Одним из самых главных событий этого года станет общероссийское празднование 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В Церкви никогда не оскудевала память о Преподобном, его почитание. Он так же близок современному человеку, как и тем, кто жил до нас. Почему так происходит и о чем призвано напомнить нам предстоящее празднование? Мы беседуем об этом с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.
- В тропаре преподобному Сергию есть такие слова: «И не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих...». Владыка, а кто может считать себя теми чадами преподобного Сергия, кого он обещал посещать?
- Этислова тропаря основаны на эпизоде из жития Преподобного. Он дает обещание своим ученикам: если они будут следовать его наставлениям и образу жизни, то он никогда не оставит их и всегда будет их предстателем, молитвенником и ходатаем пред Богом.
Чадами преподобного Сергия, прежде всего, конечно, могут считать себя насельники Лавры - не только те, кто живет сегодня в обители, но и те, кто начинал здесь свой монашеский путь. Люди моего поколения - счастливые люди, потому что на наших глазах происходило и происходит возрождение Церкви. Мы помним еще то время, когда на всей территории нынешней Российской Федерации было всего два действующих мужских монастыря, и Лавра была одним из них. Поэтому очень большая часть современного духовенства, в том числе архиереи и настоятели многих монастырей, вышли из Лавры преподобного Сергия. До самой смерти мы будем считать себя его учениками и потому дерзаем надеяться на то, что эти слова относятся и к нам.
Думаю, что чадами преподобного Сергия могут считать себя и те, кто с верой приходит к его мощам в Троице-Сергиеву Лавру в Троицком соборе. В еще более широком смысле - наверное, все живущие в России, потому что не напрасно современники назвали Преподобного игуменом земли Русской. Думаю, что каждый верующий человек ощущает молитвенный покров преподобного Сергия и испытывает к нему очень теплые, я бы даже сказал, родственные чувства, потому что это действительно великий угодник Божий, молитвами которого и до сегодняшнего дня, несмотря на все наши грехи и беззакония, держится Русская земля.
- Преподобного Сергия называют игуменом земли Русской еще и потому, что считают его основоположником монашества на Руси. Есть ли какие-то особые черты у лаврского монашества?
- Монашество существовало на Руси все-таки и до преподобного Сергия, его основоположниками принято считать Антония и Феодосия Киево-Печерских. А преподобный Сергий - это тот, в ком по-особому ярко проявились многочисленные добродетели, свойственные монашескому званию. А над всеми этими добродетелями, конечно, огромная, совершенно неизмеримая любовь к людям. И, наверное, игуменом земли Русской люди называли его и потому, что чувствовали и во время его жизни, и до сего дня ощущают его любовь, простирающуюся к каждому человеку, объемлющую всех нас.
Надо еще помнить, что преподобный Сергий жил в очень тяжелый период русской истории - время татаро-монгольского ига. Оккупированная земля, порабощенный народ, который платил дань и постоянно подвергался опасности быть уничтоженным набегами захватчиков, междоусобная вражда.. И вот в это время проявилась в высшей степени, изливалась на каждого человека со-чувствующая, со-болезнующая любовь преподобного Сергия. Люди эту любовь видели, на нее откликались и поэтому назвали его игуменом земли Русской. Здесь слово «игумен» равнозначно слову «отец». Такое же чувство, как у детей к отцу, было у всех, кто общался с преподобным Сергием.
Есть ли какие-то особые черты у лаврского монашества? Я думаю, что чем более преуспевают монахи в духовной жизни, тем более они становятся похожими друг на друга, потому что есть некие качества, которые свойственны не отдельным личностям, а монашеству в целом. И стремиться к этому - цель любого человека, вступившего на монашескую стезю.
Особой чертой лаврского монашества я назвал бы ту, о которой уже упомянул: Лавра всегда, еще со времени жизни преподобного Сергия, была той духовной колыбелью, откуда монашество распространялось затем по всей Русской Церкви. Известно, что у Преподобного было двадцать учеников, и ими было основано около сорока монастырей. И в дальнейшем из числа насельников Лавры всегда избирались и архипастыри, и наместники других обителей.
Очень важно для всей Церкви, что именно в Лавре более 300 лет существует Московская Духовная Академия, около 70 лет - Московская духовная семинария, то есть важнейшие образовательные центры Русской Православной Церкви. Это, конечно же, еще более укрепило репутацию Лавры как источника кадров духовенства для всей России.
- Есть известное высказывание священника Павла Флоренского: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу, к этому Ангелу земли Русской: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука - все эти нити русской культуры сходятся к Преподобному».
Как человек, ушедший от мира, мог оказать столь разностороннее влияние на все стороны жизни народа? В чем, выражаясь современным языком, «механизм» этого влияния?
