О миссионерском потенциале крестных ходов

Новости Москвы 
0
395
Время на чтение 13 минут

Научный сотрудник Свято-Филаретовского православно-христианского института, преподаватель миссиологии Наталья Адаменко в публикуемом материале напоминает о сути крестных ходов и о том влиянии на верующих, которое они оказывают. Особое внимание уделяется автором миссионерскому аспекту совместных молитвенных шествий.

Практически в каждой епархии сейчас проводятся крестные ходы с чудотворными иконами и другими святынями, а также по местам, связанным с жизнью святых, новомучеников и исповедников. История возникновения крестных ходов интересна, и с ней можно познакомиться в соответствующих источниках и литературе[i]. Однако наше небольшое исследование будет посвящено миссионерскому потенциалу крестных ходов.

Сразу отметим, что крестные ходы обладают не только миссионерским значением. Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин (Лихоманов) в своем докладе на секции XXII Международных Рождественских чтений «Крестный ход: история, современность и развитие» отметил, что для верующих, участвующих в крестных ходах, он прежде всего является молитвой и духовным деланием. На крестные ходы собираются верующие люди из разных мест, что способствует их общению и укреплению единства Церкви. Информация о почитаемых иконах, святых и подвижниках благочестия благодаря крестным ходам распространяется по епархии и за её пределы[ii].

Прежде всего, дадим определение крестному ходу, а также выясним, что является крестным ходом, а что - не является, хотя порой называется так же.

Крестный ход - многолюдное торжественное шествие верующих из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту (например, святому источнику) с большим запрестольным или выносным крестом. Участники крестного хода часто несут также святое Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия поют тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон (в Пасхальную седмицу)[iii]. С богослужебной точки зрения крестный ход представляет собой открытое богослужение - литанию или литию - религиозную процессию вне храма, сопровождаемую молитвой, в которой могут принимать участие все желающие, в том числе оглашаемые, кающиеся и не христиане[iv]. Крестные ходы бывают регулярные (календарные) и чрезвычайные (во время войн, эпидемий и других особых событий). По продолжительности - однодневные и многодневные (от нескольких часов до месяца). По количеству участников - от небольшой группы в несколько человек до нескольких десятков тысяч человек (Великорецкий крестный ход).

Пешее многолюдное шествие к определенному месту по определенному маршруту, сопровождаемое общей молитвой и несением креста, икон и других святынь, - именно такими крестные ходы были в древности, такими они вошли в традицию Церкви. Например, именно так уже более 600 лет совершается Великорецкий крестный ход с образом святителя Николая по Вятской области[v]. Однако сейчас крестными ходами иногда называют разного рода акции, весьма далекие от смысла крестных ходов. Так, крестными ходами называют велопробеги, байдарочные походы, паломничества на мотоциклах и автомобилях, поездки на катерах, полеты на самолетах, вертолетах, дирижаблях, во время которых часто тоже перевозится икона и делаются остановки транспортных средств в храмах и монастырях для молебнов. Но эти своеобразные паломничества «нельзя в полной мере назвать крестными ходами», - сказал в интервью РИА Новости председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Он напомнил, что разнообразие общественных акций и частных инициатив верующих, подаваемых под видом крестных ходов, уничижает саму суть и смысл этого термина. «Если кто-то, не прилагая собственных сил, перемещается на самолете или на автомобиле, посещая разные места, в том числе храмы и монастыри, это не предполагает того усилия и того подвига, который обычно несут крестоходцы, поэтому многие не случайно скептически относятся к наименованию таких визитов крестными ходами», - подчеркнул он[vi].

Многодневные крестные ходы по некоторым признакам сходны с паломничествами, их участники идут пешком все время или значительную часть маршрута, с молитвой во время пути и в общении друг с другом и с теми, кто присоединяется к крестному ходу по дороге и на остановках. Возможность всем желающим присоединиться к крестному ходу существует всегда, это одна из характерных особенностей всякой литии - открытость и доступность этого вида молитвы для всех.

