Провинциальная Франция: православный монастырь святого Силуана

0
338
Время на чтение 10 минут
Анже
Анже    

Провинциальная Франция умеет дарить радость. Здесь есть почти всё, столь желанное сердцу русского человека: простор и красивая природа, уютные деревни и города, отличные дороги, комфортабельный и прекрасно работающий общественный транспорт. Провинциальная Франция не так заражена тем духом безбожия, модернизма и разврата, который распространяется, словно раковая опухоль, из крупных городов и законодательных собраний, штампующих откровенно антихристианские законы. В провинциальной Франции можно встретить добропорядочных верующих, искренних прихожан Католической церкви, для которых важно жить по совести. Есть во французской провинции и православные общины, нередко франкоязычные, из числа местных жителей, принявших истинную веру.

Анже. Кафедральный соборАнже. Кафедральный собор

Моё знакомство с региональной Францией началось с города Анже, что в 300-х километрах к юго-западу от Парижа. Здесь я пробыл несколько дней, выступил с докладом на научной конференции. Многонациональная публика с интересом слушала моё сообщение, задавала вопросы, выражала поддержку или несогласие. А в свободное от конференции время я прогуливался по этому древнему городу, уютно расположившемуся на берегах реки Мен.

В одном из кварталов Анже я с удивлением обнаружил католическую церковь святого Сергия. «Неужели во имя преподобного Сергия Радонежского, столь почитаемого в русском мире?» - мелькнула мысль. - Нет, это невозможно: разве могут католики назвать свой храм в честь русского православного святого?» Оказалось, что Сергий - это римский воин третьего столетия, убиенный за христианскую веру. Но всё же встреча с этим именем в глубине Франции меня незримо вдохновила и ободрила, придала духовных сил.

Затем я решил осмотреть местный кафедральный собор. К собору, находящемуся на холме, ведёт длинная лестница. Поднимаюсь по ступенькам и вижу: навстречу идёт человек с окладистой бородой, в чёрной рясе, с крестом и панагией. Неужели православный епископ?

- Простите, вы епископ? - я подхожу к незнакомцу и задаю ему вопрос на русском.

Вижу, что меня не понимают. Перехожу на английский, осторожно интересуюсь юрисдикцией, чтобы случайно не попросить благословения у раскольника или униата, если он таковым вдруг окажется. Выясняется, что я встретил епископа, служащего в греческом православном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы в Бостоне (США). Во Францию он приехал проведать маму. Завязался разговор. Владыка оказался человеком открытым, расположенным к беседе и, как мне показалось, глубоко духовным. Символично, что даже по улицам Франции он ходил в епископском облачении. Выяснилось, что владыка лично знаком с патриархом Кириллом, причём отзывы о Святейшем я услышал самые тёплые.

- Я вот собираюсь в монастырь святого Силуана Афонского, что близ Ле-Мана, - сообщил я своему новому знакомому о ближайших планах.

- Монахом желаете стать?

Вопрос меня немного смутил. Определённого ответа я не дал, да его и не могло быть. Сказал только, что конкретики нет, но семейная жизнь не исключена... Владыка посоветовал мне усиленно молиться, чтобы Господь указал мне мой путь. Впрочем, сейчас я молюсь как раз о создании семьи: вроде бы мои устремления стали точнее.

У въезда на территорию монастыря св.СилуанаУ въезда на территорию монастыря св.Силуана    

После разговора с владыкой я успел осмотреть городской замок и пообедать. До Ле-Мана я добирался на скоростном поезде ТЖВ (поездка заняла меньше 40 минут), а в самом Ле-Мане сел на пригородный автобус, идущий через деревню Сен-Марс-де-Локене. Правда, слова «пригородный автобус» и «деревня» никак не вязались с тем, что я видел. В автобусе, например, были чистые, комфортабельные, красивые кресла (с ремнями безопасности) и кондиционер. А в деревнях - добротные каменные дома, отличные асфальтированные дороги и ухоженные поля.

Некоторые приезжают в монастырь издалека. Так велико их желание помолиться в этой обители

На остановке в Сен-Марс-де-Локене меня встретила монахиня, насельница обители. Через десять минут мы уже въезжали на машине в монастырь святого Силуана, расположенный в нескольких километрах от деревни. Была суббота, и мне удалось успеть на часть всенощного бдения. В воскресенье утром я помолился на Литургии, затем поговорил с приехавшими в церковь людьми. Некоторые из них приезжают издалека, преодолевая почти сотню километров! Так велико их желание помолиться в этой обители на западе Франции.

Условия жизни в монастыре мне показались не очень суровыми, особенно если сравнивать с некоторыми обителями в России и Беларуси. Утренняя служба начинается в шесть, но она обычно длится не более полутора часов (если служится Литургия, то 2-2,5 часа). Литургию, как правило, служат во вторник, четверг, субботу и, конечно же, в воскресенье. Вечерняя служба обычно короткая, чуть более получаса. Всенощное бдение в субботу вечером занимает два с половиной часа, но иногда, по усмотрению настоятеля, вместо него служится вечерня.

