«Иоанн Креститель имеет дерзновение пред Господом облегчать страдания усопших душ при прохождении мытарств. Потому - молитесь ему, ибо все мы грешники, и мытарств нам не избегнуть», - улыбчиво и мягко говорит отец Владимир Крук после чтения акафиста святому Предтече Господню Иоанну. Вместе с ним и его маленькой внучкой, усердно сорок минут певшей с нами «Радуйся, великий Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень», мы стоим в самом древнем храме Пскова - Рождества Иоанна Крестителя.
Нас всех вместе в этот день на акафисте -14 человек. Акафист Иоанну Крестителю здесь читают раз в неделю, по вторникам. Нам повезло: в третий день празднования Святой Троицы мы здесь...
Троичная трехдневная дужка замыкается удивительно: первый день празднования, 8-е июня, начался для нас со службы в Святогорском монастыре в Пушкинских горах, в Успенском храме, со стороны алтарной части коего покоятся «убиенный болярин Александр», матушка и иные родичи Александра Сергеевича. Там мы входили в храм меж тоненьких срубленных берез, украсивших храмовый вход, и стояли на службе на подсохшей свежей траве («мяконькая!»), а сегодня, 10-го июня, батюшка Владимир отрезает секатором нам на память и в утешение такие же псковские храмовые березовые веточки - с собой, в дорогу, в Москву, Белгород, Харьков... Поезд наш отправится через три часа, а нам не хочется уходить, нам тут празднично, умилительно, уютно и благодатно, мы топчемся на месте и улыбаемся - под сводами этого приземистого и коренастого белостенного собора, как и все псковские и новгородские древние храмы напоминающего не то гриб-боровичок, укорененный в родной земле, не то несокрушимого ратника в шеломе. А то и трёх - если иметь в виду сразу три главы храма: большую и две помене. Да, три богатыря. В районе Пскова, называемом Завеличье.
Вместить в голове невозможно: храм этот впервые упоминается в летописях под 1243 годом как уже существующий. Храм был возведен лет на сто раньше: общепринятая дата строительства собора - начало 1140-х гг., известный исследователь храма 1970-1980-х С.П. Михайлов считал, что даже 1124-1127 гг.
Можно ступить два шага и дотронуться до выступов и ниш в древних стенах, где под спудом покоятся мощи святых, например, преподобномученицы Евпраксии (псковской княгини Евфросинии), которая не только святая, но и являет собой такое связующее звено: будучи, с одной стороны, племянницей знаменитой преподобной Евфросинии Полоцкой, а с другой - тёткой псковскому святому благоверному князю Довмонту-Тимофею. Тому самому, что многократно выходил с дружиной в несколько десятков человек против изрядно превосходивших сил противника и побивал их. Это в честь него основная часть Псковского кремля (Крома) носит название Довмонтов город.
Русская древность, в которой живут современные псковитяне, израстает в них изнутри, сызмальства, как дерево, сплетаясь с недавней историей.
В храме Рождества Иоанна Предтечи установлен кованый крест-икона Животворящего Креста Господня, на нем написано: «На сем месте погребены расстрелянные и замученные жертвы иноземного и отечественного насилия».
Дело в том, что при восстановительных работах в соборе в 1991-1993 гг. тут были найдены костные останки и черепа с пулевыми отверстиями. Известно, что здесь себя «проявили» не только оккупационные немецко-фашистские войска, но и наши соотечественники в безбожное время, впав в помрачение, позабыв, что они православные, творили братоубийство и кощунство. Псковитяне хранят память и о том, что последнюю настоятельницу Иоанно-Предтеченской обители игуменью Ерминию репрессировали за то, что она укрыла под видом могилы здесь на монастырском кладбище церковные ценности; матушка была отправлена в ссылку на Урал, затем на Валдай.
О нашем безпамятстве говорят и факты размещения в храме в былые дни заводских помещений, складов, не прижившегося «театра слова», а также асфальтовой закатки в 1962 г. территории прихрамого кладбища, на котором сыздавна покоились многие достойные граждане Пскова, включая нескольких губернаторов XIX в. Уничтожено, «срыто» монастырское кладбище было еще в 1925 г., по решению губисполкома.
Отец Владимир благословляет мне фотосъемку в храме, быстро исчезает и возвращается с цветной брошюрой, рассказывающей о храме - в подарок.
Спрашиваю: «Отче, можно вас запечатлеть на память?» - «Меня? - изумляется батюшка. - Такого грешника?» Смеемся. В храме батюшку запечатлеваю срезающим троицкие березовые веточки, в кадр попадает икона святого равноапостольного киевского князя Владимира Крестителя, батюшкиного небесного соименника и покровителя. Но тот - строг, черноволос, суров и взыскующ, а отец Владимир сед, с белой бородой, мягок и улыбчив, строгость прячущий где-то в самой глубине добрых светящихся глаз. Но тоже - словно сошедший с иконы русский духоносный старец, точь-в точь.
