В «Поломничестве»

0
235
Время на чтение 7 минут

Одной женщине приснился сон, что за прилавком магазина вместо продавца стоял Господь.

- Боже! Это Ты!

- Да, Я, - ответил Бог.

- А что у Тебя можно купить?

- Всё, - был ответ.

- Тогда мне бы хотелось купить здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.

Бог улыбнулся и пошёл за заказанным товаром. Вскоре Он вернулся с небольшой картонной коробочкой.

- Это всё?! - воскликнула женщина.

- Да, - ответил спокойно Бог. - Разве ты не знала, что у Меня продаются только семена?

(Из притчи)

* * *

Вечернее чаепитие на двоих почти закончено. Монолог хозяйки над остатками «Причуды» и варенья:

- ...Что тебе сказать насчёт паломничества? Ты же знаешь, я ни одного сбора не пропускаю. У нас тут что-то вроде бригады подобралось. Часть - прихожане из нашей Богословской церкви, часть - из Александра Невского. Заранее по 10-15 лар скидываемся и едем на автобусе, так чтоб к вечеру вернуться.

Мы уже где только не были: Бодбэ, Вардзия, Сарке, куда бездетные молиться ездят и, если исполнится, колыбели жертвуют. Недавно к форелям исцеляющим ездили в Олианки. Там мы этих форелей хлебушком кормили, как нам заранее посоветовали. Люда - метр с кепкой - даже погладить одну из них ухитрилась. Для здоровья, говорят, полезно. Но что-то незаметно, чтоб у неё ноги прошли. А может, скрывает, чтоб не сглазили. В общем, врать не буду - не знаю. У меня даже специальная тетрадка имеется. Я туда интересные факты записываю, а то память уже не та. Погоди, сейчас принесу, чтоб потом от мысли не отвлекаться.(Вынужденная пауза на поиск и транспортировку вышеозначенной тетради.)

...На этот раз наметили мы к Фоке съездить. Это около границы с Арменией. С утра уже искушения начались. Положила я сумку на моё постоянное место и вышла зачем-то из автобуса. Прихожу - и что я вижу? Одна из «гостей» мою сумку в проход выпихнула и сама на моё любимое местечко плюхнулась. Эти сухумские беженцы все такие. Их почерк. Потому ненавижу я их. Они, как их из Абхазии попёрли, весь наш базар оккупировали и цены взвинтили. Ой, уже я разнервничалась, надо что-то принять...

(Пауза. Медицинское вмешательство в виде таблетки и через какое-то время - возвращение к прерванной теме.)

...Так вот. Хотела я этой нахалке высказать всё, что думаю, но сдержалась. В паломничество всё-таки едем, в святое место. Не куда-нибудь. Пересела чуть дальше. А настроение уже испорчено. Внутри всё кипит, а выхода нет.

Вдруг смотрю: мама дорогая! - тайфун на меня идёт. Это я Клавдию длинноносую так называю. Типичный тайфун с цунами и есть. Говорливая ужасно. Всех хочет к Богу привести, причём не спрашивая, хотят того люди или нет. Просто информационно атакует всех по окружности в метре досягания. И, как назло, эта Клавдия со мной села.

Автобус поехал. Соседка моя тут же открыла рот и, пока до Фоки не доехали, так и не закрыла. Пошла на меня лавина подробностей. Всё от и до: с каким батюшкой она чай пила, какой иеромонах её походя благословил и какой ей вследствие этого сон привиделся в ту же ночь.

Вот не помню я, чтоб мы в паломничество поехали и всё чисто-гладко прошло, хоть и едем, взяв каждый благословение. Едешь туда в приподнятом настроении - что-то духовно приобрести, посильно здоровью помочь, а выходит всё шиворот-навыворот. Одни искушения. И вообще очень трудно благодать сохранить.

