Нынешнее время - осевое, центральное. Наверное, для всей будущей истории XXI века в той же степени, в какой начало века XX определило его свершения и его трагедии. Иногда, читая рассуждения наших эмигрантов середины прошлого столетия, поражаешься тому, как они раскаивались за благодушие, недальновидность, бездеятельность, проявленные ими или старшим поколением их семей во время первых полутора десятилетий этого века, а затем революции и гражданской войны.
Не дай Бог и нам пережить то же самое. И значит, сегодня нужно ясно определить свои цели, сконцентрировать волю и действовать - действовать как православные христиане, готовые устроять свою жизнь не под чьим-то сторонним влиянием, а прежде всего по слову Господа, под Его водительством.
Да, нам сегодня пытаются сказать, что Библия, Предание Церкви, да и Сам Христос никакого отношения к мирским делам не имеют. Но откройте Священное Писание, почитайте творения вселенских и русских святых, и вы увидите, как много там сказано об устроении земной жизни по образу Божия Царства. Да, в полноте это Царство здесь невозможно. Но Господь сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21), - и оно не может не распространяться вовне, как не может быть веры, не выражающейся в добрых делах, как не может быть и отшельничества, не простирающего любовь к миру, не научающего людей, не молящегося о них.
Нам предлагают образы рекламного «счастья», а мы должны держать перед мысленным взором образ апостольской общины. Нам предлагают жизнь в расслаблении и пустоте, а мы должны помнить, что жить надо единым на потребу. Нам говорят о «нормальности» мира, устроенного по греховным человеческим представлениям, а мы должны помнить, что единственная для нас норма - это Божие Царство. Нас вопрошают, подобно Пилату: «Что есть истина?». А мы должны отвечать: Христос есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Христос, который и сегодня для одних - соблазн, а для других - безумие.
Не может быть России без Христа. Да, в нашем обществе живут люди инаковерующие и неверующие, но центральным нашим смыслом, основанием наших ценностей, источником нашей воли и нашего действия может быть только что-то простирающееся за пределы земных вещей, что-то устремленное к единственному Христову Царству, куда не войдет ничто нечистое, ничто теплохладное, ничто обленившееся, ничто противоположное Его истине, ничто отвергшее жизнь по этой истине.
Да, сегодня нам трудно, нас пытаются приземлить, заставить отказаться от себя и от Бога. Санкции, страхи, мрачные картины будущего - все это нам подбрасывают не случайно. Подбрасывают, чтобы навсегда отбить желание работать не миру, но Богу. Но не случайно и Господь все это попускает. Он дает нам невиданную за последние двадцать лет возможность освободиться - от житейской коросты, от боязни сильных мира сего, от расслабленности и
ложного благодушия. Нас хотят погрузить в немощь, а мы можем стать сильнее. Нас хотят подчинить, а мы можем, как никогда раньше, раскрыться в истории. Нас хотят научить «нормально жить» и не перечить мировым центрам власти, а мы, даст Бог, покажем новый путь всем народам.
Центральное время наступает не только для нас. Экономика финансового пузыря не может расти или даже утверждаться вечно. Диктат одной силы, даже сколь угодно мощной интеллектуально и психологически, сегодня выдыхается и поэтому она уже побеждена. А у нас, православных христиан Руси, возникает не просто возможность, но долг напомнить людям о Царствии Божием, о евангельском, апостольском, отеческом идеале устроения отношений между людьми во всех областях жизни.
Надо только быть христианами и прежде всего христианами: и внутри себя, и во всем, что мы совершаем как община, как Церковь, как народ - народ Божий.
Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отделапо взаимоотношениям Церкви и общества
«Русь Державная», 2014, № 12