Введение - в какой-то мере детский праздник, ведь в этот день мы вспоминаем событие из раннего детства Пресвятой Богородицы, когда Она была приведена своими родителями в Иерусалимский храм. А с какого возраста стоит приобщать наших чад к полноценному участию в богослужениях? Детей к посещению храма надо готовить, уверен протоиерей Виктор Горбач, настоятель храма святителя Иннокентия в Южно-Сахалинске, руководитель миссионерского отдела Сахалинской епархии.
В православных СМИ активно идет дискуссия относительно того, каким образом надо приобщить к Церкви детей, особенно не достигших семилетнего возраста. Надо ли, например, с ними выстаивать богослужения целиком или правильнее приводить сразу к Причастию? Какова Ваша точка зрения, как пастыря и отца троих детей?
- Сложно дать однозначный ответ, поскольку в каждой семье - свои особенности. Знаю примеры, когда пятилетние дети вместе с родителями находятся в храме большую часть службы. Но больше, конечно, тех, кто приводит малышей ближе к моменту Причастия. Мне кажется, что эта традиция вполне уместна. Мы верим в действенность Таинства и приходим именно для того, чтобы ребенок принял в нем участие. Раз Таинство действенно, оно действенно не только в отношении взрослого человека, но и в отношении ребенка. Значит, вполне допустимо, безотносительно к тому, был ребенок на всей службе или нет, все-таки приводить его на Причастие. Это очень важно.
Я не являюсь сторонником тех, кто говорит, что не надо вообще причащать детей, с аргументацией: «Они все равно ничего не понимают...». На самом деле ощущение благодатной атмосферы храма, которое переживается с самого детства, в какой-то определенный момент дает о себе знать, и человек, вспоминая эти свои детские впечатления, может быть, даже через много лет вновь возвращается в Церковь. Это очень важно.
Некоторые полагают, что в этом есть своего рода магизм: вроде как родители не молились, ребенок не молился, а получается, что они автоматически получают благодать Таинства вне зависимости от предпринятых усилий...
- Как раз наоборот - магизм тогда появляется, когда нам говорят о том, что непременным условием участия в Таинствах является вычитка определенных молитвенных текстов. Получается, мы верим не в благодать Божию, а именно в правильно произнесенные в определенный момент в определенной группе людей слова.
Молитвы нам, безусловно, необходимы, потому что, во-первых, в них запечатлелся многовековой мистический опыт Церкви. Молитвенный канон формировался постепенно, видоизменяясь, исходя из духовного опыта его составителей, поэтому не стоит пренебрегать этим опытом. Во-вторых, конечно, молитва в храме приводит нас в такое состояние, в котором мы в большей мере готовы принять Таинство, принять Христа. В тропаре на праздник Преображения говорится, что ученики, присутствовавшие в тот момент на Фаворе, видели славу Христову, «якоже можаху» - то есть настолько, насколько могли. Участвовать в Таинствах человек способен в зависимости от того, насколько он может их воспринять, но Таинство все равно действенно.
Родители, приходя в определенный день на службу сами по себе, без детей, находятся в храме более продолжительное время, готовятся к Причастию более основательно. Когда же они идут в храм с чадами, то больше посвящают время детям - в этом, конечно, есть некий дополнительный труд для родителей, который они обязаны нести как христиане. Но вот заставлять ребенка выстаивать всю службу неправильно, поэтому лучше просто приводить его на Причастие. Таково мое мнение.
До какого момента следует просто приводить ко Причастию?
- Думаю, что в шесть-семь лет ребенок уже может полноценно присутствовать на службе. Тут надо очень взвешенно подходить, понимаете. Не должно быть такого: «Сегодня тебе семь лет, и сейчас мы с тобой будем стоять всю службу обязательно. Так батюшка сказал». Даже когда мы впервые приводим ребенка в детский сад, то в первый день оставляем его на два часа, потом на полдня, потом - на целый день, то есть постепенно приучаем малыша к новой среде. Однако если в житейских вопросах мы поступаем определенным образом, то в отношении духовной жизни нередко начинается формализм.
Детей к посещению храма очень важно готовить. Например, если собираетесь вместе с ними пойти на воскресную Литургию, можно накануне в субботу сказать: «Завтра мы пойдем в храм на Причастие, ты будешь участвовать в главном церковном Таинстве». Потом, по дороге в храм, тоже можно рассказывать ребенку о том, что ему предстоит. Маленькому человеку сложно одномоментно переключиться с детских игр и забав на что-то важное, серьезное и сосредоточиться на этом, поэтому важна подготовка к службе.
А если ребенка просто привели и сказали: «Ну вот, стой, сейчас тебе дядя хлебушек даст», - то, конечно, происходит профанация. Потому что, во-первых, это священник, а не дядя, во-вторых, в Причастии дается не хлебушек. Если же мы все время малыша готовили, разговаривали с ним, то постепенно он понимает, что да, на службе нужно быть.
