Как объяснить ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо, как воспитать его нравственно здоровым в условиях нашей абсолютно бесцензурной свободы - свободы рекламы, печати, телевидения, Интернета и т. д.? Что и при каких условиях может противопоставить этому «девятому валу» семья? На этот наш вопрос отвечают Ирина Мошкова, директор православной семейной психологической консультации «Семейное благо» (Москва), преподаватель Сретенской духовной семинарии, и Борис Лазарев, помощник председателя приходского совета храма во имя святого благоверного царевича Димитрия при Первой Градской больнице (Москва), поэт, отец восьмерых детей.
Семья спасет, если она - малая Церковь
Вопрос о воспитании нравственно здоровой личности в наших сегодняшних условиях не предполагает простого решения. Это не тот случай, когда можно выдать набор рецептов: «Вот так делайте, а вот так - нет». Мы живем в ХХI веке, в период развития новых технологий, в период глобализации информационных потоков, которые сметают на своем пути любые преграды. Свобода без границ и моральных запретов, доступная сегодня людям благодаря Интернету и средствам массовой информации, ежедневно привносит в наше сознание, а также в сознание наших детей целые «комья грязи», от которых трудно уберечься...
Самый простой подход к данному вопросу состоит в том, чтобы постараться оградить детей от вредной для их психики информации. Каким образом? Можно поступить радикально: выбросить телевизор, запретить доступ к Интернету, не покупать газет и журналов. Однако есть ли при этом гарантия, что наши дети не пойдут потом в гости к своим одноклассникам, чтобы посмотреть по телевизору интересующий их фильм, или что они не захотят выйти в Интернет прямо в стенах школы, или не остановятся у газетного киоска, чтобы полистать журнал с откровенными фотографиями или картинками?
Очевидно, что таких гарантий никто дать не может. Современные дети быстро развиваются физически и физиологически, а также очень рано приобретают чувство «взрослости». Мы едва успеваем за ростом и развитием юных акселератов. Они гораздо лучше родителей разбираются в технических новинках и новых информационных технологиях, ориентируются в Интернете. Поток информации, накрывающий детей, уже подобен настоящему «девятому валу»...
Так что же делать нам, родителям, чтобы уберечь души наших детей от проникновения зла?
Одними запретами здесь не обойтись... Необходимо учить детей анализировать социальные явления, размышлять над ними и понимать последствия принимаемых решений. Потребность «повзрослеть», присущую каждому ребенку уже в 10-12 лет, необходимо дополнять умением быть по-настоящему взрослым человеком.
Решение данной проблемы требует серьезных духовных и интеллектуальных усилий от самих родителей. Прежде всего, необходимо, конечно, молиться о спасении душ своих детей, молиться всем сердцем, чтобы Господь избавил их от зла и укрепил их слабые душевные силы, чтобы они могли устоять в добре. Родители, без сомнения, должны заботиться о том, чтобы дети были крещены и воцерковлены с младенчества, так как без помощи благодати Божией невозможно вырастить и правильно воспитать детей.
Но, кроме этого, родителям необходимо предпринять еще и собственные усилия, чтобы разобраться в вопросах взросления детей. Для этого нужно развести между собой два понятия - «воспитание» и «социализация», которые хотя и близки по смыслу, но все же отличаются друг от друга.
Социализация - это процесс становления человека как общественного существа. Процесс социализации привносит в жизнь ребенка много полезного: без него невозможно становление личности человека, невозможна адаптация к окружающему миру и усвоение культуры человеческих отношений. Ребенок растет, и по мере его взросления постепенно расширяется его социальный горизонт. Он усваивает правила общественного поведения, социальные нормы и ценности, которые потом изнутри мотивируют его собственную социальную активность; он вступает в общение с людьми различного возраста, учится понимать их и строить с ними межличностные отношения. Поступая в школу, ребенок открывает для себя социальный опыт жизни предшествующих поколений людей, а также достижения науки, техники и культуры, которыми богато человечество. Благодаря усвоению социального опыта и общению с другими людьми наши дети могут впоследствии осмысливать самих себя, выстраивать свои жизненные ценности и позиции, а также определяться в своих намерениях и поступках.