Также доступным для всех становится слово Священного Писания и проповеди на молебнах, которые часто служатся по пути или в конце крестных ходов. Проповедь эта, конечно, важна не только для неверующих, но и для верующих, особенно для тех, кто по какой-то причине редко бывает на богослужениях и не участвует в Таинствах. Архим. Спиридон (Кисляков)[vii] в своих воспоминаниях описал, как он в 1895-1898 гг. в качестве псаломщика с мая по октябрь[viii] ходил с традиционным ежегодным крестным ходом с иконой мученика Пантелеимона по Томской губернии и по благословению епископа Бийского Мефодия (Герасимова) говорил проповеди собравшемуся народу. Вот его собственное свидетельство об этом: «Проповеди мои казались настолько сильными слушавшим, что съезжались слушать их окрестные священники, старообрядцы. Я казался им какой-то загадкой. Многие спрашивали меня, где я учился. Бог свидетель, с этого дня тысячная толпа следовала по пятам нашим. Бывало, еще так утром, народ уже покрывал собою какой-нибудь покат горы и ждал от меня слышать слово Божие. Бывали и такие случаи, что в вечерние часы народ в большом количестве ожидал моего появления и после трех-четырех проповедей приходил в такое сильное рыдание, что мне самому становилось жутко. Многие женщины даже перед всеми говорили свои грехи, и весь народ следовал их примеру. Священник местный тут же разрешал их грехи, а на другой день причащал Святых Тайн. Бывало, что на таких местах строили часовни, и даже храмы»[ix]. Вдохновенная проповедь может способствовать покаянию отдельных людей и возрождению церковной жизни. В случае крестного хода больше вероятности того, что эту проповедь смогут услышать люди, далекие от Церкви.

Крестный ход - организованное шествие многих людей, и это объединяющее свойство общего дела и общей молитвы способствует свидетельству. Само это действие - выход верующих из храма, вынесение наружу святынь (креста, икон, Евангелия) - выражает стремление освятить окружающее пространство молитвой, показать, явить свою веру через дело и слово. Это одна из задач крестного хода - выйти навстречу тем, кто не сделал пока шаг в сторону Церкви, кто сомневается, не верует или верует иначе. Даже если это всего лишь пасхальный крестный ход вокруг храма, у верующих всегда есть возможность засвидетельствовать свою веру во Христа[x].

Многолюдное шествие верующих людей во время военной угрозы, стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации также служит выражением веры и является зримым свидетельством единства верующих перед лицом опасности. Здесь уместно вспомнить о времени начала гонений на Церковь в России после октябрьского переворота 1917 года. Тогда в Петрограде, после попытки вооруженного захвата красноармейцами Александро-Невской лавры, по благословению митрополита Вениамина (Казанского) состоялся общегородской крестный ход в защиту Церкви (в это же время при непосредственном участии митрополита родилось уникальное по многим своим качествам Александро-Невское братство). С утра 20 января 1918 г. около двухсот отдельных процессий из различных церквей города и окрестностей начали движение к Александро-Невской лавре, сливаясь в один крестный ход. В крестном ходе участвовало всего около полумиллиона человек. От лавры крестный ход двинулся к Казанскому собору, где был отслужен краткий молебен[xi]. Такой массовый крестный ход - демонстрацию единства верующих - власти не могли игнорировать, и попытки силой захватить Александро-Невскую лавру тогда прекратились. Многолюдные крестные ходы в конце января - первой половине февраля 1918 г. прошли также в Москве, Владимире, Вятке, Нижнем Новгороде, Одессе, Орле, Саратове и других городах. Некоторые крестные ходы тогда были расстреляны красноармейцами, погибли верующие[xii].

Надо отметить, что сейчас многодневные крестные ходы порой приобретают вид миссионерского паломничества или даже миссионерской экспедиции. Просветительское и миссионерское значение крестных ходов проявляется особенно ярко тогда, когда они проходят по деревням или селам, где разрушены храмы, или же по населенным пунктам, которые появились в последние десятилетия, и где никогда не было храмов.

В качестве примеров таких многодневных миссионерских крестных ходов можно привести крестный ход «По стопам миссионеров Алтайских» по Горному Алтаю и миссионерский крестный ход «Преподобный Сергий Радонежский - слава Земли Русской» по Челябинской области. Крестный ход «По стопам миссионеров Алтайских» проходит уже восьмой год подряд по местам, связанным с деятельностью Алтайской духовной миссии, и продолжается 7-10 дней[xiii]. В 2013 году крестоходцы прошли 152 км пешком по Горному Алтаю и 78 километров - на катерах по Телецкому озеру, в 2014 году прошли 137 км пешком[xiv]. Миссионерский крестный ход в Челябинской епархии проходил в 2014 году первый раз и подготовлен был с участием епархиального отдела по делам молодежи. Его маршрут проходил по северу Челябинской области. Крестоходцы посетили шесть сел, где восстанавливаются храмы, и приняли участие в работах по их восстановлению[xv]. Цель подобных крестных ходов - проповедь Евангелия и оживление церковной жизни в селах по маршруту следования, поэтому на всех остановках, ночевках участники крестного хода совершали молебны и богослужения в полевых условиях или в храмах, проводили миссионерские встречи, огласительные беседы перед крещением, концерты, киноклуб, подвижные игры с детьми, футбольные матчи с местной молодежью и т.п.