Утро в окрестностях монастыря
Утро в окрестностях монастыря    

Монастырское питание произвело на меня самое благоприятное впечатление. Трапеза была организована по принципу «шведского стола»: на столах стояли кастрюли с провизией, и все накладывали столько провианта, сколько хотели, причём еда была очень вкусная. По крайней мере, так было в дни моего приезда; я не исключаю, что в остальные дни бывает по-другому.

Конечно, за всем этим благолепием и хорошей организацией стоит непрестанный труд насельников монастыря и помощь благотворителей, без которой монастырь сегодня обойтись не может.

Монастырь на западе Франции

архим. Симеон (Коссек)архим. Симеон (Коссек)

Вечером я прогуливался по окрестностям обители святого Силуана. Свежий воздух, запах скошенной травы, стрекотание кузнечиков - даже не верилось, что я нахожусь не где-нибудь в Беларуси, а на западе Франции.

История монастыря связана с именем его нынешнего настоятеля, архимандрита Симеона (Коссека). Уроженец Бретани (провинции на северо-западе Франции), католический монах, принявший Православие, он начинал свое служение на приходе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (франкофонный приход Московского Патриархата в Париже). Вначале служил иподиаконом, затем диаконом, и наконец священником. Когда у отца Симеона появилось желание основать монастырь, он поехал за благословением в Англию, к архимандриту Софронию (Сахарову), в обитель святого Иоанна Предтечи в Эссексе.

Архимандрит Софроний (Сахаров): «Православный монастырь на Западе - это чудо»

- Что ж, попытайся, - сказал ему архимандрит Софроний. - Православный монастырь на Западе - это чудо.

Вернувшись в родные края, отец Симеон стал искать землю для обители. Ему удалось приобрести территорию старой фермы близ деревни Сен-Марс-де-Локене. Здания пришлось перестраивать, но со временем, благодаря кропотливому труду, на месте фермы появились собор, корпуса для насельников, трапезная, мастерские... Рассказывают, что бывший хозяин поместья, видя, как стараниями монахов и благотворителей его бывшее владение становится все краше, сердился, что не запросил более высокую цену.

Отец Симеон покинул Париж и переехал в созданную им обитель в августе 1990 года, вскоре после покупки имения. Приехал всего с двумя потенциальными насельниками - мужчиной и женщиной, планировавшими принять постриг. Правда, мужчина потом изменил своё решение, покинул монастырь и женился. Женщина - ныне монахиня Феодора - осталась.

Сейчас в монастыре десять монахинь, в их числе две затворницы. Они живут отдельно, но вблизи монастыря. Одна из них - мать Таисия (духовная дочь митрополита Сурожского Антония) - иногда приходит на монастырские трапезы, регулярно посещает праздничные и воскресные службы, включая вечерние богослужения. Вторая затворница - мать Мария - бывает только на праздничных и воскресных Литургиях и никогда не посещает общую трапезу. Остальные сёстры живут на территории монастыря и несут обычные послушания: работают в пошивочной мастерской, трапезной, изготавливают свечи, выращивают фрукты и овощи, делают варенье. Монастырское варенье пользуется большой славой: за ним приезжают жители окрестных деревень (и не только), причём люди едут целенаправленно, чтобы купить в монастырской лавке этот «сладкий» продукт.

Трапезная монастыря св.СилуанаТрапезная монастыря св.Силуана    

Почти все монахини - француженки. Среди братии монастыря национальный состав более «пёстрый». Архимандрит Симеон и монах Силуан - французы. Монах Пахомий (он прожил в монастыре несколько лет, затем уехал на Афон) родился в Голландии, в семье эмигрантов из Суринама. Монах Амвросий - англичанин. Также в монастыре живут два послушника - Арсений и Василий. Сам монастырь находится сейчас в юрисдикции Константинопольского Патриархата (Экзархата Русской традиции).

Монах Амвросий: путь в монастырь

С отцом Амвросием (Бансом), насельником монастыря святого Силуана, мне было интересно пообщаться по нескольким причинам. Во-первых, он англичанин, а именно с Англией связаны несколько лет моей жизни, от которых у меня остались самые тёплые воспоминания. Во-вторых, монах Амвросий изначально был далёк от Православия и принадлежал Англиканской церкви. Он родился в 1958 году в Лондоне, закончил Лондонский университет, где изучал русский и немецкий языки, работал в типографии. Судьба, а, точнее, Промысл Божий привели его не только в Православную Церковь, но и в православный монастырь.

