Они каждый день спускаются под землю и выполняют свою миссию, понимая, что без угля не будет света и тепла в их квартирах, разрушится вся экономика, не будет электроэнергии и металла, одним словом, уголь был и остается основой развития и благосостояния всей промышленности. И порой трудятся эти героические люди не получая заработной платы, трудятся под землей в нечеловеческих условиях, ежечасно рискуя собственной жизнью. Средства массовой информации в большей части своей сейчас уделяют внимание военным событиям, которые происходят на Донбассе, но я хочу рассказать о человеке труда, о простом труженике угольных пластов.
Шахтоуправление «Луганское» одно из крупнейших угледобывающих предприятий Луганщины и всего Донецкого бассейна летом нынешнего года оказалось под перекрестным огнем артиллерии, и практически было уничтожено, но в настоящее время шахтеры «Луганской» ведут работы по восстановлению горного предприятия, ведется откачка воды, восстановление разрушенных надшахтных объектов.
Ветеран труда Петр Викторович Черкасов, о нём-то и пойдет наш рассказ, о его трудовом пути, о его трудовых подвигах, с болью в сердце, всматриваясь в расстрелянный копер родного предприятия, с которым неразрывно связана вся его шахтерская судьба, говорит:
- Мне даже в страшном сне не могла присниться такая беда, то, что произошло на нашей земле, это не просто преступление, это безумство предателей и негодяев, которые обрекли наш народ на нечеловеческие страдания. Не одно поколение трудилось, создавало, строило, а теперь всё разрушено и сожжено, вопрос, во имя чего это безумство?
Петр Викторович, вздыхая, говорил о тех бедах, что перенесли в эти месяцы жители Луганска, рассуждал о так называемом перемирии, и о том, что на его голове ещё больше стало седых волос - это наша сегодняшняя действительность!
* * *
Трудовой Донбасс золотыми буквами вписал десятки имен в шахтерскую летопись, и в этом ряду легендарных горняков занимает свое достойное место Человек с Большой Буквы, проходчик, мастер скоростной проходки горных выработок Петр Викторович Черкасов.
История шахтоуправления «Луганское» неразрывно связана с именем этого человека. Несмотря на свой пенсионный возраст Петр Викторович всегда рядом со своими друзьями, всегда подбодрит молодых шахтеров, подскажет мудрый горняк и поделится опытом, он и сегодня в центре событий жизни шахтоуправления «Луганское».
За многие десятилетия работы в угольной промышленности проходчиком Петр Черкасов прорубил со своими товарищами в земной толще десятки километров подготовительных горных выработок. Трудился с огоньком, по-стахановски, и за свои трудовые подвиги был неоднократно отмечен трудовыми наградами.
Я помню, как в один из праздников День шахтера мне довелось участвовать во встрече героев труда, которая проходила в Луганске. Августовское солнце светило над донецкими просторами, озаряя своим сияниям копры и терриконы. Его лучи искрились в трудовых наградах, которые звенели на лацканах шахтерских пиджаков, и горняки широкой грудью вдыхали донбасский воздух, встречая свой профессиональный праздник День шахтера, встречали новыми трудовыми победами, надеялись и верили в лучший завтрашний день, среди них был и петр Викторович Черкасов.
Полного кавалера знака «Шахтерская слава», ордена «Знак почета», знака «Шахтерская доблесть» Заслуженного шахтера Украины Петра Викторовича Черкасова в шахтоуправлении «Луганское» знает каждый, он пользуется огромным уважением, как среди рабочих, так и среди руководства. Знаменитый бригадир-проходчик работал на шахте с первого дня ее пуска, с января 1975 года, Петр Викторович, по истине, старожил «Луганской». К его славной биографии можно приложить такие поэтические строки.
Ни чинов, ни регалий не нажил я,
И сундук не трещит от вещей.
Только годы рабочего стажа -
Вот и все, что в котомке моей.
Не герой положительной повести,
Не плакатной души человек.
Жил я все таки очень по совести
В свой крутой и решительный век!
На его глаза прошла вся история шахтоуправления, от становления и взлетов в лучшие годы, до падения и глубокого кризиса в девяностых, относительной стабильности двухтысячных и сегодняшней гражданской войны. Он неразрывно связан с предприятием с его проблемами и радостями. Петр Черкасов всегда в гуще событий, которые происходят на шахте и вокруг неё. Человек он ответственный, любое дело, за которое бы он не взялся, будет выполнено качественно и в срок. Таков Петр Викторович Черкасов.
