«Божия Матерь протирала нас через сито»

Монахиня София (Забурдаева) о пути в монастырь и женском монашестве

0
301
Время на чтение 8 минут
Серафимо-Алексеевский Богородице-Казанский женский монастырь
Серафимо-Алексеевский Богородице-Казанский женский монастырь

Серафимо-Алексеевский Богородице-Казанский женский монастырь - светильник дореволюционной Перми для православных - знал тесный путь скорбей и гонений. Его закрывали и разрушали, а он стоял - как дом, построенный на камне, а не на песке.

В 1863 году купеческая вдова Настасья Бахарева в память о горячо любимом муже основала на окраине Перми, в чудесном, красивейшем уголке Пермского края, женскую общину. Общине пришлось пройти немало испытаний и скорбей, прежде чем в 1907 году был заложен первый монастырский храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, а в 1908 году Святейший Синод объявил о преобразовании женской общины-богадельни в общежительный монастырь. Разрешалось набирать столько сестер, сколько «обитель в состоянии будет содержать на свои средства».

«Действительно, дивная местность и очаровательный вид с горы... невольно приходит страх и удивление от величия замечательной во всех отношениях местности. Она Самим Творцом хранилась и наконец дождалась своего предназначения», - писал иеромонах Серафим (Кузнецов), много доброго сделавший для юной обители.

Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь. 1890-е гг.
Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь. 1890-е гг.

Рядом с монастырем - целебные источники, целых четыре: Казанский, Покровский, Серафимовский и святителя Николая Чудотворца. Пруд, окаймленный хвойными и лиственными деревьями, березовая роща, изумительно чистый и свежий воздух, большая духовная библиотека. Обитель привлекала сестер, искавших духовного роста, - в 1913 году здесь подвизались 202 инокини. Монастырь вырос, окреп, мог уже заниматься делами благотворительности и милосердия, бесплатно кормить богомольцев, жертвовать на церковные школы, детский приют, строительство храмов.

В 1921 году обитель была закрыта, и в ее корпусах разместили детский туберкулезный санаторий. Трудоспособных сестер новые власти приказали «строго использовать на работах и службе санатория», престарелых же и нетрудоспособных - отправить в дом инвалидов. Были закрыты иконописная, ткацкая, ковровая мастерские, а вот жестяной мастерской нашли применение - приказали срочно приступить к изготовлению плевательниц.

Казанская церковь еще не была закрыта, службы в ней продолжались, шел большой приток богомольцев, что, по мнению властей, «отрывало монахинь от основной работы». Тогда в храме поставили 40 коек для больных, а позднее превратили его в медвытрезвитель. Такие рачительные хозяева.

Многие монахини отбывали срок в лагерях, после лагерей и ссылок возвращались. Объединялись вокруг пастырей: из Вишлага освободился архимандрит Таврион (Батозский), служил при Успенской старокладбищенской церкви схииеромонах Андроник (Лукаш).

Игумения София (Забурдаева) и Ольга Рожнёва
Игумения София (Забурдаева) и Ольга Рожнёва

Возрождение обители началось в 1998 году. Нам посчастливилось побеседовать с матушкой Софией (Забурдаевой), настоятельницей монастыря, и в ее рассказе отразились все черты современного женского монашества:

«Господь вел. Властно взял за руку, как ребенка, - и повел. Постепенно мирская жизнь стала неинтересна...»

- Пути Господни неисповедимы. У меня была очень верующая мама, а я - так себе... Когда мама умерла, нужно было идти в храм заказать поминовение, подать записки. Не то чтобы появилось свое желание - Господь вел. Властно взял за руку, как ребенка, - и повел. Сыну исполнилось тринадцать, брала с собой на службу. Потихоньку втянулись.

Постепенно мирская жизнь стала неинтересна. Отошли друзья с их покупками новых вещей, застольями, развлекательные фильмы стали неинтересными - мир повернулся ко мне другой стороной. Я для него как-то испортилась... Стала неподходящей.

