Опыт солнечной жизни

«Когда ты все время сидишь, уткнувшись в планшет, целыми днями не вылезаешь из социальных сетей, смотришь дурацкие картинки и не можешь от них оторваться - ты перестаешь читать, перестаешь реагировать на то, что происходит рядом с тобой и в мире, перестаешь нормально общаться... и просто деградируешь. А здесь, в "Солнечном", ты приходишь в себя. Ты идешь в библиотеку и берешь книгу. Ты видишь лица друзей. И это... это счастье, правда!»

Так сказал мне мальчик по имени Глеб, который приезжает в православный детский лагерь «Солнечный» пятый раз и ни в какое другое место отдыха почему-то не хочет. В «Солнечном» ограничено общение по мобильному: в определенное время можно взять свой телефон у вожатого и позвонить родителям - вот и все. Интернета вообще нет. И что же? Выросшие за компьютером дети не просто приняли это - они это оценили!

- Глеб, а кроме этого, что так привлекает тебя в «Солнечном»?

- Тут очень интересно, весело, мы играем в футбол, песни поем. Экскурсии, природа...

- Да ведь в любом летнем лагере по-своему весело. И футбол, и природа, и экскурсии - этого везде хоть отбавляй.

- Да, но здесь православный лагерь, - говорит этот шустрый и озорной (сразу видно) подросток, и я вижу, что это для него по-настоящему важно. Глеб - алтарник: через два часа во время всенощного бдения в походном храме я увижу, как он помогает служащему священнику.

У Глеба есть друг, тоже Глеб, о них так и говорят - «оба Глеба». Еще их называют князем и воеводой, потому что все лето в «Солнечном» проходит под знаком преподобного Сергия Радонежского и в обиход введена лексика XIV века. По словам Глеба-воеводы, одна из причин того, что он решил приехать в «Солнечный» второй раз (отдыхал здесь и в прошлом году),- это Олег Вячеславович, вожатый их отряда, «самый крутой вожатый в мире». В первом отряде только мальчики; девочки - в соседнем, втором. Старших детей решено таким образом разделить, и это, наверное, правильно: мальчишкам необходимо мужское воспитание. «Крутой» Олег Вячеславович, он же семинарист Олег Грушин, отслужил в десантных войсках и совершенно убежден в святости воинского долга. Он на самом деле воспитывает мальчиков личным примером - и это не набивший оскомину штамп, а живая реальность.

* * *

Детский лагерь «Солнечный» существует уже семь лет. Скажем прямо, епархии с этим «ребенком» очень и очень непросто. Затрат и хлопот он требует огромных, окупать себя материально не может в принципе (никто на это и не рассчитывал), а что такое ответственность за детей, знает любой, кто за них когда-либо отвечал... Но когда я разговариваю с человеком, на чьи плечи вот уже шестой сезон подряд ложится львиная доля этого груза, то есть со священником Александром Чеботаревым, директором лагеря, вижу: он очень рад, что «Солнечный» существует.

- По осени мне не раз звонили родители: «Что вы сделали с нашим ребенком? Он моет посуду, он сам стирает!.. Он молится каждое утро и каждый вечер!». Дети здесь меняются. Они привозят домой опыт общения, опыт житейский и духовный. Несколько наших мальчиков поступило уже в семинарию, кто-то уже заканчивает.

- Батюшка, а в чем особенность такой «зеленой» паствы? Что должен делать священник, чтобы подросток к нему потянулся, за ним пошел?

- Когда мы жалуемся на наших подросших детей, мы забываем, что их души на самом деле подобны губкам: впитывают то, во что погружены, а при малейшем сжатии выдают все это наружу. Будет подросток верующим или нет - это зависит от взрослых. Каждого из нас, общающихся с ними, можно сравнить с бассейном, в который губка погружается. Важно, чтоб наши воды были чисты и богаты полезными веществами.

* * *

Весьма примечательно: на те богослужения, которые совершаются в походном храме лагеря, можно было бы привезти из города двух-трех опытных взрослых певчих, надежного чтеца, алтарника, который ничего не перепутает - это было бы проще! Но взрослая часть «Солнечного» пошла непростым и даже рискованным путем: дети здесь сами поют и читают в храме, прислуживают в алтаре. Студентка колледжа искусств Вероника Сосновцева, которая не раз приезжала в «Солнечный» школьницей, а теперь стала здесь вожатой, очень хорошо объяснила, почему это важно:

- Когда участвуешь в бого­служении сам, это незабываемо. Детям здесь объясняют все на очень простом, доступном языке. И благодаря тому, что они все делают сами, это крепко усваивается. Ведь когда человек делает что-то самостоятельно, он задумывается. Когда он поет или читает в храме, он вникает в слова. Значит, у него появляется опыт. И он обязательно будет делиться этим опытом, обсуждать его с друзьями. Пойдет непринужденный обмен впечатлениями. Так дети помогают друг другу прийти к Богу через богослужение.