Гляжу вокруг: росписи храма поражают какой-то детскостью, наивом, но и дерзновенной внятностью. Батюшка поясняет: это иерей Андрей Давыдов, иконописец, будучи здесь настоятелем в 1993-2006 гг., организовавший при приходе иконописную школу, сам расписал фресками притвор, часть главного нефа собора. Сюжеты с вечно живыми святыми псковитянами замечательно написаны в нишах. Следуя проекту архитектора С.П. Михайлова, мастер-настоятель установил и расписал в храме и невысокий двухъярусный иконостас, в византийском стиле.
Ревнители старины полагают, что «цветные пятна фресок современного происхождения мешают цельности восприятия храма, диссонируя с суровым домонгольским обликом храма». Мне - ничуть не помешали. Помогли.
* * *
Историки рассказывают: Ивановский (Иоанно-Предтеченский женский) монастырь был основан в 1243 г. преп. княгиней Евфросинией Рогволдовной, в иночестве св. Евпраксией, которая на собственные деньги выстроила первый каменный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи на левом берегу реки Великой, теперь это напротив (через реку) Варлаамовской крепостной башни. По преданию, она была и первой игуменией Ивановского монастыря.
Евфросиния была отдана за князя Ярослава в молодости, но супружеская жизнь молодой княгини была тяжела. Ярослав редко бывал во Пскове. Он оставил свою супругу и поселился в пределах Ливонии, избрав себе подругу из местных красавиц, и совершал военные набеги с ливонскими рыцарями в пределы Псковской земли. Из-за предательства Ярослава врагами в 1240 г. были взяты Изборск и Псков, которые через два года освободил св. блгв. князь Александр Невский.
В 1243 г. Ярослав пригласил супругу на свидание в ливонский городок Одемпе (Медвежья Голова), где она 8 мая была убита ее пасынком, сыном Ярослава от первой жены, - как считают, по наущению ее мужа. Тело Евпраксии было привезено во Псков и погребено в основанной ею обители.
В XIII в. Иоанно-Предтеченский монастырь находился под покровительством семьи Довмонта. На протяжении нескольких веков Ивановский собор служил местом погребения псковских княгинь: в его синодике записаны 10 княгинь-инокинь. В храме погребены были не только Евпраксия, но и княгиня Мария Дмитриевна (в иночестве Марфа, известная как Марфа Псковская), жена псковского князя Довмонта. Она была внучкой Александра Невского, монашеский постриг приняла в Иоанно-Предтеченском монастыре, где и почила в 1300 г. Тут была похоронена и княгиня Наталья - невестка князя Довмонта, жена его сына Давида. В 1487 г. здесь были похоронены умершие от моровой язвы жена и сын князя Ярослава Стриги-Оболенского.
В 1718 г., будучи еще епископом, монастырь посетил Феофан Прокопович. Вкладчиками и покровителями монастыря из числа царственных особ были Василий Иоанович (1510), Иоанн Васильевич (1536), Федор Иоанович (1585), Михаил Феодорович (1623), Алексей Михайлович (1646), Иоанн и Петр Алексеевичи (1685), благоверная государыня Параскева Феодоровна (1716), государыня Екатерина Алексеевна (1720), государыня Мария Александровна (1859).
В Иоанно-Предтеченском монастыре находилась чудотворная икона Спасителя Мироточивого. Она располагалась на северной стене собора Иоанна Предтечи над гробницей благоверной княгини преподобномученицы Евпраксии. Ныне образ находится в псковском Троицком кафедральном соборе в приделе Казанской иконы Божией Матери.
В 1811 г. в приделе Иоанно-Предтеченского собора, снесенном потом при реставрации, был погребен псковский вице-губернатор Самуил Самуилович Фигнер, отец знаменитого Александра Фигнера, командира «Мстительного легиона», действовавшего в тылу французской армии на территории России, Польши и Германии - партизанского отряда Отечественной войны 1812 г. А. Фигнер погиб в 1813 г. «при изгнании неприятеля из Отечества», как гласит надпись на памятном церковном потире, подаренном вдовой героя Ольгой Михайловной Фигнер (урожденной Бибиковой) Иоанновской церкви. Потир хранится нынче в Псковском музее-заповеднике. Один эпизод из феноменальной боевой жизни героя был воспет Василием Жуковским:
Наш Фигнер старцем в стан врагов
Идет во мраке ночи;
Как тень, прокрался вкруг шатров.
Все зрели быстры очи...
И стан еще в глубоком сне,
День светлый не проглянул -
А он уж, витязь, на коне,
Уже с дружиной грянул!
Младший брат «нашего Фигнера» Владимир ушел из Пскова в действующую армию, когда ему было 16 лет, отличился в сражении при Бородино, а позже вступил в партизанский отряд своего брата. Своих детей у Александра не осталось, революционерка-народоволка и эсерка Вера Фигнер была ему боковой родственницей среди потомков рода. Во второй половине XIX в. блистал ее родной брат, Николай Николаевич Фигнер, бас, русский певец и актер, предшественник Шаляпина и Собинова.
По описи 1743 г. в Иоанновском монастыре подвизалось всего-то 5 монахинь, в начале 1764 г. - лишь игумения и две инокини. А накануне русской смуты ХХ в., в 1915 г. монастырь населяли уже 135 сестер. В 1910-1912 гг. здесь трижды бывала преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, приезжавшая к своему духовнику, преподобному Гавриилу Спасо-Елеазаровскому.