В прошлый раз ехали мы в Шуамта. Погоди, я тебе зачитаю конкретно... Дай разобраться... Это сок тут разлился в прошлый раз. Корова эта, Нанули, толкнула меня под руку, когда писала. А, вот нашла... «Монастырь Дзвели Шуамта.... Маленькая церковь, датируется V веком, остальные две - большая и малая церкви - к VII веку»... Большая церковь копия Джвари, что во Мцхета.... Мда... Вот ещё про это... «В церквях сохранились росписи XII века... Обитель была построена кахетинской царицей Тиной. Ещё в детстве ей приснился сон о том, что предстоит ей построить православный храм. Во сне она увидела место его будущей постройки. Место оказалось незнакомым, и, только став женой кахетинского князя Левана, царица Тина узнала увиденное во сне место во время путешествия по Грузии. Там и был основан монастырь, где впоследствии приняла монашеский постриг сама Тина»...

(Рукописание с шумом закрывается, и следует возврат к личным впечатлениям.)

Хорошо там, словами не выразишь! А с нами Ирина с ребёнком затесалась. Сын у неё, наверно, с очками родился. Стёкла толстенные, как телескопы. Вот Ирина его и таскает по святым местам, куда надо и не надо. Вот что значит, мать в медицине без понятия. С такими диоптриями сиди дома и болей себе на здоровье. К чему километры наматывать, скученность создавать. Этого мальчишку кто-то персиками угостил. И всё, пропало дело. Всю дорогу только и слышно было: «Мама, я в туалет хочу!» Наверно, раз десять из-за него автобус останавливали... Я ж говорю, искушения на каждом шагу.

Или, помню, ездили мы как-то во Мцхета. Зараз обойти решили Светицховели, Самтавро, Ольгинский монастырь и Джвари. Кстати, ты знаешь, как звали святого мученика Евстафия Мцхетского до крещения? А-а, я вот специально записала, вдруг в кроссворде встретится.

(Растрёпанная тетрадь снова открывается, и после длительного поиска следует торжественное объявление.)

Во, нашла... Бгро-бан-дав. И был он из рода языческих жрецов... Так к чему я это про Мцхета вспомнила? Ах да... Там передо мной мамаша с двумя детьми-школьниками сидела. Да ты, может, её знаешь. Блузка с цветочками и косынка синяя у неё. Зануда ещё та. Так она всю дорогу детям замечания делала. Только и слышно было: «Дато, не горбись, сядь прямо! Лика, посмотри направо. Нет, ты не туда смотришь! Дато, ты успел перекреститься на Джвари?» Дети ещё золотые. К концу поездки я её готова была придушить. Так она мне всё настроение попортила. Имеешь детей - сиди дома и там им мораль читай. Чего, спрашивается, на людях мозги вынимать?..

Наконец приехали мы в Фоку. Её ещё римляне в четвёртом веке описывали. Рядом озеро Параван. Около неё святая Нина проходила, когда из Армении в Грузию шла на проповедь. И заночевала прямо тут на берегу.

(Подглядывает в конспект.)

«В память об этом в XI веке грузинский царь Баграт IV выстроил базилику в честь св. равноапостольной Нины». Место очень благодатное. Прямо душа поёт. И от озера таким спокойствием веет. Как раз для моей истерзанной нервной системы. И вот сижу я на бережку, тихий плеск воды слушаю и думаю. Это ж сколько святой Нине пришлось препятствий преодолеть, чтоб до нас Благую весть донести! А мы что творим? Вот лично меня взять? Чего злюсь, чего психую в короткой, сиюминутной жизни? Я ж в душе не кобра какая-нибудь. Цыганских детей вижу - весь день потом успокоиться не могу. Как представлю себя на их месте. И вообще, что со мной делается? Стараюсь жить, не раздражаясь и не осуждая никого. А всё срываюсь.

(Вытирает платком покрасневшие глаза.)

Батюшка говорит: «Господь произволение целует! Ты, главное, старайся. Хоть и падаешь, снова вставай». Эх, да что говорить... Сижу я, значит, около озера, и стало мне разное в голову лезть из пережитого. Даже заплакала от жалости к себе. Вдруг слышу сзади, кто-то шушукается. Не одна, значит, я под обаяние нетронутой природы попала. Наши ж все «духовно грамотные». Они не они будут, если своё толкование любого факта вокруг не дадут. Оказывается, мои кости моют.

Доносится: «Видишь, как на неё благодать действует. Наверно, о своих абортах плачет».

Мне прямо в голову кровь бросилась. Ишь, всех своей меркой меряют! Не было у меня ничего подобного.

