Румынские старцы-святогорцы

0
241
Время на чтение 5 минут

Румынский скит Иоанна Предтечи (Честнаго Продромоса, или Продром) был построен в 1853 году в местечке Вигла, расположенном в часе езды от главного монастыря Великой Лавры. Начало XX века было для монастыря периодом бурного духовного роста. В это время здесь проявили себя большое количество монахов, которые преуспели в добродетели, духовном делании, каллиграфии, переплетном ремесле, живописи и искусстве пения. Всем известен на Святом Афоне талантливейший румынский монах-певчий Нектариос Влахос.

В библиотеке монастыря по сей день хранится двадцатитомная работа монаха Иринарха. Каждый том, тончайшей ручной работы, с бесчисленными миниатюрами, рисунками и святогорскими сюжетами, описывает исторические и прочие события из жизни афонских монастырей. Этот труд являет собой неоценимое сокровище еще и потому, что, благодаря ему, мы можем узнать историю и положение каждого монастыря с конца 19 века до наших дней.

В томе о румынском ските мы нашли следующие синаксарные жития румынских отцов- святогорцев, которые мы и предлагаем вашему вниманию.

1. Монах отец Леонтий Продромитский.

Блаженный старец Леонтий Феодореску, священник и благочинный монах, был родом из коммуны Негрешть округа Нямц. Отца его звали Федор, в то время как мать его приняла монашеский постриг с именем Гликерия. В 1838 году он отправился в молдавский монастырь Хораица, чтобы посвятить себя монашеской жизни. Игуменом монастыря был тогда знаменитый отец Иринарх Росуц. Он стал монахом и принял имя Иринарх и сразу же был рукоположен в сан священника. В 1852 году он подался на Святой Афон и поселился в только что богопоставленном монастыре Иоанна Крестителя. Там он стал благочинным монахом, приняв имя Леонтий. Игуменом монастыря в то время был основатель монастыря иеромонах Нифон. Он предвидел свою кончину, говоря всем, что преставится во Господе перед Пасхой 1901 года. Он скончался в возрасте 85 лет, из которых 49 прожил на Афоне. В течение девяти лет он служил священником в храме Богородицы в Гефсиманском саду в Палестине (1882-1891).

Он обладал кротким, благочестивым и простым характером. Он никогда не гневался, что бы ему ни сделали. Никогда не возмущался, когда видел или слышал что-то неприятное. Помогал другим в исполнении их послушаний. Он обладал глубочайшим спокойствием и избегал искушений. Это был один из самых праведных и просветленных монахов монастыря.

Однажды я спросил его: "Честный отче, как возможно такое, чтобы вы никогда не сердились и не гневались по поводу чего-то непристойного?"

К сожалению, он ничего не ответил, и это глубоко опечалило меня.

Его любили не только монахи, но и епископы, к которым он питал огромное уважение и почтение.

Когда ему исполнилось 78 лет (т.е. в 1894 году), его лицо румянилось, как роза, и было белым, как льняная ткань. Он обладал сильным и мелодичным голосом, великолепно исполнял церковные псалмы. Еще глубокой ночью отправлялся он на Утреню, а уходил из церкви последним. Каждую ночь ходил и стучал в двери монашеских келий, чтобы отцы просыпались вовремя на службу.

Каждый вечер, облаченный в свой неизменный хитон и с зажженной свечой, он ходил на кладбище обители и читал поминальную службу по усопшим братьям. Отцы рассказывали мне, что отец Леонтий "зачитывал" многих благочинных старцев, которые после пострига уходили на покой в их "вечные", небесные монастыри...

Он любил тишину, но не ради нее самой, ибо мудрая пословица гласит: "Некоторые глаголют весь день и не ошибаются, в то время как другие говорят и грешат". Таким образом, мы понимаем, что слова и молчание как таковые не имеют никакой ценности, истинные ценности - это сердце и разум человека, и то, насколько следует он Божьим заповедям и управляет своими страстями.

2. Монах Исаия Продромитский

Благочинный монах Исаия Драгицеску родился в коммуне Aниноаса румынского уезда Мускел в Великий четверг в 1807 году. При крещении принял имя Иоанн. Сначала он жил как монах в монастыре Хораица, а в 1845 году отбыл на Святой Афон, где стал жить в келье "Непорочного Зачатия " Святой Анны. В 1857 перешел в румынский скит Честнаго Продромоса и оставался там вплоть до самой своей кончины, 23 сентября 1902 года. Он скончался в возрасте 95 лет, из которых 57 прожил на Святой Горе.