Мама была первым другом - и я рыдала, просила Господа послать мне человека, которому могла бы открыть душу, как маме когда-то. И Господь ответил на мои молитвы - я обрела духовного отца, архимандрита Стефана.

Настоятельница Пермского Успенского женского монастыря игумения Мария (Воробьева) Настоятельница Пермского Успенского женского монастыря игумения Мария (Воробьева)

Духовный отец познакомил меня с будущей монахиней, настоятельницей женского монастыря, известной всему Пермскому краю, - матушкой Марией. Тогда она была еще мирской человек, врач, профессор, Валентина Васильевна Воробьева. Жила уже по-монашески. Знакомые привели ее ко мне в гости по благословению отца Стефана, так как я сильно унывала - от мира ушла, но никуда пока не пришла.

Я обрадовалась гостье - курицы нажарила, не знала, что она уже не ест мясного. Она курицу есть не стала, попросила кефиру. Сидим. Сын, Ванечка, закрылся в другой комнате, телевизор включил. Она говорила мне о Боге, а я думала: она же врач, профессор - как она может быть верующим человеком?!

Валентина Васильевна пригласила меня к себе домой, я пришла, у нее в то время собиралось много молодежи. Когда началось в середине восьмидесятых годов возрождение Успенского монастыря в Перми, Валентина приняла монашеский постриг, потом стала настоятельницей монастыря, игуменией. Я старалась постоянно бывать в обители: готовила, мыла, шила - после работы, все праздники, выходные. Стала чувствовать, что там мое место.

Вырос и женился сын, появился внук, и мне пришло время уйти в монастырь, на Бахаревку, к матери Руфине, настоятельнице обители. С 1998 года я тружусь в обители, была благочинная, сейчас настоятельница монастыря.

Одно время приходили в обитель многие молодые сестры - такой был призыв благодати Божией. Люди ведь легко откликаются на что-то новое: открылись монастыри - и они пошли. А потом испробовали это новое... И остались - не все, а только избранные, те, кого выбрала Сама Пресвятая Богородица.

«Трудно подчиняться тому, кто моложе, кто менее образован, но в монастыре другие показатели преуспеяния - мирская карьера не всегда на пользу духовной жизни»

Почему уходят из монастыря? Кто-то не может понести друг друга, не в силах смириться. Иной пришел раньше в обитель, продвинулся дальше в духовной жизни и на послушании начальствует - приходится его слушаться тому, кто пришел позднее. Трудно подчиняться тому, кто моложе, кто менее образован, но в монастыре другие показатели преуспеяния - мирская карьера не всегда на пользу духовной жизни.

Уходят потому, что не могут понести тяготы монашеской жизни, внешние трудности - привыкли к комфорту в миру, тяжело переносят неблагоустройство. Ночью тяжело стоять на молитве. Монашество - подвиг. Не все готовы к подвигу. Первоначальная благодать отступит - и выходят на свет немощи. Бог - Он тот же, а люди стали слабее...

Причина ухода и в самости, в эгоизме, мы стали очень любить себя, нет самопожертвования. Боимся трудностей, бежим от них. «Ой, трудно, грязно, пойду, куда полегче»...

Когда сама шла в монастырь, мне казалось, что готова к монашеской жизни: шить, вязать, варить умею... И только с годами поняла - что ничего не умею и ничего не знаю. Как Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Так и я...

Сначала очень тяжело было: нужно раньше вставать и позже ложиться, чем в миру, - целый день на ногах... Да еще несмирение... Нужно смириться перед каждым, каждого полюбить.

«Гора. Носили дрова на руках. Бани не было, ставили своими руками, женскими. Пришлось не только шить, но и копать, и садить...»

Дров не было, подъезд плохой к монастырю, гора, носили дрова на руках, топили печи. На покос - вставать рано. Бани не было, ставили своими руками, женскими. Пришлось не только шить, но и копать, и садить. Господь, Пресвятая Богородица очень помогали - сильная ревность была. Постепенно накапливалась усталость, появилось искушение уйти:

«Матушка Руфина, я уйду!» - «Что - испугалась?!»