Еще краткие вехи грозной истории: осенью 1615 г. шведский король Густав-Адольф осадил Псков и, обосновавшись с войском на Снятной горе и на Завеличье, расположился и в Ивановском монастыре. Три дня отсюда били вражеские пушки по крепостным стенам, выпущено было, если верить источникам, «700 огненных ядер, а чугунных - без счета».
В июле 1944 г. во время боев за освобождение Пскова от немецко-фашистских захватчиков часть собора была разрушена снарядами и пожаром. Потому с 1949 г. десять лет длилась реставрация Рождества-Предтеченского храма - по проекту П.М. Максимова. Однако в конце десятилетия были разобраны колокольня и ограда. С 1960-го храм является памятником республиканского значения.
С 1990-х в соборе Иоанна Предтечи возобновились службы - как в действующей приходской церкви.
* * *
Во Пскове огромный монумент Ленина глядит сверху на Ольгинский мост через реку Великую, прямо на Рижский проспект, исстари называвшийся - уже никто и не вспомнит как.
Советских названий здесь никто не отменял, и есть в них некая избыточность. Странно: хоть что-то можно ж было бы вернуть в русский обиход!
Вот так постановлением президиума губисполкома от 14.11.1923 г. были переименованы псковские топонимы: ул. Архангельская - в имени Ленина, Богоявленская - Герцена, Великоколуцкая - Советская, Верхне-Петропавловская - Воровского, Васильевская - Володарского, Георгиевская - Урицкого, пер. Златоустовский - Комсомольский, Никольская - Р. Люксембург, Новгородская - К. Маркса, Успенская - Калинина.
Вот и Рождества-Предтеченский 900-летний трехглавый храм имеет неожиданный адрес «ул. Горького, 1», а с севера его касается Комсомольская площадь.
Может, от этого тоже - наши непреходящие нестроения?
Между прочим, храм сей неслучайно стоит эдак на отшибе, особенно-отдельно: собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря - единственный во Пскове памятник архитектуры, сооруженный в традициях Новгородского зодчества XII в. и не имеет аналогов в псковском зодчестве! Это уникальный в городе храм, на котором восстановлено первоначальное позакомарное покрытие и шлемовидные главы.
Историки архитектуры пишут: «Состояние объекта - среднее». Отцу Владимиру, который повседневно занят благоустройством «объекта», думаю, видней. У входа в храм и сейчас лежит пешеходная плитка, которую вот-вот уложат. К выбеленным стенам - и снаружи, и внутри - я прикасался как святыне.
Неровности штукатурки, хранящие память о тепле живых рук, хорошо видны при солнце, падающем чуть под углом, и от этого возникает щемяще-родственное ощущение - и «космического» родства, и человеческого, словно к тебе протягиваются ладони пращуров через все девять столетий.
Молимся, как и наставляет отец Владимир Крук: «Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вoи Небесными, молися ко Владыце за менe, недостойнаго, унылаго, немощнaго и печальнаго, во многия беды впaдшаго, утруждeннаго бурными пoмыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имeяй конца греховному обычаю, пригвождeн бо есть ум мой земным вещeм. Что сотворю? Не вем. И к кому прибегну, да спасeна будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верхy Царя Христа, взeмлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егoже моли за грешную мою душу, да понe отныне, в первыйнaдесять час, понесу тяготу благую и приму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи. Обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понeже обоегo начальник еси: крещением омывaяй прародительный грех, покаянием же очищaяй коегождо дело скверно. Очисти мя, грехами осквернeннаго, и понyди внити, aможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное».
* * *
Внучка отца Владимира приехала из Беларуси, откуда родом, надо полагать, и он сам, судя по фамилии. Девочке не сидится: она уже успела надеть роликовые коньки и несется по дороже в сторону храма меж любовно высаженных трудницами розовых пионов и желтых лилий. И с разгону чуть ли не налетает на своего деда, который спокойно делает ей какое-то внушение.
Выйдя за калитку храма, и пройдя метров сто, мы оказываемся на берегу реки Великой, за которой открывается отрадный, великий вид на Псковскую крепость, город Довмонта. Град Святой Троицы, как предрекала уроженка этих мест святая равноапостольная княгиня Ольга, которая останавливалась примерно на том месте, где замерли и мы.
Чтоб прилепиться к Духу, месту и времени, мы садимся ненадолго на тихом бережочке среди зеленых трав и желтых цветов, среди летающих и топчущихся там и сям чаек, уточек и голубей. Солнечные лучи в прореху облаков падают на вспыхивающие белизной стены и золотом купола Троицкого собора, исторично и грозово высящегося на фоне черных туч, застеливших небо Отечества.
Через месяц, 7 июля по нов. ст., в день празднования Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, мы вспомним этот свет - уже две тыщи лет льющийся к нам и на нас от «Светильника Света неприступнаго».
Впрочем, не только в этот день, не только.
Фото автора
http://www.stoletie.ru/vzglyad/molites_jemu_ibo_vse_my_greshniki_210.htm