Отец Исаия был мудрым учителем и духовным наставником, хотя учился не в мирских школах, а в университетах Пустыни. Своими душеполезными рассказами, благодаря приветливому и возвышенному нраву, он поддерживал многих людей, особенно молодых, давал советы, главным образом, молодым монахам и смягчал даже самые ожесточенные сердца. За время, прожитое им в ските, данным ему даром слова он отвратил от греха многих мирских христиан, а другим помог посвятить себя монашеской жизни.

Он провел свою жизнь в бедности, трудясь в полной мере на благо добродетели. До глубокой старости сохранил он боевой дух и избегал лишних трат, как духовных, так и материальных.

Вместе с ним монашеской жизни посвятил себя и брат его во плоти Маринос, который получил постриг монаха под именем Маркос и скончался через 15 дней после смерти своего брата.

Монах Исаия как-то рассказал нам, опираясь на сказания старых монахов, о том, как нашли воду в саду нашей обители. На том месте, еще до создания обители, существовала келья "Усекновение главы Крестителя", в которой аскетствовали румынские монахи. В 1720 году один монах после долгих молитв и прошений о нахождении воды удостоился посещения Трех Святителей, которые сказали ему следующее: "Копай рядом с оливковым садом и найдешь воду!" И действительно, вода была найдена на глубине 4 метров и бьет ключом в этом месте и по сей день. В память и благодарность Трем Святителям, отцы-агиографы написали икону святых с указанием местонахождения воды. Эта икона хранится сегодня в часовне Усекновения главы Иоанна Крестителя. На той же иконе изображены сюжеты других чудес, которые происходили в румынском скиту.

3. Монах-отшельник отец Саввас Бaнко.

Отец Саввас родился в румынском городе Александрия 29 августа 1837 года. При крещении получил имя Стефан. Его родители, Христос и Нонна, были болгарами по происхождению и проживали в болгарском городе Тырново. Еще во время войны Турции с порабощенной Грецией они в целях безопасности отправились в Румынию.

В румынский скит Стефан пришел в 1859 году в возрасте 22 лет. В Великую схиму облачился в 1863 году, а в 1867 году обратился к исихастскому образу жизни, который соблюдал до конца своих дней. Он почил во Господе 20 сентября 1902 года. Отец Саввас славился своим гостеприимством и смирением. Келья, в которой он боролся со страстями с предельным самоотречением и терпением, находилась рядом со святой водой святого Афанасия Афонского и носила название "Турлоти". "Когда братья посещали его в келье, он полностью посвящал себя им, откладывая все свои занятия на потом. После их ухода он постился в течение двух дней, исполнял те обязанности и произносил те молитвы, которые не удалось исполнить и произнести из-за посещения паломников".

Однажды, желая вызвать его на разговор, я подошел к нему, когда он сидел под виноградной лозой, и сказал:

- Преподобный отец Савва, в церкви иногда ко мне нисходит благодать Божия, но когда я молюсь в моей келье, ум мой рассеивается.

- Поверь мне, отец Иринарх, - сказал он мне, - много раз мой разум наполняется мыслями о смерти, а глаза - слезами. Так очищается разум мой и сердце мое от злых помыслов и чувств, и я могу молиться не отвлекаясь.

Тогда я понял, что он одарен Божественной благодатью. Он был известен не только на Святом Афоне и в Греции, но и за их пределами, ведь слава о его любви и гостеприимстве распространялась различными паломниками.

Я никогда не видел его хмурым, он отличался весельем и скромностью. Его речь была милой и притягательной, как магнит. Он носил простую одежду и всегда имел при себе четки для молитвы.

Он много славил Пресвятую Богородицу и часто читал Ее Акафист, а также молитву святителя Иоанна Златоуста: "Верую, Господь, и в слух всех свидетельствую, что Ты поистине Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых первый (самый большой) я".

Источник: Благочестивые образы Румынского православного монашества. Старец Петрониос Продромитский, Румынский скит Иоанна Предтечи Святой Горы Афон. Издательство «Православный улей». С. 89-95.

http://www.afonit.info/index.php/biblioteka/nasledie-svyatoj-gory/3823-rumynskie-startsy-svyatogortsy

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06