Однако в мире социальных отношений присутствует не только добро, но и откровенное зло. Поэтому каждый человек должен научиться делать выбор - отфильтровывать, выбирать, а также преобразовывать по своему усмотрению то негативное влияние, которое социум ему навязывает. Духовно развитый, зрелый человек способен противопоставлять себя тем примерам и влияниям, которые противоречат сложившемуся у него мировоззрению.
Такие способности не формируются у детей автоматически, по ходу их возрастного развития. Для того чтобы ребенок научился различать и выбирать, родители должны прилагать особые усилия, направленные на формирование у него, с одной стороны, нравственного иммунитета против зла, с которым он сталкивается в обществе, а с другой - нравственной выносливости в отстаивании позиций добра.
Заметим, что противостояние личности и окружающего мира является одной из фундаментальных проблем онтологии человеческого бытия. Как известно, мир весь во зле лежит (ср.: 1 Ин. 5, 19). Христос говорил Своим ученикам: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Спаситель приходит в мир, чтобы указать нам путь, следуя по которому можно не только не участвовать в делах тьмы, но и побеждать ее христианским подвигом смирения, терпения и самоотверженной любви. Христианский образ жизни, избранный сознательно и добровольно, дает человеку мужество противостояния злу и готовность активно творить добро. Отвратись от зла и сотвори благо (ср.: Пс. 33, 15) - таковы нравственные принципы бытия полноценной, духовно здоровой личности, обозначенные еще в священных текстах Ветхого Завета. С пришествием Христа в мир эти слова стали реальной практикой жизни христиан, предпочитающих скорее пойти на смерть, нежели принять греховные устои мира. Вспомним, что среди христианских мучеников были не только зрелые мужи, но и женщиныматери, а также их юные дети.
Главная роль в формировании духовно здоровой личности принадлежит семье. Именно семья является той духовнонравственной и социальнопсихологической средой, в которой закладывается и формируется «ядро» человеческой личности. Что попадет в это «ядро», то и будет потом определять последующую самостоятельную жизнь растущего ребенка: его интересы, мысли, чувства, дела и поступки.
С нашей точки зрения, для того, чтобы ребенок приобрел нравственный иммунитет и нравственную выносливость, воспитание ребенка должно происходить в духовно здоровой, христианской семье. Только такая семья сможет сформировать у ребенка устойчивые духовнонравственные критерии, позволяющие распознавать добро и зло, делать правильный выбор и свободно укореняться в добре. Усваивая христианское мировоззрение, идеалы и ценности жизни, ребенок постепенно приобретает способность не замечать дурных влияний социума, не фиксироваться на них и сознательно отвергать, даже если к ним расположены его сверстники.
В основе христианского воспитания ребенка лежит учение о семье как малой, домашней Церкви.
По учению святых отцов, семья есть особый дар Творца созданным Им людям. Первый брак, как известно из Библии, был заключен еще в раю при непосредственном участии Господа. Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословленный Им супружеский союз впоследствии становится средством продолжения и умножения человеческого рода. Богословские и религиозно-философские исследования показывают, что понятие «семья» имеет духовную природу: единение мужчины, женщины и ребенка в любви возможно лишь при условии взаимного добровольного жертвенного служения друг другу. Вне этого духовного контекста «взаимной посвященности» и «взаимной сопричастности» проживание людей под крышей общего дома становится не семьей, а простым «совместным рядомжительством» (И. А. Ильин). По слову святителя Иоанна Златоуста, христианский брак является «Таинством Любви», в котором участвуют не только супруги, но и Сам Господь. Божие благословение и освящение брака, достигаемое в единстве христианской веры, благоустраивает дом и преобразует семью в домашнюю церковь (ср.: Рим. 16, 4), в которой муж, жена и дети совместно возрастают в духовном и нравственном совершенствовании. В связи с этим, согласно православной традиции, семейная жизнь должна стать «путем ко спасению», движение по которому невозможно без несения креста повседневных обязанностей взаимной заботы, взаимного сотрудничества, взаимного понимания и взаимного согласия.
