Когда я пришла на выставку, посвященную памяти Павла Маскаева, мне вспомнилось известное английское выражение - «зримое воплощение предельного совершенства». Оно, конечно, подходит ко всем талантливым людям искусства, но именно Павел Маскаев сполна одарил нас счастьем от созерцания своих произведений - картин, побуждающих к мыслям о любви, самоопределении, смысле жизни. С уходом таких людей, как он, становится безродно и пусто...
Экспозиция «Цветы, уходящие в вечность», открывшаяся 6 ноября в зале регионального отделения Союза художников (ул. Рахова, 137), стала данью уважения Павлу Маскаеву. Кроме этого, выставка посвящена и дню рождения художника (Павел Александрович родился 4 ноября 1951 года). Более семидесяти работ, ее составивших, - произведения живописи, графики, станковые панно, созданные им с начала 1990‑х по 2013‑й, - и стали отражением всех этапов рождения большого художника. Трудно определить жанр, наиболее близкий Маскаеву. Он писал великолепные натюрморты, обращался к философско-жанровой картине, тонко чувствовал красоту пейзажа...
Выставка начинается с фотопортрета мастера, который пишет на стекле свое имя. Изящный, кружевной почерк. Рядом - его удивительный триптих «Благословен день и час» с Ангелами Божиими в соседстве с цветами - ангелами земли. Это самое большое полотно Маскаева, за которое живописец был награжден серебряной медалью Национальной премии «Русская галерея-XXI век». Картина - словно исчерпывающий апофеоз исканий художника.
Говоря сегодня о творчестве Павла Александровича, искусствоведы отмечают его тяготение к монументализму, щедрый размах кисти, которой он словно хотел объять необозримые пейзажи родины. И в первую очередь - Хвалынска, покорившего его навсегда и ставшего дорогой к вере.
На заре творчества Павел Александрович и его друг Владимир Мошников ездили на Север, пробовали себя графиками. Хвалынск в их судьбе появился внезапно. Дача в центре Саратова, служившая художникам творческой базой, прекратила свое существование. Тогда в их биографии и возник Хвалынск с красивейшими уголками природы, сферичностью пространства. И начиная с 1980‑х годов именно в Хвалынске в общении с художниками и искусствоведами со всей России, в созерцании уникальной природы Павел всегда находил источник вдохновения.
Так, уже на второй год существования маскаевских пленэров к творческому дуэту примкнула целая группа художников. С годами поездки в царство меловых гор выросли в грандиозное движение «Хвалынские пленэры», на которые приезжают живописцы со всех уголков России. Созидательной, объединяющей атмосфере этой вдохновенной коммуны может позавидовать любой творческий союз. Днем художники пишут, вечерами обсуждают только что созданные работы. Стоит ли удивляться, что пленэр-2014 был посвящен 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и памяти Павла Маскаева?
Павел Александрович всячески препятствовал энтропии, понимая ее опасность. Он был уверен, что художники должны оставаться индивидуумами в общности, сродни электронам в атоме. И это особенно важно в наше время, когда сильно давление внешних разъединяющих сил.
Стремление взяться за руки в искусстве Павла Маскаева привело к эпичности. По итогам «Хвалынских пленэров» его кисть рождала масштабные диптихи и триптихи... Когда всматриваешься в произведение Маскаева, ты словно уходишь в этот манящий мир. Все потому, что Павел Александрович был мастером композиции, в которой было все уравновешено. Пластика, два-три цвета - и рождаются «Цветы, уходящие в вечность». К слову, Павел Маскаев любил писать цветы, что нетипично для художников-мужчин. Это роднит нашего легендарного земляка с живописцами начала прошлого века. Ваза с синими цветами, каждый из которых выполнен несколькими мазками. Казалось бы, всего лишь кругообразное движение кистью - и перед тобой кусочек луга, перенесенный в свое последнее стеклянное «жилище».
- Что касается синего цвета, пожалуй, это единственный яркий цвет, который Паша использовал в своих работах, - вспоминает известный саратовский писатель и журналист Ирина Крайнова. - Он так восхищался художниками, которые пишут только одно небо! Но и в его картинах небо занимало до двух третей пространства. В основном Маскаев работал с теплыми красками. Отсюда их светлая глубина... Красивая форма у Павла наполнена серьезным содержанием. Он развивался, находился в постоянном поиске новых форм. Пробовал работать пятном, когда на палитре есть еще краска, экспериментировал с песком. При этом его почерк оставался узнаваемым. Все его творчество - это поиски ответов на вопросы о времени, жизни и смерти.
Настоящим размышлением о вечности является его картина... о вечности. Бегут небесной рекой облака, взбиваются ветром кроны деревьев, гнутся травы. Стремительные потоки воздуха прогонят все. Время расчистит небо, сорвет с ветвей листву. И только горы, безмолвные собратья вечности, навсегда останутся на своем месте. Изображенные на горизонте, они и есть вечность - картина так и названа. Эти же меловые горы изображены на полотне, подаренном художником Хвалынской православной гимназии. Здесь они стали фоном для Богородицы и Ангелов - вот оно, молчаливое осмысление своих хвалынских поездок, а на самом деле - обращение к Богу.
- К сожалению, с Павлом Маскаевым нас связывало недолгое общение, - рассказывает протоиерей Виталий Колпаченко, настоятель Крестовоздвиженского храма города Хвалынска. - Мы встречались, беседовали во время хвалынских пленэров. Но даже из этих коротких бесед было понятно, какого грандиозного масштаба эта личность, какое огромное у него сердце. Накануне своего ухода Павел Александрович звонил мне с просьбой молитвы. Картины, навсегда обретшие свое место в холле нашей православной гимназии, в свою очередь - рукотворная молитва художника.
В последнее десятилетие масштабные диптихи и триптихи заслуженного художника России были представлены на региональных и всероссийских выставках, многие из них отмечены призами и дипломами. Масштабным и всеобъемлющим Павел Маскаев был во всем. С 1996 по 2013 год он был председателем правления Саратовского отделения Союза художников России, множество сил отдавал общественной работе, ратовал за высокий уровень представления изобразительного искусства Саратовской области в Поволжье и всей России. Бесценен его большой вклад в возрождение традиционных художественных проектов «Большая Волга», «Красные ворота».
За 35 лет насыщенной творческой жизни талантливым художником были созданы сотни произведений, многие из которых вошли в коллекции музеев России. Это коллекции Радищевского музея, Вольской, Хвалынской, Пензенской картинных галерей, Энгельсского краеведческого музея, Музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре. Данью любви и памяти художнику будет издание каталога с репродукциями его произведений и воспоминаниями и откликами о нем - об этом говорилось на открытии выставки в СХР. Но конечно, имя Павла Маскаева увековечено теми мгновениями счастья, которые посылают нам его наполненные светом полотна. Каждый из нас, почитателей его творчества, может смело сказать: «Мой друг, художник и поэт, в дождливый вечер на стекле мою любовь нарисовал, открыв мне чудо на земле». Чудо обретения себя.
Фото Ирины Крайновой
Газета «Православная вера» № 22 (522)
Елена Маркеловаhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/lyubov-narisoval-otkryv-nam-chudo-na-zemle