Спустя три дня в Йоркский собор ударила молния и случился пожар. Многие увидели в этом суд Божий над Англиканской церковью

- В 1984 году в Англиканской церкви произошло событие, которое всколыхнуло многих верующих, - рассказал мне отец Амвросий. - Это было ещё до рукоположения женщин. Дело в том, что на управление Даремской епархией был поставлен человек крайне либеральных взглядов. Например, в одном из интервью он утверждал, что Христос не родился от Девы, что Он не воскрес из мертвых. Его назначение вызвало протесты среди верующих, но всё же рукоположение состоялось в Йоркском соборе. Спустя три дня в собор ударила молния и случился сильный пожар. Многие люди увидели в этом суд Божий над Англиканской церковью... Для меня же такая либеральная богословская позиция была категорически неприемлема.

В монастыре св. Силуана
В монастыре св. Силуана    

Либерализация англиканства подтолкнула Роберта (это имя носил отец Амвросий до принятия монашества) к дальнейшим духовным поискам. Он не желал оставаться в церкви, где на высоком уровне проповедовались идеи, идущие вразрез с Библией. Взор Роберта обратился в сторону католицизма и Православия.

Я сказал себе: «Хочу стать православным, даже если службы будут на албанском языке»

- Я колебался, - говорит отец Амвросий. - Как англичанин, я не люблю Католическую церковь. Для меня неприемлем институт папства, особенно в свете решений Первого Ватиканского собора о папской непогрешимости в вопросах веры и морали. Но у меня были сомнения и насчёт Православия: я думал, что это всё русское. Затем я познакомился с книгой «Православная Церковь» нынешнего митрополита Каллиста (Уэра). Прочитав этот труд, я сказал сам себе: «Хочу стать православным, даже если службы будут на албанском языке». Я пришёл в собор Успения Богородицы, где служил митрополит Сурожский Антоний, и в 1986 году был принят в Православную Церковь через миропомазание.

Уже в то время, по словам моего собеседника, у него появлялись мысли о принятии монашеского пострига. Мысли эти он отгонял, считая, что вначале нужно стать хорошим православным христианином. Тем не менее, Роберт стал посещать монастыри - Предтеченский в Эссексе, монастырь РПЦЗ в Бруквуде (оба - в Великобритании); также приезжал на Афон в русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в греческие обители, в сербский и болгарский монастыри.

В монастыре св. Силуана
В монастыре св. Силуана    

- Во время второго паломничества на Святую Гору я понял, что быть афонским монахом - это не для меня, - говорит отец Амвросий. - Вначале я планировал поселиться в монастыре в Эссексе. Но мне не очень нравились их службы. В будние дни там не было Литургий и вечерень, а только молитва Иисусова утром и вечером. Вот когда я побывал в монастыре святого Силуана, я понял, что мне здесь нравится. Служили на французском, но я учил французский в школе и, в отличие от многих своих земляков, не забыл этот язык. В 1999 году я стал послушником, спустя год был пострижен в рясофор, а в 2009 году - в малую схиму.

Сейчас отец Амвросий трудится в трапезной, прачечной, а также работает в библиотеке и с богослужебными текстами. Несёт послушание иподиакона. К слову, он один из немногих насельников, владеющих русским языком. Поэтому корреспонденция, приходящая в монастырь на русском, передаётся, как правило, монаху-англичанину, для разбора и последующих ответов.

* * *

В Церкви монастыря св.Силуана
В Церкви монастыря св.Силуана    

Нельзя не заметить, что монастырь святого Силуана, где молятся Богу и трудятся люди разной судьбы, известен не только на западе Франции. Его миссионерская роль не сокрыта от окружающих: об обители знают местные жители; монастырь принимает паломников, среди которых есть и инославные. Службы на французском делают их понятными коренным жителям Франции; не удивительно, что желающие узнать Православие приезжают в монастырь у Сен-Марс-де-Локене.

Очень хочется верить, что об этой обители и всех входящих в неё усердно молятся многие святые, частицы мощей которых находятся в Церкви святого Силуана и расположенной в крипте Церкви Святой Троицы. Думается, что эти молитвы, соединённые с молитвами насельников монастыря, звучат у престола Божия как добрые ходатайства за французскую и многие другие земли нашего неспокойного и суетного мира.

Сергей Мудров

http://www.pravoslavie.ru/put/75580.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Александрович Мудров
Священник Франсиско Сальвадор: «Каждую неделю левые грозятся меня убить»
О Чили, православной миссии и миссионерской общине в Сантьяго
04.10.2023
«Люди думают, что мы враги, оккупанты, вепаратисты»
Прот. Стефан Балан о жизни приходов УПЦ в Тернопольской области Украины
01.11.2021
«“Закон о переименовании” государство принимало, чтобы ликвидировать УПЦ»
Митрополит Климент (Вечеря) о Православии в пост-майданной Украине
28.09.2021
Все статьи Сергей Александрович Мудров
Последние комментарии
Новое оружие России
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:26
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 06:25
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Рабочий
27.11.2024 06:25
«Педагоги не могут качественно передавать им знания»
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:18
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
26.11.2024 22:43
Либеральный момент: от «конца истории» до Трампа
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.11.2024 21:48