По учению Православной Церкви, «чадородие» (т. е. рождение и воспитание детей) спасительно для супругов: дети не случайное приобретение, а дар Божий, который необходимо не только сберечь, но и приумножить, оказывая содействие раскрытию способностей и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни. «Нерадение о детях - больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию... Нет нам извинения, если дети у нас развращены», - писал святитель Иоанн Златоуст. В связи с этим Церковь утверждает, что духовнонравственное воспитание детей является исконной функцией семьи.
Христианский подход к воспитанию предполагает, что родители воспринимают свое отцовство и материнство как некое духовное служение Богу и ближнему. Воспитание в ребенке доброго нрава и его способности к добродетельной жизни определяется тем, насколько сами родители способны показать ему добрый пример. «Если хочешь воспитывать других, - писал святитель Василий Великий, - воспитай сначала самого себя в Боге». И это, безусловно, единственно верный подход к воспитанию детей в семье.
Правильный, иерархически выстроенный уклад семейной жизни, в котором органически соединяются отцовская и материнская линии поведения, благотворно сказывается на формировании детской души, воспринимающей почитание родителей и послушание им как необходимые условия благополучного личного возрастания. Опыт семейного общения, основанный на любви, научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье как в школе благочестия формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и Отечеству, в чувстве сопричастности к истории своего народа. По выражению И. А. Ильина, семья является «школой христианской Любви», «школой взаимного доверия и источником формирования религиозных, национальных и отечественных традиций», «школой верного авторитета» и «школой здорового чувства частной собственности, предприимчивости, ведения хозяйства и организации бытовой жизни».
Иными словами, конструктивные и полезные для общественной жизни способы самореализации личности формируются только в условиях традиционных духовнонравственных устоев семьи, в ходе приобщения к христианской вере.
Применение спасительного опыта христианской жизни в жизни семейной требует, чтобы родители видели в ребенке развивающуюся личность, а не простой «объект» своих воспитательных воздействий. Отец и мать должны подходить к ребенку, имея страх Божий, боясь навредить растущей детской душе попустительством или, напротив, слишком жесткой требовательностью. Родители должны развивать в себе душевную чуткость и духовнонравственную интуицию для того, чтобы найти правильный подход к ребенку. Христианская педагогика отвергает стереотипы. Она предполагает живой, творческий, нестандартный, индивидуальный подход родителей к ребенку. Необходимые виды наказания ребенка должны подбираться родителями продуманно и взвешенно, с учетом возраста и наличия душевных сил, потребных для осмысления происшедших событий и преодоления порочных наклонностей. По мнению святых отцов Церкви, нельзя наказывать детей с раздражением и ненавистью. Нужно научиться отделять плохой поступок ребенка от его личности. Поступок нужно осудить, а личность ребенка надо оправдать и побудить к преодолению греховных наклонностей. На фоне такого разделения становится возможным то самое «наказание с любовью», о котором писали святые отцы. Когда дети почувствуют эту любовь, они сами поймут, что заслуживают наказания. Тогда и наказание будет с пользой и будет воспитывать. Необходимо помнить, что задача родителей - не подавить личность ребенка, а создать условия для ее правильного духовного и нравственного развития. Для этого родители должны быть справедливы и милосердны.
