Опыт солнечной жизни

0
208
Время на чтение 6 минут

«Когда ты все время сидишь, уткнувшись в планшет, целыми днями не вылезаешь из социальных сетей, смотришь дурацкие картинки и не можешь от них оторваться - ты перестаешь читать, перестаешь реагировать на то, что происходит рядом с тобой и в мире, перестаешь нормально общаться... и просто деградируешь. А здесь, в "Солнечном", ты приходишь в себя. Ты идешь в библиотеку и берешь книгу. Ты видишь лица друзей. И это... это счастье, правда!»

Так сказал мне мальчик по имени Глеб, который приезжает в православный детский лагерь «Солнечный» пятый раз и ни в какое другое место отдыха почему-то не хочет. В «Солнечном» ограничено общение по мобильному: в определенное время можно взять свой телефон у вожатого и позвонить родителям - вот и все. Интернета вообще нет. И что же? Выросшие за компьютером дети не просто приняли это - они это оценили!

- Глеб, а кроме этого, что так привлекает тебя в «Солнечном»?

- Тут очень интересно, весело, мы играем в футбол, песни поем. Экскурсии, природа...

- Да ведь в любом летнем лагере по-своему весело. И футбол, и природа, и экскурсии - этого везде хоть отбавляй.

- Да, но здесь православный лагерь, - говорит этот шустрый и озорной (сразу видно) подросток, и я вижу, что это для него по-настоящему важно. Глеб - алтарник: через два часа во время всенощного бдения в походном храме я увижу, как он помогает служащему священнику.

У Глеба есть друг, тоже Глеб, о них так и говорят - «оба Глеба». Еще их называют князем и воеводой, потому что все лето в «Солнечном» проходит под знаком преподобного Сергия Радонежского и в обиход введена лексика XIV века. По словам Глеба-воеводы, одна из причин того, что он решил приехать в «Солнечный» второй раз (отдыхал здесь и в прошлом году),- это Олег Вячеславович, вожатый их отряда, «самый крутой вожатый в мире». В первом отряде только мальчики; девочки - в соседнем, втором. Старших детей решено таким образом разделить, и это, наверное, правильно: мальчишкам необходимо мужское воспитание. «Крутой» Олег Вячеславович, он же семинарист Олег Грушин, отслужил в десантных войсках и совершенно убежден в святости воинского долга. Он на самом деле воспитывает мальчиков личным примером - и это не набивший оскомину штамп, а живая реальность.

* * *

Детский лагерь «Солнечный» существует уже семь лет. Скажем прямо, епархии с этим «ребенком» очень и очень непросто. Затрат и хлопот он требует огромных, окупать себя материально не может в принципе (никто на это и не рассчитывал), а что такое ответственность за детей, знает любой, кто за них когда-либо отвечал... Но когда я разговариваю с человеком, на чьи плечи вот уже шестой сезон подряд ложится львиная доля этого груза, то есть со священником Александром Чеботаревым, директором лагеря, вижу: он очень рад, что «Солнечный» существует.

- По осени мне не раз звонили родители: «Что вы сделали с нашим ребенком? Он моет посуду, он сам стирает!.. Он молится каждое утро и каждый вечер!». Дети здесь меняются. Они привозят домой опыт общения, опыт житейский и духовный. Несколько наших мальчиков поступило уже в семинарию, кто-то уже заканчивает.

- Батюшка, а в чем особенность такой «зеленой» паствы? Что должен делать священник, чтобы подросток к нему потянулся, за ним пошел?

- Когда мы жалуемся на наших подросших детей, мы забываем, что их души на самом деле подобны губкам: впитывают то, во что погружены, а при малейшем сжатии выдают все это наружу. Будет подросток верующим или нет - это зависит от взрослых. Каждого из нас, общающихся с ними, можно сравнить с бассейном, в который губка погружается. Важно, чтоб наши воды были чисты и богаты полезными веществами.

* * *

Весьма примечательно: на те богослужения, которые совершаются в походном храме лагеря, можно было бы привезти из города двух-трех опытных взрослых певчих, надежного чтеца, алтарника, который ничего не перепутает - это было бы проще! Но взрослая часть «Солнечного» пошла непростым и даже рискованным путем: дети здесь сами поют и читают в храме, прислуживают в алтаре. Студентка колледжа искусств Вероника Сосновцева, которая не раз приезжала в «Солнечный» школьницей, а теперь стала здесь вожатой, очень хорошо объяснила, почему это важно:

- Когда участвуешь в бого­служении сам, это незабываемо. Детям здесь объясняют все на очень простом, доступном языке. И благодаря тому, что они все делают сами, это крепко усваивается. Ведь когда человек делает что-то самостоятельно, он задумывается. Когда он поет или читает в храме, он вникает в слова. Значит, у него появляется опыт. И он обязательно будет делиться этим опытом, обсуждать его с друзьями. Пойдет непринужденный обмен впечатлениями. Так дети помогают друг другу прийти к Богу через богослужение.

