Перспективы Украины в финансово-экономической сфере выглядят жалко, если не трагически. Прогноз Европейского банка реконструкции и развития звучит как приговор. По итогам нынешнего года падение ВВП Украины составит 9%. Премьер Арсений Яценюк, который вот уже девять месяцев занимает этот пост и должен отвечать за состояние дел, пытается сохранить лицо: не 9%, а только 7%. Словно сокращение ВВП на 7% - это совершенные мелочи. Международные резервы по состоянию на 1 декабря составляли 9,97 млрд. долларов, сократившись за ноябрь на 20,8% (на 2,62 млрд. долларов). Государственный долг достиг 73 млрд. долларов, то есть превысил один триллион гривен (!).
Правительство без программы
На столь мрачном фоне Арсений Яценюк обещал к 5 декабря внести на рассмотрение парламента программу деятельности правительства, которая должна была дать ответы на недоумевающие вопросы общества. А вопросов (типа «за что боролись?») с каждым днем становится все больше. Страна оказалась перед угрозой новых майданов, вроде волнений в Виннице, способных снести новый режим в считаные дни.
Однако своего обещания Арсений Яценюк не выполнил. Наблюдатели говорят, что прибывшая в Киев как раз в то время делегация Министерства финансов США сначала пожелала ознакомиться с тем, что в Кабмине гордо назвали «программой». А после оного пришла к выводу, что после обнародования такого документа можно больше никого не готовить ни в «Возрождении», отделении Фонда Джорджа Сороса, ни в Школе лидерства Института Аспена - люди сами восстанут. И теперь уже не обязательно ради осуществления геополитических интересов Соединенных Штатов на постсоветском пространстве.
Поэтому появилась необходимость притормозить и присмотреться. Об этом, вероятно, говорил по телефону 4 декабря Петр Порошенко с вице-президентом США Джо Байденом. Пресс-служба украинского президента сообщила, что обсуждалось дальнейшее сотрудничество в финансовой и экономической сферах.
«Вице-президент Байден сообщил о готовности США рассматривать дальнейшую экономическую и финансовую поддержку Украины. Темой разговора также был вопрос привлечения средств Международного валютного фонда. Сотрудничество в финансовой сфере и экономическая помощь будет обсуждаться на следующей неделе с делегацией Министерства финансов США в Киеве», - сообщила пресс-служба Порошенко.
Будет больно, тяжело и непросто
Но если программа терпит, были случаи с правительствами, которые и вовсе без них работали, то нельзя откладывать бюджет. Не потому, что нельзя обойтись без него. Бывали времена, когда обходились, в случае его отсутствия финансирование по статьям расходов должно осуществляться в тех же размерах, что и в предыдущем году. А вот это обстоятельство правительство решительно не устраивает, поскольку расходы на социальные цели надо решительно уменьшить, а на войну - еще более решительно увеличить.
Кроме того, на принятии бюджета настаивает МВФ. Миссия Фонда побывала в Киеве в ноябре, да так и уехала, не дождавшись формирования нового правительства. Известно, что миссия иронически восприняла сентябрьские наметки правительства о росте экономики Украины в 2015 году на 2% и посоветовала быть большими реалистами. Теперь, насколько известно, в правительстве говорят о том, что падение продолжится еще на 2,4 - 4,5%. Ухудшившееся положение в экономике страны требует пересмотра прежних условий кредитования (они, вероятно, станут еще более драконовскими). А пока в Фонде дожидаются бюджета.
Импортированный из США министр финансов Наталья Яресько говорит, что бюджет должен быть готов к 20 декабря. Его контуры уже появились. Обещают они многое.
Первым и, пожалуй, самым громким из принятых Кабмином решений в рамках подготовки госбюджета на будущий год стали поручения Яценюка новым министрам в области дальнейшей социальной политики. Суть поручений - сэкономить на всем, на чем возможно. В первую очередь, заморозить социальные стандарты. Как обещает министр социальной политики Павел Розенко, «будет больно, тяжело и непросто».
Бюджет рассчитывается по т.н. оптимистическому сценарию. Тем не менее ничего, способного вызвать оптимизм, в нем не видно. По этому сценарию номинальный ВВП составит 1 751 млрд. гривен, падение реального - 2,4%. Рост потребительских цен разгонится до 17,8% к предыдущему году (вместо ранее запланированной инфляции 10,9%).