Поели мы своё привезённое, сфотографировались по традиции на фоне базилики. Залезли в автобус. Смотрим: два пустых места с сумками. Стали пересчитывать своих и вспомнили. С нами в этот раз двое армянок поехали. Новые кадры. Вот это я тоже не понимаю: чего армяне в нашу церковь лезут? Пусть идут к себе. Будь моя воля, я б запретила такие переходы.

Час ждём, нету их. Будто сгинули. Народ, конечно, возмущается, на часы смотрит каждые пять минут. Шофёр нервно курит и тоже высказывается, не выбирая выражений:

- Ох уж эти верующие. Я вашу душу мотал. Сидите лучше дома и молитесь.

Смотрим: появляются две кумушки. Идут гружённые, какие-то дополнительные сумки тащат. Мы, естественно, на них напали все хором:

- Где вы столько времени лазиете? Только вас ждём!

А они хоть бы смутились для приличия. Куда там, объясняют неторопливо:

- А что такое? Мы двух зайцев поймали. И помолились, и продукты купили. У нас тут родственники живут. С первых рук рыбу и сыр взяли. Чего пустыми назад ехать? А потом у тёти Асмик за кофем засиделись.

Я не выдержала, наорала на них:

- Я не поняла! Вы в поломничество ехали или рыбный бизнес раскручивать? И куда столько накупили?! Она ж протухнет в этой жаре до Тбилиси!

Одна из них ещё огрызается:

- Одно другому не мешает. А ваши рецепты для мозгов себе оставьте. Не надо учить нас, как делать купи-продай.

Вот и сохраняй спокойствие после этого... Короче, залезли в автобус и поехали назад. Этот овечий сыр на весь автобус немытыми ногами воняет, а сумки с рыбой в проходе стоят. Стеклянные рыбьи глаза на меня таращатся, будто издеваются. Тут ещё Клавдия с новой силой завелась, только теперь на продуктовую тематику. Только и слышно: сыр - рыба, рыба - сыр. Что в каком году сколько стоило и какой духовный смысл в глобальном кризисе. Потом ей моих ушей, видно, мало показалось, и Клавдия вылезла в проход. Стоит там между мешками с рыбой, руками размахивает, как массовик-затейник. Только микрофона не хватает. И давай свои байки на духовные темы травить:

- Знаете, девочки, наших бомжей с Александра Невского - Вову и Аню?

Публика оживилась:

- Знаем, знаем!

- Так вот, решили они повенчаться. Пришли к отцу Георгию договариваться. Назначил им день. Приходят, а он накануне умер. Прошло какое-то время. Они от своей идеи не отказались. Подошли к другому священнику. Назначил он им день. Приходят, нет его. Оказывается, ночью скончался. Вот совпадение. Они под впечатлением, конечно. Ещё какое-то время прошло. Решение они своё не изменили. Подошли ещё к одному священнику, рассказали про свои две попытки. У батюшки глаза на лоб. Он в лице переменился и как закричит: «Стойте здесь, никуда не уходите! Быстро свидетелей сюда - сейчас венчаю!» И повенчал их в спешном порядке.

Автобус загоготал.

А мне и не смешно вовсе. Настроение всё равно подпорчено.

Тут Клавдия новый маршрут шофёру предложила. Так, мол, крюк срежем и ещё в одно святое место сможем попасть. Тот и клюнул, чтоб время сэкономить. Так заехали в такую глушь - не описать. Ещё и колесо прокололи об ухабы. Клавдия, видите ли, нужный поворот между рассказами пропустила. К часу ночи еле-еле доплелись до Тбилиси.

Пришла я домой уставшая и злая. Всю благодать по дороге растеряла. Толку - одна фотокарточка на память...

http://www.rusvera.mrezha.ru/720/main.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Сараджишвили
На страже сокровища нации
Памяти святого Эквтиме Такаишвили (1863–1953)
16.01.2021
Прадед
23.12.2020
Тень отца
25.08.2020
Все статьи Мария Сараджишвили
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.04.2024 13:24
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.04.2024 13:07
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от учитель
16.04.2024 12:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Сергей
16.04.2024 12:14
«Не будет (у иудеев) ни священника, ни царя», сказал Златоуст
Новый комментарий от Калужанин
16.04.2024 11:35
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 10:41