- Действительно, эпоха преподобного Сергия - это начало русского возрождения. С его именем связывают и возрождение русского национального характера, и возрождение русской культуры. Троицкий монастырь - тот узел, откуда шел духовный импульс, влиявший на самые разные стороны человеческого бытия. Почему так получилось? Роль личности в истории бывает определяющей, это давно известно. А преподобный Сергий был личностью уникальной.
Уходя от мира, оказывать самое благотворное влияние на мир - это на самом деле очень характерное для монашества свойство. В те времена, когда святость была идеалом для обычных людей, монашество и на Западе, и на Востоке оказывало не просто большое, а основное влияние на жизнь целых народов.
Как происходил этот процесс? Вот кто-то уходит из мира для того, чтобы подвизаться, оставшись наедине с Богом. И в случае, если этот подвиг увенчался успехом, если он был духовно беспреткновенным, обязательно начинается собирание вокруг этого монаха других людей, причем уже не только монашествующих. Мы видим это в истории Троице-Сергиевой Лавры. Преподобный Сергий уходит в дремучие леса, но вокруг него через некоторое время начинает собираться братия. Это люди, которые тоже искали иноческого жития и, видя пример монашества в жизни Преподобного, приходили к нему для того, чтобы жить рядом с ним, воспринимая его опыт и пользуясь его духовным руководством. А затем эту обитель замечают люди, которые стремятся к христианской жизни в миру. И они стараются поселиться поближе к монастырю, чтобы иметь возможность общаться с игуменом и братией, постоянно видеть перед собой пример подлинной христианской жизни и поучаться ей. Кстати, именно так шло освоение Русского Севера, куда направились ученики Преподобного после его кончины. Вологодские и костромские леса, архангельские пределы до Белого моря были заселеныблагодаря тому, что поселения людей возникали у монастырей, основанных учениками Преподобного.
- Сегодня в православном Интернете ведутся очень жаркие споры: должен ли христианин любить свою Родину, христианское ли чувство - патриотизм? Можно ли найти ответы на эти вопросы в житии преподобного Сергия?
- Надо понимать: само слово «патриотизм» очень многозначно, а кроме того, разные люди вкладывают в него очень разное содержание. Патриотизм как любовь к своему Отечеству - совершенно нормальное, правильное, абсолютно не противоречащее христианству чувство. Патриотизм как некое чувство превозношения над другими народами, другими государствами - это чувство не христианское.
Если говорить о патриотизме в житии преподобного Сергия, то его основой, как мы уже говорили, была любовь и сочувствие к страдающим, изнемогающим подчас от внешних обстоятельств соотечественникам. Это подлинно христианское чувство, исполнение заповеди Божией о любви к ближнему. Там же, где патриотизм начинает мечтать о завоеваниях, о подчинении других народов, он далеко уходит от христианства, становится ему чужд.
Любить свою Родину, свой народ не просто можно, но и нужно, но при этом любовь к народу и Отечеству не надо ставить выше любви ко Христу. Как и во всем остальном, здесь важна правильная иерархия ценностей. На первом месте у любого человека должна быть любовь к Богу, Небесному Отечеству, к которому мы призваны. А потому уже - любовь к Отечеству земному. Мы имеем заповедь Божию о любви к ближнему, о почитании отца и матери - и думаю, что любовь к своему Отечеству и народу является частью исполнения именно этой, второй заповеди.
- Впервые день рождения Преподобного отмечают как общероссийское церковно-государственное торжество. В Троице-Сергиеву Лавру отправилась большая группа паломников от Саратовской епархии.
- Конечно, это очень радостное и важное событие для всех нас. Очень отрадно, что государство проявило большую заботу о восстановлении Троице-Сергиевой Лавры. Это ведь не только великая национальная святыня, это еще и один из лучших памятников архитектуры в нашей стране, заповедник, по которому можно просто изучать историю русской архитектуры - настолько полно представлены ее образцы и стили в ансамбле строений монастыря. Было очень сложно восстановить Лавру после того чудовищного разорения, которое произошло после ее закрытия в 1920-1930-е годы. Благодаря тому статусу, который получил юбилей, здесь впервые была проведена комплексная реставрация, и Лавра сегодня находится на пике своего внешнего расцвета. Это большая радость для каждого русского человека.
Замечательно, что тысячи людей со всей России получили возможность совершить крестный ход, почтить память Преподобного, вознести свои молитвы у его мощей. Это, конечно же, большая радость и настоящая милость Божия к тем, кто станет участником этих торжеств.
Беседовала Наталья Горенокhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/lyubov-obemlyushhaya-vsekh-nas