Миссионерский потенциал любых крестных ходов можно увеличивать, делая для этого дополнительные усилия. Для этого нужна духовная и практическая подготовка крестоходцев, чтобы крестный ход не стал для них просто очередным ритуальным шествием, не приносящим ничего, кроме чувства выполненного долга. В регулярных крестных ходах, как правило, есть «ядро» из постоянных участников - членов православных объединений, прихожан одного или нескольких приходов, с которыми миссионеры могут провести подготовительные беседы о цели и смысле крестного хода. Миссия - прежде всего, это желание верующего человека поделиться с неверующим своей верой, надеждой, своей радостью. Если участники крестного хода будут обращать внимание не только друг на друга, но и на присоединившихся к крестному ходу людей, будут приветливы и общительны, готовы к личному свидетельству о своей вере, то тогда можно будет ожидать от крестного хода какого-то определенного миссионерского действия.

Самое простое, что ещё можно сделать для увеличения миссионерского потенциала крестного хода, - это заранее приготовить и раздавать во время крестного хода всем желающим разного рода информационные материалы (листовки, буклеты). Это может быть приглашение на просветительскую встречу, концерт, просмотр фильма, беседу со священником, на экскурсию по храму или выставку; также это может быть информация о празднуемом событии или святом, или текст молитв и песнопений. Тогда у неверующих и невоцерковленных людей, присоединившихся к крестному ходу, появится дополнительная возможность сделать ещё один шаг к вере, познакомиться ближе с верующими людьми, задать свои вопросы и разрешить недоумения в личном общении. Проповедь на молебне во время крестного хода тоже должна произноситься с учетом того, что её могут услышать неверующие и невоцерковленные люди, т.е. быть краткой и ясной, без сложных богословских терминов, требующих пояснений, и без учительных интонаций, которые более уместны на катехизации или на проповеди в храме.

Организаторам крестных ходов и миссионерам также важно помнить, что во время подготовки к крестному ходу и в процессе его проведения существует опасность увлечься форматом «мероприятия», забыв о том, что по сути своей крестный ход является богослужением и всегда начинается, сопровождается и завершается общей молитвой.



[i] Главацкий А. Крестный ход. История, виды, назначение [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-slovo.ru/theology/45014.php?sphrase_id=58533 (дата обращения: 25.11.2014).

[ii] На Московских Рождественских чтениях епископ Вениамин рассказал о крестных ходах Ярославской митрополии. Сайт Рыбинской епархии [Электронный ресурс]. URL: http://rybeparhia.ru/news-1047.html (дата обращения: 26.11.2014).

[iii] Главацкий А. Крестный ход. История, виды, назначение [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-slovo.ru/theology/45014.php?sphrase_id=58533 (дата обращения: 25.11.2014).

[iv] Литания или лития (греч. λιτανεία и λιτή) - коленопреклонение, усердное всенародное моление) название моления, совершаемого в притворе храма или вне его (на площадях, полях и проч.), чтобы в этом молении могли принять участие все желающие, таким образом оно становится буквально всенародным. - Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). Сост. свящ. Григорий Дьяченко. 1900. А также: Есть еще один вид литии, известный у нас под названием крестного хода. В случае какого-либо общественного бедствия или общей нужды, или в воспоминание Божественного избавления от прежнего бедствия - совершается сего рода лития. Из храма исходят с хоругвями, Животворящим Крестом, Евангелием и св. иконами и обходят кругом все селение с молебным пением; либо становятся среди селения и тут совершают моление; либо, наконец, идут к воде и там совершают водоосвящение. - Краткий Церковно-Богослужебный словарь. Сочинение прот. Александра Свирелина, М.: 1916 г.

[v] Великорецкий крестный ход. Сайт Вятской епархии [Электронный ресурс]. URL: http://xn----7sbbfrtj7bkdk8b3heh.xn--p1ai/religious_procession/ (дата обращения: 26.11.2014).

[vi] РПЦ: полеты на дирижаблях нельзя назвать крестными ходами. РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/religion/20140701/1014297617.html (дата обращения: 24.11.2014).

[vii] Архимандрит Спиридон (в миру Георгий Степанович Кисляков; 4 марта 1875 - 11 сентября 1930) - священнослужитель Русской Православной Церкви, общественный деятель, писатель.

[viii] С мая по октябрь традиционно проводились и проводятся сейчас крестные ходы.