* * *
Петр Черкасов родился в 1947 году в селе Березовка Воробьевского района Воронежской области в крестьянской семье. Рос без отца, мать воспитывала будущего горняка одна, и с ранних лет Петр познал всю тяжесть безотцовщины, нужды, а порой и голода. От зари до зари трудилась матушка на земле, для того чтобы прокормить детишек. Петя рос крепким и смышленым мальчишкой и с малых лет помогал матери в работе по хозяйству, хватался за самую тяжелую мужскую работу, может быть именно там, в далеком детстве, ковался характер будущего горняка-проходчика.
Шли годы. Петр Черкасов окончил восемь классов сельской школы. В деревне перспектив было мало, жили бедно, захудалая колхозная жизнь угнетала, молодежь рвалась на простор, в жизнь. Петр Викторович пошел работать в сельский клуб киномехаником. Он два года после восьмилетки крутил односельчанам кино. На экране шумела, гремела и искрилась всеми красками неизвестная юному парнишке жизнь, совершались ратные и трудовые подвиги, неслись ракеты в космос, шумели морские прибои, разливались бурной рекой человеческие чувства. И позвала судьба в дорогу деревенского паренька.
В 1964 году Петр Черкасов уезжает в Донбасс, в поселок Белореченский, там уже жили и работали его двоюродные братья, Петр Викторович слышал от них о героическом шахтерском труде, он и сам стремился поскорее опуститься в шахту, чтобы собственными глазами увидеть земную стихию. Но ему еще не было восемнадцати лет, и поэтому Петр Черкасов один год работал на лесном складе шахтной поверхности. В 1965 годе ему исполнилось 18 лет. В июле месяце сбылась мечта возмужавшего парня, он впервые опустился в шахту. Ученик-проходчик Петр Черкасов впервые увидел проходческий забой.
Петр Викторович на всю жизнь запомнил своего первого наставника, первого учителя, им был опытный проходчик Рамазан Бекиров. Наставник от всей души передавал свой опыт молодому проходчику и Петр Викторович с усердие и настойчивостью постигал премудрости профессии.
Со временем, поднабравшись опыта и навыков, Петра Черкасова поставили звеньевым проходческой бригады. Расправились плечи горняка, окреп и возмужал вчерашний деревенский паренек. Пришло время службы в армии. Из подземной стихии взлетел, в полном смысле слова, к облакам Петр Черкасов, началась служба в крылатой пехоте.
Воздушно-десантные войска радушно встретили крепкого горняка, тем более у него уже было четыре прыжка с парашютом. Петр Викторович посещал авиацентр ДОССАФ в городе Луганске. Примечательно, что наш герой начинал учиться прыгать с парашютом с будущей многократной рекордсменкой и чемпионкой мира Валентиной Закорецкой. Служба в воздушно-десантных войсках, по словам Петра Викторовича, была трудной и интересной. Учения, тренировки, прыжки, а их у Петра Викторовича двадцать пять, сделали из Петра Черкасова настоящим десантником. Затем ему пришлось участвовать в трагических событиях, которые происходили в 1968 году в Чехословакии.
- Наш полк знаменитой Витебской десантной дивизии в августе месяце шестьдесят восьмого бросили в город Брно, - говорит Петр Викторович, - мы шли на десантирование, но впереди нас отправили спецгруппу, порядка ста человек, они сумели захватить аэродром и другие важные коммуникации. При подходе к месту десантирования нам была дана команда идти на посадку. Разгрузка полка шла на ходу, открывались люки и мы выпрыгивали, а самолеты уходили на взлетную полосу. Шла своеобразная карусель. Дивизия вышла на заданные рубежи в срок и в полном боевом составе. Была поставлена боевая задача по захвату города, у всех десантников был полный боевой комплект, у автоматчиков по пятьсот патронов и две гранаты, у пулеметчиков по восемьсот патронов и две гранаты, сухой паек на три дня средства связи и индивидуальной защиты. После перегруппировки мы двинулись к центру города. Была поставлена задача: взять под контроль город и продержаться трое суток, а потом к нам на смену должны были подойти войска стран участников Варшавского договора.
