никифор был старостой. Храм сохранился до наших дней, в его ограде находятся две могилы - моих прапрадедушки и прапрабабушки.

Когда наступила революция, прапрадедушкина семья, точно так же, как семьи всех трудолюбивых крестьян, подпала под категорию «кулаки». Имущество отобрали, а всё семейство с детьми и внуками выставили на улицу. Дом, который построил дед Никифор, был добротный, красивый, поэтому в нём решили разместить сельсовет. Который, кстати говоря, находится там до сего дня.

К семье церковного старосты коммунисты решили применить особые меры. Жителям села было запрещено под страхом смерти принимать дедушкину семью на ночлег в свои дома. Много лет семья встречала рассветы на полу чьего-то хлева или сарая.

Деду Никифору в то время было уже за 60, и его не репрессировали. А вот его сыну Григорию повезло меньше. У Григория была большая семья - семеро детей. Жена умерла после трудных родов. Двое детей умерли ещё в младенчестве, а пятеро остались сиротами после смерти матери. Дед Гриша, понимая, что детям нужна мать, женился на молодой девушке Марии. Не прошло и нескольких месяцев после свадьбы, как началось раскулачивание.

Григорию заблаговременно предлагали уехать, но он отвечал: «Я всегда поступал с людьми честно, никого в селе не обидел. Работал в поле вместе с рабочими, обедал с ними за одним столом. Меня не тронут». Но оказалась, что доброта и порядочность были как раз той причиной, по которой прадедушку отправили на Соловки. Это было начало 20-х годов. Соловецкий архипелаг ещё не был тем страшным местом, о котором писал Солженицын. Тогда там располагался СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения. Условия содержания были не столь жёсткими, и дедушке удалось бежать. Когда он вернулся в родное село, его встретили так: «Ты вернулся? Ну так давай ещё раз съезди!». И отправили на Соловки во второй раз.

Всё это время молодая жена деда Гриши, оставшаяся с пятью детьми на руках и престарелыми родителями, ходила по селу в поисках заработка. Ночевала на заднем дворе, если добрые люди приютят, а то и под открытым небом. Несмотря на все тяготы, она никогда не теряла надежды и веры в Бога. Пытаюсь представить себе её жизнь в эти годы и думаю: а смогла бы я так? Легко верить, когда всё хорошо, светло и радостно, а вот верить Богу во время такого испытания, - думаю, не каждому под силу.

Рассказывали, что бабушка Мария была очень красивая. За все эти трудные годы она не обозлилась на людей, не возроптала, но до конца жизни сохранила мягкий миролюбивый характер и любовь к Богу.

Не знаю, каким чудом дедушка Гриша выбрался из места заключения во второй раз. Трудно представить, сколько нужно было иметь здоровья, чтобы с Соловков на перекладных добраться до Чернигова. Вернувшись, дедушка на этот раз не стал дожидаться, когда его отправят по третьему кругу, а сразу же собрал всю семью и уехал на юг. Там с большим трудом им удалось найти угол. В маленькой комнатке ютилось девять человек. Спали и на столе, и под столом, и на стульях. И были счастливы, что все живы и все вместе!

Семья была работящая, поэтому вскоре им удалось купить земли и построить дом. Закончили его как раз в мае 1941 года. Только заселись - началась война, немцы пришли. Дом строили для себя, не жалея сил, поэтому и вышел он опять «самый файный на селе». Немцы, недолго думая, всю семью выгнали на улицу, а сами разместились в доме. И снова для деда и его детей началась цыганская жизнь. В дальнейшем они прошли ещё много испытаний, но, несмотря на это всё, дети выросли верующими, и в вере воспитали потом своих детей. Даже в самые трудные и голодные времена на праздник Пасхи в доме всегда пеклась маленькая пасочка. Её дарили гостям.

Дед Гриша умер в 85 лет. Каждый день он молился в своей комнатушке перед иконами. Если где-то в селе умирал человек, он всегда шёл туда со своей старенькой потёртой Псалтырью и предлагал почитать над умершим псалмы. В советском селе многие его не понимали и почитали за чудака. А он отвечал просто: «Если я о них сейчас не помолюсь, кто же о них помолится?».

Вспоминая дедушку Гришу, я верю, что он и сейчас молится обо всех нас.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/drevo_zhizni.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александра Гавриш
Все статьи Александра Гавриш
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52