Очевидно, что разрушение семьи и утрата ею воспитательных функций приводят к вступлению в самостоятельную жизнь духовно и психологически незрелых людей. Именно такие инфантильные личности легко соблазняются пропагандой СМИ и некритично воспринимают навязанные социумом ценности и стереотипы поведения. Становясь легкой добычей интернет-форумов, разлагающих сознание социальных сетей и безнравственной рекламы, эти юноши и девушки своей неразвитостью и неполноценностью подрывают корни общественного благосостояния и стабильности, выражая агрессивные и бунтарские настроения. Многие молодые люди, не находя в кругу своей семьи ни родительской любви, ни душевного тепла, ни понимания, ни заботы, впоследствии приобщаются к алкоголю и наркотикам, становятся преступниками, вовлекаются в экстремистские религиозные секты. Еще раз подчеркнем, что молодые люди становятся такими, поскольку в кругу своей семьи они не приобрели того самого нравственного иммунитета, который смог бы их защитить от социального зла, а также нравственной выносливости, необходимой для того, чтобы они могли стать активными проводниками добра.
* * *
Мой многолетний опыт работы в качестве психологаконсультанта показывает, что многие современные семьи находятся сегодня в состоянии жесточайшего, трудноразрешимого кризиса. В ходе консультаций мы видим, что от семейных проблем не спасает ни материальный достаток, ни бытовой комфорт, ни высшее образование родителей... По большому счету, почти каждая российская семья нуждается сейчас в духовнонравственном и профессиональном психологопедагогическом сопровождении. Я убеждена в том, что нужно создавать специальные социально ориентированные некоммерческие организации - центры поддержки семьи, которые помогали бы всем категориям современных семей преодолевать проблемы супружеских и детско-родительских взаимоотношений.
Решение создавать такие центры, которые помогали бы людям пережить трудные жизненные и семейные ситуации, при епархиях и благочиниях уже принято Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. В связи с этим необходимо готовить православных специалистов (психологов, педагогов, медиков, социальных работников, юристов), которые желали бы и могли потрудиться на этом поприще.
В своем недавнем выступлении на заседании Патриаршей комиссии по вопросам защиты семьи, материнства и детства Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Семья является Богом установленной ценностью... Поэтому у Церкви особое отношение к сохранению семьи... Убежден, что помощь семье - это ключевая задача, которая стоит сегодня перед государством и Церковью. Мы должны понять, что крепкая семья - это действительно залог нашего будущего».
Ирина Мошкова
Надо просто жить вместе с детьми
Как в нашей нынешней обстановке воспитать достойных людей, а не нравственных уродов? Для начала нужно понимать, зачем тебе дети. Вообще, нужны они тебе или нет. Когда мы еще только встречались с Дашей, моей будущей женой, мы разговаривали обо всем, в том числе и о детях. Даша в то время помогала воспитывать детей в детском доме и много бывала в многодетных семьях. А я не имел представления о детях и даже их побаивался. Пятилетнего ребенка боялся на руки взять - вдруг сломаю ему что-нибудь ненароком. Но к чему я это рассказываю: цель брака - это все же появление детей. И если будущие супруги это понимают, то у них и мысли появляются - такие совместные наработки, - как их воспитывать. Когда у нас родился первый ребенок, Даша сказала, что рождение детей - это и есть победа над эгоизмом. И это очень верные слова!
Теперь, когда меня спрашивают, сколько у нас детей, и я отвечаю: «Восемь», многие восклицают: «Какой ужас!». Но почему же ужас? Еще сто лет назад это было вполне обычно для российских семей. Мы с женой никогда не планировали, как это сейчас модно, сколько у нас будет детей: появление на свет каждого ребенка было радостью. Известный музыкант Стинг в одном из интервью на вопрос: «Какую свою песню вы считаете лучшей?» - ответил: «Моя лучшая песня - это мои шесть детей». Для меня это было - подтверждением моих собственных мыслей: не один я так думаю. Выше семьи ничего не может быть, это главное предназначение человека. Самое важное, самое значительное в моей жизни - это мои дети. Я ничуть не жалею, что их у меня восемь. Создание такой семьи - это самый значительный поступок в моей жизни, все остальное чепуха.