У меня был такой опыт: мы ехали с учащимися воскресной школы, детьми восьми-девяти лет, в один дальний храм. Там нет даже прихода, поскольку храм размещается на территории завода, для сотрудников которого он в свое время и был построен, но долгое время там не было богослужений. Ехали где-то около часа на автобусе. Пришли в храм. Он не отапливался, было очень холодно, но всю Литургию дети отстояли и все причащались. Предварительно мы договорились с ними: «Вы обязательно подготовьтесь и будете все причащаться, а ваша поездка - паломничество, в котором трудности нужно потерпеть». Этот пример свидетельствует, что детям важна мотивация; важно пробудить в них интерес к церковной жизни, но это возможно, только если с ними разговаривают и объясняют, как это важно.
Не секрет, что иногда подростки из православных семей, даже окончившие воскресные школы, отходят от Церкви. Что с этим делать? Не следствие ли это «перекармливания» духовной пищей?
- На самом деле это естественный процесс, когда дети, переживая переходный возраст, могут устремиться «на страну далече». Поэтому не надо думать, что они уходят именно потому, что учились в воскресной школе. Скорее, наоборот: воскресная школа дает детям некие полезные знания, якорь, который поможет им, пройдя через житейские бури, вернуться обратно.
Не стоит думать, что, если ребенка привели в воскресную школу, то он автоматически стал православным. Конечно, нет. На его поведение влияет масса факторов, например, как в семье относятся к Церкви, к окружающим людям. Ребенок, скорее, будет доверять своим родителям и поступать, как они поступают. Если родители осуждают других, то и он будет осуждать, причем словами родителей. Он просто честно транслирует то, что слышит. Поэтому, когда мы видим какие-то странности наших детей, надо, прежде всего, посмотреть на себя: не являются ли эти странности отражением нашей жизни? Основная ответственность за детей и основная работа по их христианскому воспитанию ложится именно на родителей.
Если уж затронули тему воскресной школы... Я сама преподаю в ней и все чаще сталкиваюсь с тем, что на уроках учащиеся старшего возраста начинают проверять преподавателя на прочность, бросать каверзные реплики и задавать провокационные вопросы. Как с этим быть?
- Надо разговаривать с ребенком, надо показывать ему, что он не прав. Это процесс воспитания, который немало зависит от профессионализма преподавателя. В старших классах общеобразовательной школы происходит то же самое: ребенок доступными ему способами пытается доказать, что он самостоятельная личность.
Здесь нет универсальных ответов, но надо понимать, что к определенному времени формат воскресной школы уже себя исчерпывает. В тринадцать-четырнадцать лет подросток уже не готов быть «винтиком», пассивным слушателем. Для таких детей должны быть какие-то другие мероприятия. В основном подростки проявляют себя через социальную активность, то есть важно, чтобы они чувствовали свою ответственность и свою значимую роль в каком-либо серьезном деле. На приходе чаще всего дети идут алтарничать, помогать священнику, девочки на клиросе поют... Нужно постоянно придумывать какие-то формы активности детей - может быть, храм убрать или помогать воду набирать во время праздника Крещения.
Деятельность воскресной школы должна быть максимально приближена к реальности, чтобы ребенок в результате мог получить практические навыки. И если даже мы берем теорию, ее, опять же, надо преломлять через современную жизнь для того, чтобы показать, что она актуальна здесь и сейчас. Например, на занятиях в воскресной школе важно разучить молитвы, которые все прихожане поют вместе в храме, чтобы ребенок понимал, что вот у него есть некая компетенция, которой нет у его сверстников. Для него это очень важно. Спросят сверстники: «Что вы там делали в воскресной школе?» - «Учили молитву «Отче наш», а ты знаешь, какие там слова? Как ее петь? А я знаю. Еще говорили о празднике Рождества Христова, а ты знаешь, какой это праздник? А я знаю».
Важно, чтобы информацией, изучаемой в воскресной школе, ребенок мог сразу воспользоваться в повседневной жизни, ведь он еще не способен работать на долгую перспективу.
Паломнические поездки в воскресных школах тоже очень интересны и ценны. Это, может быть, более полезно, чем некоторые долгие уроки по Закону Божию, из которых, как выясняется, информация чаще всего процентов на восемьдесят не запоминается.
Какова в этом случае роль преподавателя?
- Нужно помнить, что это не школьный педагог, а просто верующий человек, который делится с детьми своим личным духовным опытом, то есть их старший товарищ, обладающий знаниями, а также умениями, как это сделать интересно.
С детьми, убежден, надо серьезно разговаривать - как со взрослыми - и так же спрашивать с них. Тогда они будут тянуться к преподавателю, даже если чего-то пока не знают. В этом случае учащиеся, понимая, что пока еще достигли немногого, будут видеть некий горизонт, куда нужно двигаться.
Беседовала Ольга КИРЬЯНОВАhttp://prichod.ru/children-in-the-church/15852/