Задачу мы выполнили, город был взят к десяти часам утра практически без единого выстрела. Я участвовал в захвате станции радио и телевидения, брали чехословацкую учебную бригаду и еще мы взяли под контроль здание их обкома партии. Захват происходил четко, быстро мы выставляли свою охрану и несли дежурство, контролируя эти объекты. После подхода войск стран Варшавского договора в городе начались беспорядки. Пришлось повидать всякого... Нас задержали, и мы больше двух месяцев находились в Чехословакии, обеспечивая боевую поддержку остальным войскам.
После возвращения в Союз сто человек из нашего полка, в том числе и я, за проявленную отвагу и умелые действия в боевой обстановке были досрочно уволены в запас. Я был представлен к боевой награде, но где-то что-то, как говорится, не срослось...
Вернулся снова на шахту Белореченская в родной коллектив, где приняли меня очень тепло и с радостью. Я продолжил работать проходчиком, вскоре мне доверили бригаду, которая стала передовой на шахте...
* * *
В биографии Петра Викторовича Черкасова есть особо примечательная страничка, можно сказать целая глава, в 1971 году его откомандировали в распоряжение треста Артикуголь для работы на угольных предприятиях острова Шпицберген. Три года Петр Викторович работал в суровых условиях Заполярья, в таких местах, как он говорит, что к Северному полюсу ближе, чем к Мурманску. Работал Петр Черкасов на руднике Баренцбург в дружном коллективе, костяк которого состоял их донбасских парней. Петра Викторовича поначалу поразило то, что в отдельных выработках рудника не применяется крепь. В условиях вечной мерзлоты устойчивые горные породы, в некоторых местах применялась анкерная крепь и только в особо опасных местах выработок крепили деревом. Еще одна особенность рудника, то что проходка велась в сопке с отсчётом плюс, в отличии от шахт Донбасса, где все отметки выработок идут с минусом. Петр Викторович с особым вдохновением рассказывал о годах работы в Заполярье. Полярные ночи, снега и мороз еще больше укрепили мужественный характер знаменитого в будущем горняка.
После окончания срока командировки Петр Черкасов вернулся на теперь уже ставшую ему родной Луганщину, было это в 1974 году. После заслуженного отпуска Петр Викторович встал в строй проходчиков Белореченской. К этому времени в январе 1975 года вводится в строй шахта-гигант Ворошиловградская №1, (ныне шахтоуправление «Луганское»») и с первого дня работы на новой шахте Петр Черкасов возглавил бригаду проходчиков. Вообще Петр Викторович в шутку сравнивает себя с известным артистом Николаем Рыбниковым, который в своих кинофильмах практически всегда играл героев-тружеников, бригадиров, людей самоотверженного труда. Вот так и Петр Викторович Черкасов всю свою трудовую жизнь и по сей день идет впереди рабочей бригады. Бригадир, «бугор» - это почетно и ответственно. И звание бригадира-проходчика Петр Черкасов никогда не посрамил.
Вначале работы на «Луганской» бригада Черкасова проходила выработки буро-взрывным способом, затем стали применяться комбайны ПК-9, ГПК и другие. Работа проходчика связана с тяжелейшим физическим трудом, поэтому все проходчики в бригаде проходили испытания временем, многие не выдерживали и уходили, но те, кто оставался, становился настоящим горняком, так сформировался костяк бригады Черкасова. Пошли трудовые будни.
Семидесятые, восьмидесятые годы прошлого века были связаны с небывалым подъемом угольной промышленности, престижность профессии шахтера была на высочайшем уровне. Шахтер не был обделен ни рублем, ни славой. Приходила молодежь, которая воспитывалась на трудовых традициях прошлых поколений, многие из них в дальнейшем стали известными шахтерами, руководителями различных уровней. В бригаде Черкасова работали и постигали горняцкую науку ныне успешно работающие в шахтоуправлении «Луганское» такие люди как, Юрий Крысенко начальник участка конвейерного транспорта, Виктор Сысоев начальник участка РГВ-2, Владимир Шимко, Алексей Овсянников знаменитый впоследствии на всю страну бригадир-проходчик, бригадир проходчиков Александр Качубей.
- По сути дела прошла жизнь в шахтерской работе, - говорит Петр Черкасов, - более сорока лет в угольной промышленности все-таки - это срок, а так посмотреть, вроде бы проскакал на одной ножке, конечно, осталось очень много воспоминаний, много было светлых дней, трудовых побед и горечь утрат своих товарищей. Одним словом, было всё за это время, и я счастлив, что связал свою жизнь с углем.