По сути, это ответ на ваш вопрос, то есть с этого все начинается: а нужны ли тебе дети? Что они для тебя - цель твоей жизни или обуза? И только за этим следует вопрос «Как их воспитывать?».
Я общался с многодетными родителями: их у нас в приходе много. И вот я спрашиваю одного такого папу: «Георгий, как ты воспитываешь своих пятерых детей?» Он говорит: «Никак не воспитываю. Я вообще воспитывать не умею. Я молюсь Богу, как умею, например: Господи, сделай так, чтоб мои дети не курили!..» Я сначала подумал: ну как так можно?.. Чтобы воспитать детей, нужно что-то делать, нужно каким-то определенным образом с ними поступать, что-то важное им говорить... А потом, когда у меня самого дети появились, я понял, что это так: надо обо всем просить у Бога!.. А другая многодетная мама в ответ на мой вопрос сказала: «Мы знаем только одно, что детей нужно любить и кормить». И это так.
Вот такие ответы я получил от многодетных родителей. Сам же я, когда наши с Дашей дети стали подрастать и требовать к себе внимания, пришел к выводу: детям от нас, родителей, нужно совсем немного. Им нужно, чтобы мы каждый день были с ними, уделяли им хотя бы немного времени: разговаривали с ними, играли, читали. Пусть немного, но это должно быть их время. Их время с папой и их время с мамой. И ради этих минут родительского внимания дети могут отказаться от любых игрушек, сладостей, удовольствий - словом, от всего, и даже соблазнить их будет трудно. И так - с младенческого возраста до почти уже взрослого.
Мы с самого раннего возраста детям читаем. И не отказываемся от этого, когда ребенок научился читать сам. Потому что такое чтение - это всегда собеседование с ребенком. Даже интонационно мы создаем ситуацию общего переживания - вместе с ребенком проживаем книгу. Поэтому дети, даже умеющие уже читать, готовы слушать наше чтение целыми днями.
Это первое, что мы с женой поняли, - что нужно уделять детям внимание. Потом мы не раз подтверждение этому находили в литературе. Меня поразили воспоминания Марии Петровны фон Бок о ее отце - Петре Аркадьевиче Столыпине. Будучи государственным деятелем такого ранга, премьерминистром России, он все равно выбирал время и среди дня приезжал домой - специально для своих детей, а их у него было шестеро. Усаживал их всех вокруг себя, кого-то на колени к себе сажал, открывал книгу и читал своим детям какое-то время, час или два. И это для всех нас замечательный пример. Ведь очень многим сверхзанятым папам сегодня такое и в голову не придет.
Научить ребенка чему-то можно только тогда, когда есть общее дело. На словах - ничему не научишь. Только если ты живешь общей жизнью с детьми, они будут тебе доверять и тебя слушать. Только тогда можно что-то сказать, объяснить - микроскопические подчас вещи. Не смысл жизни, нет. Смысл они все равно поймут по-своему и в свое время. Но подтолкнуть к верному пониманию - какими-то маленькими шажками, находясь в постоянном и непосредственном контакте с ними, - это возможно. И конечно, если ты находишься все время со своими детьми и все время чем-то с ними занят, у ребенка соблазнов гораздо меньше. Его внимание будет приковано не к ним, а к вашему с ним общему делу.
Я до пятидесяти лет не занимался рыбалкой, я даже презирал рыбаков - взрослые дяди сидят часами с этой удочкой, что им, заняться, что ли, больше нечем? И вот теперь, живя каждое лето в Поленове, на Оке, я стал заядлым рыбаком. Я не только для себя за это взялся, я стал этим заниматься, чтобы общаться с детьми. Три моих сына и даже четвертый, Петя (он в три года помог мне вытащить щуку в 4,5 кг), встают вместе со мною спозаранку, и мы можем пропадать на реке целыми днями. Они очень хорошие помощники. Я на них покрикиваю, не без этого... Но они видят: папа не уткнулся в какую-то свою работу, которая, может быть, деньги приносит, нет, папа живет общей жизнью с ними. Если для детей отец - только кормилец, только рабочая лошадка, которая приносит деньги для их удовольствий, рано или поздно они привыкнут к отцу относиться только как к такой вот лошадке, которая должна везти воз, и не более того.