Церковь Казанской Божией матери-вид с реки
Церковь Казанской Божией матери-вид с реки

Помолилась за меня матушка-старица, и ушли искушающие помыслы.

Сейчас счастлива, что когда-то переступила порог этого монастыря - древнего, намоленного, пусть и разрушенного, поруганного. Я когда первый раз сюда приехала: послушница моет крылечко. Снимаю обувь на улице и захожу без обуви. «Вы зачем разулись?!» А я - так почувствовала: благодать намоленного места. Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая...

Оглядываясь назад, вижу: много было трудов, искушений. Божия Матерь протирала нас через сито - разные люди приходили и уходили, у каждого - свои привычки, немощи, скорби. Начинаешь подвизаться - страсти наружу выходят, проявляются. Порой и сам от себя не ожидаешь... Но знаешь, что можешь за помощью к Господу обратиться - и Господь не посрамит.

Горели в 2002 году... Было и утешение - в самом эпицентре огня остались нетронутыми иконы - аналойный образ Казанской иконы Пресвятой Богородицы и бумажная икона «Неопалимая Купина». Деревянный киот полностью обгорел, а сама икона стояла нетронутая огнем и сияла яркими красками. Спасли и ковчег с 54 частицами святых мощей угодников Божиих. Такое чудо...

В 2009 году матушку Руфину перевели, осталась я настоятельницей. Страшно. Была одна из сестер - с одной ложки ели, а теперь матушка, за всех отвечаю... Потихоньку привыкли. И люди, и стройка, и духовная жизнь. Молитва. Если бы не милость Божия...

Каким чудом растет наш монастырь? Читали об Оптинских старцах? Отец Моисей начинал строительство без гроша в монастырской казне, и Господь посылал. Думаю: так то же преподобный Моисей был! А мы-то - что?! Разве мы так можем, как он?! А потом, Господь внушает, и говорю: «Сестры, давайте строиться!» - «Да что вы, матушка, у нас же совсем денег нет! На что строиться-то?!» - «А Господь поможет!»

Начали строиться - денег ни копейки! Тут кирпич пожертвовали, там доски привезли... Идет стройка! Спрашиваю у сестры-казначеи: «Сколько мы уже на строительство издержали?» - «Восемь миллионов, матушка!» - «Как?! Да где же мы их взяли-то?!» - «Да я и сама не знаю... Вы же говорили: Господь пошлет! Он и послал!»

До слез... Мы-то не такие, как преподобный Моисей Оптинский, а Господь - Тот же. И вчера и днесь...

Купель с часовней в честь Иконы Казанской Божией Матери
Купель с часовней в честь Иконы Казанской Божией Матери

«Источники у нас чудотворные. Приезжают, жалуются: нет детей. Окунутся, помолимся. Приезжают снова: матушка, мы ребеночка ждем...»

Источники у нас чудотворные. Одно время много молодых приезжали, жаловались: детей не было. Повожу по святым источникам, окунутся, помолимся. Ну, сколько, может, год, полгода пройдет - приезжают снова: матушка, мы ребеночка ждем!

Одни плакали прямо: нет детей. Провела по всем источникам с молитвой. Сейчас у них двое детишек - София и Кирилл.

Будете в Перми - приезжайте к нам в гости! Храни Господь! Помощи Божией всем читателям сайта «Православие.ру»!

Рассказ монахини Софии (Забурдаевой)
записала Ольга Рожнёва

http://www.pravoslavie.ru/put/75923.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Рожнева
Люди старой России
Рассказы протоиерея Стефана Павленко
15.09.2021
В чем ошибался Дарвин, как дрогнула цитадель атеизма в Беларуси...
И другие истории протоиерея Евгения Грушецкого
16.08.2021
Хранимый молитвами Оптинских старцев
Посвящается памяти Ивана Михайловича Концевича († 6 июля 1965 года)
08.07.2021
Все статьи Ольга Рожнева
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.04.2024 02:17
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04