Маргарита Москвичева тоже отдыхала здесь ребенком, подростком, набиралась того опыта, о котором сказано выше, а теперь - вожатая:

- Школьницей я бывала и в обычных детских лагерях отдыха, но там мне приходилось иногда непросто... Там я сталкивалась с несправедливостью, жестокостью, агрессией, скверно­словием, которое сейчас среди подростков - обычное дело. Я и там пыталась молиться, но при всех это делать было невозможно, читала вечернее правило уже лежа в постели, про себя. А когда приехала сюда, сразу почувствовала, что здесь совсем другая обстановка. Здесь мы молимся все вместе, утром и вечером. И поэтому очень хорошо чувствуется Божия защита, помощь, и это очень действует на всех - и на детей, и на взрослых.

Маргарита затрагивает очень важную проблему. Дети из православных семей, из семей, хранящих традиционные нравственные ценности, чувствуют себя сегодня белыми воронами среди сверстников. В силу возраста они очень уязвимы и нередко страдают от комплекса неполноценности, даже от ложного стыда, тщательно скрывают свою веру от окружения. А епархиальный лагерь отдыха дает им возможность познакомиться и сдружиться с верующими ровесниками, обрести свою среду и набраться необходимого мужества.

Пятнадцатилетняя Таня приезжает в «Солнечный» уже в шестой раз. Ее подруга Настя - в третий, Катя, которая поет в хоре, - тоже в третий. Девочки говорят, что этот лагерь для них - совершенно особый мир, островок доброты и взаимопонимания: «Здесь нет такого негатива, как везде». Несмотря на юный возраст моих собеседниц, в них чувствуется некая усталость - от многого в нашей общей, увы, жизни! Им очень нужна поддержка, и очевидно, что здесь они ее получают.

* * *

Да, большинство отдыхающих здесь детей в Церкви с детства, их родители - воцерковленные люди. Но есть и иные пути в «Солнечный» - кто-то попадает сюда по так называемым социальным путевкам. Спрашиваю, не связано ли с этими детьми, с их поведением каких-то проблем. Вожатая Маргарита объясняет, что верующие ребята и девочки создают среду, которая диктует поведение: «Здесь нормально быть послушным, нормально быть вежливым, исполнять обязанности». Дети, для которых это еще не вполне норма, по словам Маргариты, втягиваются и понимают: здесь нужно жить именно так.

По словам старшей вожатой Марины Шиловой, в истории «Солнечного» было лишь два случая, когда родители, недовольные тем, что их ребенок угодил по социальной путевке именно в православный лагерь, приезжали и забирали свое так и не воцерковившееся чадо. А в основном бывает иначе:

- Ребенок, который в начале смены ничего о Церкви не знал и ничего не понимал, в конце молится со всеми вместе, и видно, что до него  действительно - дошло.

* * *

С недавних пор «солнечный» народ созывают на молитву колокола: в лагере появилась звонница. Сегодня всенощное бдение, служит отец Димитрий Зимин. Мы вместе идем в храм. Если бы я написала, что все дети стоят на службе как струнки и внимают каждому слову, это было бы неправдой. Многим стоять трудновато; многие, особенно малыши, крутятся, отвлекаются, кто-то, устав, ищет способ потихоньку смыться. Но чему тут удивляться? Разве мы, взрослые люди, не «крутимся», образно говоря, во время бого­служения, не отвлекаемся, не рассеиваемся, не выходим «подышать»? Удивляться надо другому: той серьезности и строгости, которую я заметила в некоторых старших мальчиках и девочках. А еще меня очень тронул маленький разновозрастной хор, старательно певший всю службу.

Отец Димитрий занимается с детьми церковнославянским языком, разбирает тексты молитв и псалмов. Можно надеяться, что юных чтецов к концу смены станет больше. А еще будет кружок колокольного звона - раз уж появилась звонница, и профессиональный звонарь в лагере имеется - радист Михаил.

Детям интересно в «Солнечном», значит, им интересно в Церкви. И это главное, потому что в определенном смысле человек и есть то, что ему интересно.

Фото Юлии Ракиной

Газета Православная вера» № 13 (513)

Марина Бирюкова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/opyt-solnechnojj-zhizni
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Марина Бирюкова:
Все статьи автора
Последние комментарии
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сергей Житинский - вебмастер РНЛ
04.12.2019
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019