Прогнозные объемы экспорта снижены с 77,2 млрд. долларов до 61,3 млрд. долларов, импорта - с 81,1 млрд. долларов до 65,2 млрд. долларов. Эти показатели - ассоциация с ЕС в действии: в Европу много не продать - там на все жесткие квоты установили, а с Россией торгово-экономические связи сворачиваются.
Донбассу места в бюджете нет
Что касается ДНР и ЛНР, то первый замминистра финансов Игорь Уманский говорит, что к зоне АТО возможно применение крымского сценария. Минфин уже подготовил законопроект, представляющий собой урезанный вариант закона о создании свободной экономической зоны «Крым».
Законопроект предполагает создание свободной таможенной зоны промышленного типа. Срок ее существования - на время проведения АТО. Товары, которые находятся в СТЗ АТО, получат статус иностранных. После окончания АТО они опять будут признаны украинскими. Постоянные жители СТЗ АТО, а также юрлица и их обособленные подразделения, зарегистрированные в зоне, приравниваются к нерезидентам. Вся загвоздка в том, что Крым живет по законам Российской Федерации. В отличие от Крыма, на Юго-Востоке идет война. По каким законам в случае ее создания будет жить эта СТЗ - неизвестно.
«Разработчики законопроекта пытаются найти механизмы, как минимизировать возможные налоговые злоупотребления при операциях с предприятиями в зоне АТО, которые по объективным причинам платить налоги не могут. При этом проводить проверки на территории, неподконтрольной украинским властям, нет возможности», - говорит руководитель депутатской группы «Экономическое развитие» Виталий Хомутынник.
Кроме того, гражданскому населению необходим комплексный документ, который обеспечивал бы реализацию положений Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. «Это право на жизнь и медицинское обеспечение, на социальное обеспечение, передвижение, доступ к информации и правосудие», - считает народный депутат.
Но, судя по тому, что киевские власти, отказавшись с 1 декабря от социальных выплат в республиках Донбасса, поставили тем самым жирный крест на их населении, становится очевидным, что в госбюджете-2015 мятежному Донбассу места нет.
А поскольку то решение было согласовано с посетившим Киев в конце ноября Джо Байденом, рассчитывать на иное отношение к Донбассу не приходится.
Однако если Донбассу нет места в бюджете, появляется вопрос: возможно, этому крупнейшему региону нет места и в составе Украины?! Тогда, спрашивается, зачем Киеву понадобилась война?
Очевидно, Киев - всего лишь послушное орудие войны в других руках, которым необходимо постоянное напряжение на границах России и все новые предлоги для проведения политики санкций и дальнейших попыток изоляции Москвы на международной арене.
Страной заниматься некогда
За девять месяцев после вооруженного государственного переворота положение на Украине только ухудшилось. Реформы, которые нужно и можно было начинать с первого дня, провалены. Коррупция не просто цветет, а плодоносит.
Особенно преуспел на этом пути Арсений Яценюк. Его слова затмили дела, а точнее, отсутствие таковых. Антироссийская и милитаристская риторика понравилась американцам. А история со «стеной», которая «оправдывает» войну, кровь и смерть, маскирует его государственную несостоятельность. Как говорится, гибкий ум и прогибающийся позвоночник налицо.
От него старается не отставать Петр Порошенко. Досадно оступившись на парламентских выборах, он теперь занят сплочением олигархической рати, перетаскиванием депутатов-мажоритарщиков на свою сторону и укреплением влияния в среде силовиков. А еще надо преуспеть в Берлине и Вашингтоне, где позиции премьера пока выглядят предпочтительнее.
Вот только страной некогда заниматься. Между тем тарифы на коммуналку уже в ближайшее время повысятся в среднем в четыре раза. После такого социальные последствия не заставят себя ждать, предупреждают экономисты. В этих условиях противостояние президента и премьера, сложный состав Верховной рады, масштабные желания основных игроков и скудные возможности их удовлетворить способны только приблизить новые катаклизмы, несущие прямую угрозу украинской государственности.
http://odnarodyna.com.ua/node/26578