Маргарита Москвичева тоже отдыхала здесь ребенком, подростком, набиралась того опыта, о котором сказано выше, а теперь - вожатая:

- Школьницей я бывала и в обычных детских лагерях отдыха, но там мне приходилось иногда непросто... Там я сталкивалась с несправедливостью, жестокостью, агрессией, скверно­словием, которое сейчас среди подростков - обычное дело. Я и там пыталась молиться, но при всех это делать было невозможно, читала вечернее правило уже лежа в постели, про себя. А когда приехала сюда, сразу почувствовала, что здесь совсем другая обстановка. Здесь мы молимся все вместе, утром и вечером. И поэтому очень хорошо чувствуется Божия защита, помощь, и это очень действует на всех - и на детей, и на взрослых.

Маргарита затрагивает очень важную проблему. Дети из православных семей, из семей, хранящих традиционные нравственные ценности, чувствуют себя сегодня белыми воронами среди сверстников. В силу возраста они очень уязвимы и нередко страдают от комплекса неполноценности, даже от ложного стыда, тщательно скрывают свою веру от окружения. А епархиальный лагерь отдыха дает им возможность познакомиться и сдружиться с верующими ровесниками, обрести свою среду и набраться необходимого мужества.

Пятнадцатилетняя Таня приезжает в «Солнечный» уже в шестой раз. Ее подруга Настя - в третий, Катя, которая поет в хоре, - тоже в третий. Девочки говорят, что этот лагерь для них - совершенно особый мир, островок доброты и взаимопонимания: «Здесь нет такого негатива, как везде». Несмотря на юный возраст моих собеседниц, в них чувствуется некая усталость - от многого в нашей общей, увы, жизни! Им очень нужна поддержка, и очевидно, что здесь они ее получают.

* * *

Да, большинство отдыхающих здесь детей в Церкви с детства, их родители - воцерковленные люди. Но есть и иные пути в «Солнечный» - кто-то попадает сюда по так называемым социальным путевкам. Спрашиваю, не связано ли с этими детьми, с их поведением каких-то проблем. Вожатая Маргарита объясняет, что верующие ребята и девочки создают среду, которая диктует поведение: «Здесь нормально быть послушным, нормально быть вежливым, исполнять обязанности». Дети, для которых это еще не вполне норма, по словам Маргариты, втягиваются и понимают: здесь нужно жить именно так.

По словам старшей вожатой Марины Шиловой, в истории «Солнечного» было лишь два случая, когда родители, недовольные тем, что их ребенок угодил по социальной путевке именно в православный лагерь, приезжали и забирали свое так и не воцерковившееся чадо. А в основном бывает иначе:

- Ребенок, который в начале смены ничего о Церкви не знал и ничего не понимал, в конце молится со всеми вместе, и видно, что до него действительно - дошло.

* * *

С недавних пор «солнечный» народ созывают на молитву колокола: в лагере появилась звонница. Сегодня всенощное бдение, служит отец Димитрий Зимин. Мы вместе идем в храм. Если бы я написала, что все дети стоят на службе как струнки и внимают каждому слову, это было бы неправдой. Многим стоять трудновато; многие, особенно малыши, крутятся, отвлекаются, кто-то, устав, ищет способ потихоньку смыться. Но чему тут удивляться? Разве мы, взрослые люди, не «крутимся», образно говоря, во время бого­служения, не отвлекаемся, не рассеиваемся, не выходим «подышать»? Удивляться надо другому: той серьезности и строгости, которую я заметила в некоторых старших мальчиках и девочках. А еще меня очень тронул маленький разновозрастной хор, старательно певший всю службу.

Отец Димитрий занимается с детьми церковнославянским языком, разбирает тексты молитв и псалмов. Можно надеяться, что юных чтецов к концу смены станет больше. А еще будет кружок колокольного звона - раз уж появилась звонница, и профессиональный звонарь в лагере имеется - радист Михаил.

Детям интересно в «Солнечном», значит, им интересно в Церкви. И это главное, потому что в определенном смысле человек и есть то, что ему интересно.

Фото Юлии Ракиной

Газета Православная вера» № 13 (513)


http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/opyt-solnechnojj-zhizni
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35