Пройденные мной и бригадой горные выработки можно исчислять десятками километров. В середине восьмидесятых я сформировал отдельную бригаду, мы били разрезы под новые лавы, это очень ответственная и трудная работа, но руководство в ту пору доверило нам эту миссию. Было время, когда наша шахта практически выходила на проектную мощность добычи, ежесуточно добывая около десяти тысяч тонн угля. С гордостью вспоминаю те годы и с сожалением смотрю, что произошло в дальнейшем, особенно сегодня, просто от боли сжимается сердце!
Было очень обидно и горько смотреть на развал угольной промышленности в девяностых. Во все времена правительство обещает, и не выполняет своих обещаний, синоптики тоже обещают, а шахтеры работают. И мы работали. Порою по два, по три месяца мы не получали зарплаты, но тем не менее работали, понимали необходимость и значимость нашего дела. Примером может служить наш многотысячный коллектив шахтоуправления «Луганское», мы прошли потрясения шахтерских забастовок, прошли развал и многочисленные реорганизации вышестоящих структур в угольной промышленности, но все мы имели понимание, что с падением предприятия не будет хорошей жизни всем нам и нашим семьям. И мы выстояли, сохранили производство и вот теперь война, но я верю, что наше предприятие воскреснет!
- Петр Викторович, расскажите еще о себе, о своей шахтерской судьбе.
- Особо памятным в моей биографии был 1978 год. В этом году я получил квартиру, родилась дочь Виктория, которая ныне также трудится на «Луганской» и в этом же году я получил свою первую награду «Шахтерская слава» ІІІ степени. Это был как бы толчок к новым трудовым вершинам, была повседневная кропотливая работа.
После одного очередного съезда партии, где выступили Герои Социалистического труда - проходчики, такие как проходчик Виктор Коваленко и другие, которые подняли вопрос такого плана: добычникам всегда готовили и готовят линию очистного забоя, как говорится, под ключ, приходила добычная бригада, включала комбайн, и, пошел уголь. А проходчики сами готовили себе забой, прошли выработку и всё, переходя в другой забой, они оставались практически без зарплаты. Ведь забой к проходке необходимо было подготовить: оборудовать точку, сделать засечку, пройти несколько метров, смонтировать распредпункты, собрать комбайн и так далее, но план проходки не снимался с бригады. Получалось, что по нескольку месяцев проходчики сидели на голой ставке. После съезда и отраслевых совещаний выслушав пожелания проходчиков, было принято решение о создании бригад по подготовке проходческих забоев. Вот такую бригаду создал и я. Мы готовили проходческие забои. Это ответственная работа, от нас зависело, как быстро включатся в маршевую работу проходческая бригада, которая придет в этот забой.
Хотелось бы вспомнить о друзьях-товарищах, с которыми пришлось проработать много лет - это такие ребята как: Николай Федорович Голубец, Сергей Иванович Лакошко, Николай Васильевич Яровой, Владимир Григорьевич Грицай. Здоровья у нас конечно уже поубавилось, но имеется опыт и мастерство, поэтому есть чему у нас поучиться молодежи. А тогда, в восьмидесятых, мы отчаянно вгрызались в земные недра, да и материальный стимул был, что сказать, всякое бывало...
Необходимо отметить, что к этому времени Петр Викторович уже был кавалером ордена «Знак Почета» и одним из известных проходчиков Луганщины. Росла дочь Виктория, жена Галина Ивановна терпеливо ждала мужа из забоя, переживала, волновалась, но такова доля шахтерских жен. Петр Викторович с большим уважением и любовью отзывается обо всех женщинах женах шахтеров, он всегда с большой любовью и трепетом говорит о женщинах, которые являются надежным тылом горняков. Особенно это актуально сегодня в разрушенном Донбассе. Сколько трудностей выпало на их долю, но женщины, рядом со своими мужьями-шахтерами, стойко переносят все лишения нынешнего грозного времени.
В земных делах горячего участья
И пусть в глазах лучится свет!
Я вам от всей души желаю счастья,
Здоровья и долгих, долгих жизни лет!
Восклицает поэтической строкой Петр Викторович в адрес всех женщин Донбасса. Вот такие мудрые и, без преувеличения можно сказать, великие люди, великие труженики живут на этой земле.
В заключении нашего рассказа о судьбе Заслуженного шахтера Петра Викторовича Черкасова пожелаем и мы ветерану подземных горизонтов крепкого здоровья, счастья и чтобы как можно скорее на донбасской земле воцарился мир.
Владимир Казмин (г. Луганск)