Совместная деятельность дает возможность жить в контакте с детьми и в конечном итоге вырастить их хорошими людьми. Конечно, ребенок подрастает, и у него появляется своя точка зрения, а папино мнение он начинает воспринимать как устаревшее, и возникает спор. Но даже через этот спор можно поддержать контакт. Потому что просто навязать свою точку зрения как единственно правильную нельзя. В дневниках отца Александра Шмемана очень хорошо написано об этом возрасте: «...молодежь, говорят, правдива, не терпит лицемерия взрослого мира. Ложь! Она только трескучей лжи и верит, это самый идолопоклоннический возраст и вместе с тем самый лицемерный. Молодежь "ищет"? Ложь и миф. Ничего она не ищет, она преисполнена острого чувства самой себя, а это чувство исключает искание. Чего я искал, когда был "молодежью"? Показать себя, и больше ничего. И чтобы все мною восхищались и считали чем-то особенным. И спасли меня не те, кто этому потакал, а те, кто этого просто не замечал. В первую очередь - папа...». Дальше отец Александр пишет, что отец никогда ему не подыгрывал, оставался самим собой. «...И, конечно, светилось в нем детство, почему и любили так его все, кто его знал. И теперь этим детством светится мне его образ».
Важно не потерять доверие детей. Общаясь с детьми, пользуясь их вниманием, можно в них заложить буквально все: и понятия о культуре и о нравственности, и отношение к истории и к обществу. Именно так можно их подчинить себе - подчинить не в смысле насилия, а чтобы они были под твоим влиянием, в твоем поле. И чем интереснее, чем больше ты будешь с ними общаться, тем больше они будут доверять тебе.
Один батюшка из многодетной семьи (два брата его тоже священники) рассказывал мне: «Родители нас не учили бояться зла, не говорили: "Ты должен знать, что это плохо". Нас учили во всем видеть красоту, уметь распознавать хорошее. А тогда зло само отстанет от человека». Мне кажется, что это путь святости.
Хорошим примером для детей является доброе отношение родителей друг к другу. Любовь и забота между ними.
Полноценная семья может стать духовной и нравственной крепостью. Я благодарен своей маме за то, что она не разошлась с папой, несмотря на все обиды, которые ей пришлось от него перенести, несмотря на советы разойтись; а когда с папой случилась беда, мама от него не отходила и выходила. И у нас с братом осталось на всю жизнь сознание счастливой семьи. А у моей супруги сложилось иначе: родители разошлись, и, хотя отец не бросал ее и всегда о ней заботился, это чувство сиротства осталось на всю жизнь.
Мы с Дашей счастливые родители, счастливые муж и жена. И надеемся, что это передастся нашим детям. Хотя старшие и говорят, что у них, конечно, не будет такого количества детей. (Это беда многих многодетных семей, но не вина детей - это вина родителей, которые не могут дать им такой уверенности, такой любви.) Однако мы верим, что эти крохотные частички нашего счастья помогут нашим детям в трудную минуту.
Отрадно, что люди, видя наше многочисленное семейство (например, в храме по воскресеньям), радуются вместе с нами и находят в том утешение. Однако это еще не всё - родить детей, пусть даже восьмерых (а это трудно - я подсчитал, сколько времени моя жена находилась «в интересном положении», - 72 месяца, шесть лет!), - надо вырастить их настоящими людьми. Мы пока еще этого не сделали. Наши дети еще не выращены.
Борис Лазарев
Журнал «Православие и современность» № 29 (45)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/sberech-tekh-kogo-nam-bog-vveril