[ix] Архимандрит Спиридон (Кисляков). «Из виденного и пережитого. Воспоминания проповедника-миссионера». - М.: Новоспасский монастырь, 2008. с. 62-63.

[x] Пример миссионерского свидетельства во время пасхального крестного хода из блога в Живом Журнале:

«После полунощницы на пасхальном крестном ходе ко мне подошла женщина с неожиданным вопросом:

- А что столько народу? Умер что ль кто-то?

- Да, умер, точней, убили. А Он поднялся, ожил... Христос...

- Как это?

Мы были где-то в середине плотного и длинного шествия. Хор впереди пел «Христос воскресе из мертвых». Ему вторили отдельные группки, чем дальше от хора, тем все более сбиваясь с такта, замолкая, и вновь запевая. Мы с моей новой знакомой Галиной отошли на шаг в сторону. Всю священную историю я пересказал минуты за три-четыре, и закончил словами «если мы постараемся жить, как Христос, то и мы с Ним воскреснем и все, кого мы любили». Она слушала внимательно.

- У меня, знаете, муж недавно умер. Верующий был. Много молитв знал, но в храм не ходил. Я сегодня первый раз в храме. Молитв ни одной не знаю. Сама иногда говорю Богу. Заболею, скажу: «Помоги». Отпускает! В сад соберусь, навалю на себя тяжестей, еле ноги волочу. Остановлюсь, скажу: «Господи, помоги» - сразу легче становится. Не знаю, Он помогает или так...

- У меня так же. Думаю, Он.

- Что-то надо делать еще, книжку купить и молитвы выучить. У меня сыну пятьдесят один год. В девяносто втором избили его - инвалид, болеет очень...». [Электронный ресурс]. URL: http://olegglagolev.livejournal.com/9328.html (дата обращения: 28.12.14).

Пример миссионерского свидетельства во время пасхального крестного хода из блога в Живом Журнале:

«После полунощницы на пасхальном крестном ходе ко мне подошла женщина с неожиданным вопросом:

- А что столько народу? Умер что ль кто-то?

- Да, умер, точней, убили. А Он поднялся, ожил... Христос...

- Как это?

Мы были где-то в середине плотного и длинного шествия. Хор впереди пел «Христос воскресе из мертвых». Ему вторили отдельные группки, чем дальше от хора, тем все более сбиваясь с такта, замолкая, и вновь запевая. Мы с моей новой знакомой Галиной отошли на шаг в сторону. Всю священную историю я пересказал минуты за три-четыре, и закончил словами «если мы постараемся жить, как Христос, то и мы с Ним воскреснем и все, кого мы любили». Она слушала внимательно.

- У меня, знаете, муж недавно умер. Верующий был. Много молитв знал, но в храм не ходил. Я сегодня первый раз в храме. Молитв ни одной не знаю. Сама иногда говорю Богу. Заболею, скажу: «Помоги». Отпускает! В сад соберусь, навалю на себя тяжестей, еле ноги волочу. Остановлюсь, скажу: «Господи, помоги» - сразу легче становится. Не знаю, Он помогает или так...

- У меня так же. Думаю, Он.

- Что-то надо делать еще, книжку купить и молитвы выучить. У меня сыну пятьдесят один год. В девяносто втором избили его - инвалид, болеет очень...». [Электронный ресурс]. URL: http://olegglagolev.livejournal.com/9328.html (дата обращения: 28.12.14).

[xi]Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в 1918-1922 гг. Часть I [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/3021404.html (дата обращения: 26.11.2014).

[xii] Главацкий А. Крестный ход. История, виды, назначение [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-slovo.ru/theology/45014.php?sphrase_id=58533 (дата обращения: 25.11.2014).

[xiii] Завершился седьмой крестный ход «По стопам миссионеров алтайских». Сайт Барнаульской епархии [Электронный ресурс]. URL: http://www.altai-eparhia.ru/news/?ID=5218 (дата обращения: 27.11.2014).

[xiv] Крестный ход «По стопам миссионеров Алтайских», 2014. Сайт Горноалтайской епархии [Электронный ресурс]. URL: http://eparhia-gorniyaltay.ru/?p=1469 (дата обращения: 27.11.2014).

[xv] 1 августа в Челябинской епархии стартовал миссионерский крестный ход. Сайт Челябинской епархии [Электронный ресурс]. URL: http://www.sobor-chel.ru/index.php?id=22419 (дата обращения: 25.11.2014).

http://www.bogoslov.ru/text/4352232.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Александровна Адаменко
Все статьи Наталья Александровна Адаменко
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06